Тема 1. Методы исследования




Практические занятия.

Тема 1. Классификация методов исследований в психологии.

1. Проблема классификации методов научного исследования. Критерии (основания) для классификации методов исследования.

2. Классификация методов Г.Д. Пирьова.

3. Классификация методов Б.Г. Ананьева.

4. Классификация методов В.Н. Дружинина.

5. Классификация В.В. Никандрова.

6. Классификация А.И. Худякова.

Тема 2, 3. Характеристики психологического эксперимента.

1. Общая характеристика экспериментального метода в психологии. Виды: истинный, реальный и квазиэксперименты. Основные фазы эксперимента.

2. Виды валидности: внутренняя и внешняя валидность. Факторы, угрожающие внутренней и внешней валидности. Виды валидности: конструктная валидность, валидность статистического вывода.

3. Гипотезы и предъявляемые к ним требования. Основные элементы научного доказательства: аргументы, факты и выводы, а также интерпретации данных в рамках соответствующего теоретического знания.

4. Определение конкретных задач эксперимента.

5. Логическая схема построения эксперимента: контрольные и экспериментальные группы, контроль зависимых и независимых переменных.

6. Выбор экспериментальной и контрольной групп. Понятие рандомизации. Репрезентативность выборки. Эквивалентные группы.

7. Подбор и апробация психодиагностических методик.

8. Планирование и моделирование эксперимента: общие понятия. Операционализация понятий. Обоснование необходимого числа опытов.

9. Корреляционное исследование.

Примечание: экспериментальные планы смотрим и к практическим занятиям.

Лабораторные занятия.

Тема 1. Методы исследования

Метод наблюдения.

Вербально-коммуникативные методы

Тема 2. Экспериментальные и неэкспериментальные планы.

Доэкспериментальные планы

Основные понятия доэкспериментального плана. Исследование единичного случая. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. Сравнение статистических групп для изучения социально-психологических процессов в реальных коллективах.

Экспериментальные планы

План с предварительным и итоговым тестированием 1 контрольной группой. План с контрольной группой итестированием после воздействия. Статистические модели. Модели дисперсионного анализа.

Квазиэкспериментальные планы

Эксперимент по плану временных серий, проводимых в психологии обуче­ния. Серии временных выборок. Серии эквивалентных воздействий. Специфика проведения психологических исследований с использованием корреляционных планов. План с неэквивалентной контрольной группой. Сбалансированные планы. План с контрольными выборками. «Лоскутные» планы. Валидность планов.

Тема 3.Интерпретация и представление результатов психологических исследований.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, задачи и структура экспериментальной психологии.

2. История экспериментальной психологии как науки.

3. Общее представление о методологии науки.

4. Научное исследование. Основные общенаучные исследовательские методы.

5. Классификация методов психологического исследования.

6. Общая характеристика наблюдения

7. Организация психологического наблюдения. Программа наблюдения

8. Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

9. Общая характеристика вербально-коммуникативных методов

10. Беседа и интервью как вербально-коммуникативные методы исследования.

11. Анкетирование как метод эмпирического исследования.

12. Теория психологического измерения. Виды психологических измерений.

13. Измерительные шкалы: наименований, порядка, интервалов, отношений.

14. Другие измерительные шкалы. Шкальные преобразования.

15. Тестирование и теория измерений

16. Общая характеристика психологического тестирования

17. Возникновение и развитие метода тестирования

18. Классификация психологических тестов

19. Стандартизация, надежность и валидность теста

20. Требования к разработке, проверке и адаптации тестовых методик

21. Общая характеристика психологического эксперимента.

22. Виды психологического эксперимента.

23. Структура психологического эксперимента.

24. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

25. Валидность и надежность эксперимента

26. Виды валидности. Факторы, угрожающие внутренней и внешней ва­лидности.

27. Виды валидности: внутренняя и внешняя валидность, конструктная валидность, валидность статистического вывода.

28. Экспериментальные выборки. Репрезентативность выборки.

29. Понятие рандомизации. Эквивалентные группы.

30. Понятие экспериментального плана.

31. Доэкспериментальные планы. Основные понятия доэкспериментального плана.

32. Исследование единичного случая.

33. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе.

34. Квазиэкспериментальные планы.

35. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной
группой.

36. План с контрольной группой и тестированием после воздействия.

37. Эксперимент по плану временных серий, проводимых в психологии
обучения, в социально- психологических исследованиях.

38. Специфика проведения психологического исследования с использова­нием планов ex post facto.

39. Планы истинных экспериментов.

40. Планы для одной независимой переменной.

41. Планы для одной независимой переменной и нескольких групп.

42. Факторные планы.

43. Планы экспериментов для одного испытуемого.

44. Корреляционные исследования. Планирование корреляционного исследования.

45. Кросскультурное исследование.

46. Психогенетическое исследование.

47. Специфика проведения психологического исследования с использова­нием корреляционных планов.

48. Накопление и дальнейшая обработка информации, полученной в экспе­рименте.

49. Алгоритм действий психолога по контролю за объективностью полу­чаемой информации.

50. Общее представление об обработке данных.

51. Виды естественнонаучного психологического эксперимента.

52. Факт и артефакт в психологическом исследовании.

53. Основные характеристики психологического эмпирического исследования.

54. Первичные статистические обработки: составление таблиц, перекрест­ная группировка данных.

55. Графическое отображение данных (гистограммы, графики, полигоны частот).

56. Алгоритм действий по первичной математической обработке.

57. Вторичная статистическая обработка данных.

58. Варианты интерпретации результатов эксперимента.

59. Формы представления результатов исследования.

60. Общение исследователя и испытуемого. Субъект-объектная природа испытуемого.

61. Качественное знание в количественном оценивании. Типы качественного оценивания.

62. Этические принципы проведения психологических исследований.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: