Основные модели смешанного обучения.




Подготовил: магистрант группы

ПОм-1801-65-00

Быкова Е.Л.

 

Цель работы: изучение смешанного обучения. Подробное изучение модели урока «РОТАЦИЯ станций».

 

Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в
основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-
урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых
дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными
средствами обучения.


Этапы внедрения смешанного обучения в образовательный процесс:

1. Определение особенностей контингента учащихся в целом и отдельных классов
(учебных групп, параллелей, «межшкольных» параллелей).
2. Выбор подходящей модели(ей) для имеющегося контингента с учетом его
особенностей.
3. Планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного
плана, определение долей трех компонентов смешанного обучения (очного, ИКТ-
опосредованного и самообразования), времени и форм итогового контроля.
4. Обеспечение реализации компонентов очного (подбор кадров, предоставление
школьного пространства и средств обучения), ИКТ-опосредованного (предоставление
интернет-ресурсов на базе договоров с их владельцами), самообразования
(организация установочного консультирования и контроля).
5. Оценивание и контроль результатов обучения.

Основные модели смешанного обучения.

Смешанное обучение складывается из:

1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного
процесса;

2) интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными
телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-
образовательными онлайн ресурсами;

3) самообразования.

Рассмотрим краткую характеристику некоторых моделей смешанного обучения.

Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в
классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации,
сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД; предполагает деление

класса на группы, в одной из которых основное обучение ведется online, а компонент
личного общения с учителем используется для консультирования, группового или
индивидуального, другой - основное обучение ведется в традиционной форме, а
компонент online обучения используется для поддержки и отработки навыков.

Модель «Перевернутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в
классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню
мотивации, сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД;
предполагает, что класс работает как одна группа, для которой очное общение с учителем
чередуются с ИКТ – опосредованной учебной деятельностью.

Модель «Смена рабочих зон» является развитием модели «Автономная группа»,
но число групп увеличивается в зависимости от видов учебной деятельности (online
обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа,
работа с учителем); предполагает закрепление определенного вида деятельности за
определенной рабочей зоной, что снижает временные затраты на включение обучающихся
в соответствующий вид деятельности.

Модели группы «Личный выбор» целесообразно использовать в старшей школе,
если учащиеся имеют высокие показатели мотивации к учению, уровня
сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков;
предполагает, что образовательная деятельность и ответственность за ее результаты
возлагается на обучающегося, так как процесс строится преимущественно с
использованием удаленных интернет-ресурсов.

«Гибкая модель». Школы, которые обучают большое количество детей, часто выбирают гибкую модель смешанного изучения. С этим подходом материал, прежде всего, изучается онлайн. Хотя учителя находятся в кабинете, чтобы оказать локальную поддержку по мере необходимости, изучение, прежде всего, самоуправляется, то есть обучающиеся независимо друг от друга узнают теоретическую информацию и новые понятия в цифровой среде. Гибкая модель является подходом, используемым школами со смешанным обучением, которая работает с партнерами по школьному округу, чтобы обратиться к потребностям студентов с поведенческими, академическими и / или социально-экономическими проблемами.

Ученики проводят большую часть своего времени в компьютерной лаборатории или кабинете, обучаясь онлайн. Однако учителя постоянно находятся рядом, чтобы работать с обучающимися над проблемными вопросами и обеспечить помощь по мере
необходимости.

«Ротация лабораторий» - модель смешенного обучения, в которой часть занятий проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс
(лабораторию), где работают на компьютерах или планшетах, углубляя и закрепляя полученные на уроках знания.

Наиболее популярная модель в средних школах – это «Модель самообучения» в рамках технологии смешанного обучения. Она дает детям возможность посещать уроки вне того, что уже предложено в их школе. В то время как эти люди посещают традиционную школьную окружающую среду, они также решают добавить в свое изучение онлайн-курсы, предлагаемые с помощью удаленного доступа. Для успешности этой модели смешанного обучения должны быть обучающиеся с высоким уровнем самомотивации. Самообучение идеально для ученика, который хочет взять дополнительные «продвинутые» курсы, или у кого есть интерес к предметной области, которая не охвачена в традиционном курсе обучения [2].

Одной из самых эффективных является модель «Ротация станций», когда класс делится на несколько групп и осваивает несколько рабочих зон, например: 1) зона работы с учителем, 2) зона взаимодействия онлайн и 3) зона работы в группе.

В зоне работы с учителем учащиеся работают непосредственно под руководством педагога, вместе разбирают и закрепляют новый материал, работают над ошибками и т.д., что обеспечивает индивидуальный подход и существенно повышает мотивацию учащихся и результативность урока.

В зоне «онлайн» применяются цифровые образовательные ресурсы, которые обеспечивают быструю обратную связь для учащегося, контроль его достижений учителем, детальную аналитику, экономию времени и учащегося, и педагога. Учащийся может сам выбрать способ освоения новой темы: подкаст, презентацию, видеоролик, статья электронного учебника, интерактивное упражнение или задание (тесты, викторины, игры, квесты, кроссворды, классификация и т.д.), что делает процесс обучения современным и интересным. Учащийся может выполнять задание несколько раз до тех пор, пока не добьется высокого результата.

Чтобы выбрать цифровую образовательную платформу учителю необходимо руководствоваться прежде всего целью ее использования, учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, уровень их знаний, умений и навыков, наличие доступа гаджетов и выхода в интернет.

В зоне онлайн можно использовать материалы платформы Яндекс.учебник, которая содержит готовые упражнения, задания, тематические подборки упражнений и карточек для формирования своих заданий и занятий и уроки разного типа с учетом разного уровня владения материалом учащимися; быструю обратную связь и статистику.

Для контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся подойдет «ЯКласс» - образовательный ресурс, который дает возможность проводить тестирование по предметам, создавать и выдавать задания классу и отдельным учащимся в виде тестов и не только, регулировать параметры и содержание предлагаемой учащимся работы.

Сore.ap. — это онлайн-платформа для создания образовательных материалов
и проверки знаний, которая обладает большой библиотекой готовых онлайн
уроков и стимулируют учителя на создание своих уроков. Большим подспорьем
для учителя являются уроки, созданные на платформе сore.ap., при помощи
которой учащиеся с увлечением изучают темы в интерактивной форме в
мобильном режиме, даже не требующем регистрации. Учитель на своей
страничке в разделе статистика, может видеть всю аналитику, сколько заданий
каждый ученик выполнил, какое задание вызвало затруднения. Сore.ap. дает
широкий спектр возможностей по включению в урок видео и аудио контента,
интерактивных упражнений, тестов, разнообразных файлов, целеполаганием и
рефлексией, эстетичным интерфейсом, возможностью менять шифр и цвет
текста, обратной связью, простотой и возможностью использования даже без
регистрации и с мобильного телефона.

При безотметочном обучении хорошо себя зарекомендовало приложение
ClassDojo, которое может оказаться весьма эффективным в борьбе за
дисциплину и успеваемость в классе, так как учитель получает хороший
инструмент для оценки и успеваемости, и поведения учащихся, а также для
поощрения, связи с родителями, создания электронных портфолио и дневников
класса и учащихся в отдельности. Занимательная форма ClassDojo способствует
повышению учебной мотивации учащихся.

И в классной, и в домашней работе можно использовать интерактивные
задания и викторины платформы LearningApps, которые присутствуют в обширной
библиотеке платформы или имеется возможность сконструировать самим. Так же в работе «онлайн» зоны используется работа с тренажерами, тестами с автоматизированной проверкой и оценкой, видеоуроки, электронные приложения к учебникам, что вносит разнообразие в систему обучения и делает эту систему более эффективной и современной, приближенной к жизненным реалиям учащихся.

«Видеоуроки в интернет» – образовательная онлайн-платформа, которая дает
учителю возможность применять видеоконтент на всех этапах урока для
изучения нового материала, закрепления, контроля знаний учащихся как в
классе, так и дистанционно [1].

Рассмотрев в качестве примера урок математики во 2 классе по теме «Площадь прямоугольника»[3], проведенный в виде ротаций станций можно отметить следующие аспекты:

· Организованы три зоны: зона работы с учителем, зона интерактивная, зона игровая;

· Время, отведенное для прохождения одной станции, отмеряется таймером.

· Для детей был разработан маршрутный лист, где даны четкие подробные инструкции, чтобы, переходя от одной станции к другой, они знали алгоритм действий.

· Учащиеся учатся работать самостоятельно, использовать помощь одноклассника, планировать свою деятельность в условиях ограниченного времени, получать обратную помощь учителя.

· В ходе урока постоянно происходит смена вида деятельности учащихся, что позволяет им отдохнуть от активной умственной работы и применить творческие навыки в игровой зоне.

· Помощь однокласснику при такой модели проведения урока является абсолютно «легальной» и приветствуется учителем.

· Дети заинтересованы в обучении, стремятся «уложиться» в установленное время, им интересно перейти на другую станцию и попробовать другой вид деятельности в данной теме урока.

Смешанное обучение, несомненно, представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития. Эта педагогическая модель позволяет повысить качество образования, стимулирует учащихся к творческому поиску и формирует навыки самостоятельной работы.

 

Используемые источники

1. Брейво, О. В. Основные аспекты смешанного обучения / О. В. Брейво // Образование XXI века: тренды, новые модели эпохи цифровизации и провайдеры поколения NEXT: Материалы Международной научно-практической конференции, Гродно, 20 января 2021 года / Редколлегия: С.А. Сергейко [и др.]. – Гродно: Государственное учреждение образования "Гродненский областной институт развития образования", 2021. – С. 57-61.

2. Цатурян, Н. Е. Концепция смешанного обучения как инновационный метод и ее интеграция в сферу образования в России / Н. Е. Цатурян // Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Варна, 18–23 сентября 2018 года. – Варна: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. – С. 225-235

3. https://www.youtube.com/watch?v=ibULAxEvRBI



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: