Рекомендации по работе с учебником, учебным пособием, конспектами лекций




Институт промышленных технологий и инжиниринга

Отделение Автоматизации

 

ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ

 

методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Отопление и вентиляция» для студентов специальности 140102.51 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Составитель Ф.А. Шамурадов

 

Тюмень

ТюмГНГУ


Отопление и вентиляция: метод. указ. для самостоятельной работы для студентов специальности 140102.51 «Теплоснабжение и теплотехниче­ское оборудование»/ сост. Ф.А. Шамурадов; Тюменский государственный нефтегазовый университет.– Тюмень: Издательский центр БИК, ТюмГНГУ, 2013.– 17 с.

 

 

Утверждено на заседании цикловой комиссии Автоматизации,

протокол № 2 от «25» сентября 2013г.

Аннотация

 

Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине Отопление и вентиляция для студентов специальности 140102.51 «Тепло­снабжение и теплотехническое оборудование».

Дисциплина изучается в 3/4 семестрах.

В методических указаниях даны рекомендации по выполнению са­мостоятельной работы студентов и критерии оценки работ.

Методические указания рекомендуются отделением Автоматизация для студентов специальности 140102.51 «Теплоснабжение и теплотехниче­ское оборудование» всех форм обучения для выполнения практических занятий по дисциплине «Отопление и вентиляция».


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Самостоятельная работа 6

1.1 Общие положения 6

1.2. Тематический план учебных занятий 6

1.3. Рекомендации по работе с учебником, учебными пособиями, конспектами лекций 10

2. Общие требования к выполнению и оформлению работ 13

3. Критерии оценки работы студентов 14

Список литераты 15

 

 

 


Введение

 

Методические указания предназначены для организации самостоя­тельной работы студентов (СРС) при изучении дисциплины « Отопление и вентиляция», читаемой на втором курсе. Согласно учебного плана, СРС по данной дисциплине составляет 16 часов. СРС направлена на развитие об­щих и профессиональных компетенций студентов, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им.

В ходе самостоятельной работы студент может:

- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (от­дельные темы, вопросы тем, отдельные положения и т. д.);

- закрепить знание теоретического материала, используя необходи­мый инструментарий, практическим путем (выполнение контрольных ра­бот, тестов для самопроверки);

- применить полученные знания и практические навыки для анализа

ситуации и выработки правильного решения (подготовка к группо­вой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, и т. д.);

- применить полученные знания и умения для формирования собст­венной позиции, теории, модели.

Самостоятельная работа студента, рассматриваемая в общем контек­сте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности.

Целями самостоятельной работы студентов являются:

- систематизация и закрепление теоретических знаний;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, спра­вочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к само­развитию, самосовершенствованию и самореализации.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших со­ставляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирова­ние навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные и практические задачи. Самостоятельная работа студентов служит основой образования.

В образовательном процессе выделяется два вида самостоятельной работы: аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная.

Организация самостоятельной работы студента сочетается со всеми применяемыми в учебном заведении методами обучения и вместе с ними представляет единую систему по приобретению знаний и выработке навы­ков.

К основным видам СРС, согласно учебной программе дисциплины относится:

- работа с учебной и справочной литературой;

- подготовка студентов к аудиторным занятиям и тестированию;

- выполнение тестов по темам дисциплины;

- решение ситуационных профессиональных задач.

Целью изучения дисциплины является: овладение теоретическим и практическими занятиями в области отопления и вентиляции, занимающей важнейшее место в создании необходимых метеорологических условий в помещениях зданий различного назначения; приобретение навыков проек­тирования и эксплуатации систем отопления и вентиляции в помещениях и цехах производственных зданий; получение знаний о современных спосо­бах обеспечения параметров воздуха рабочей зоны, исходя из технологи­ческих и санитарно-гигиенических требований.

Изучив дисциплину, студент должен:

Знать и уметь использовать:

- физический смысл процессов, формирующих воздушно-тепловой режим в зданиях;

- требования к воздушно-тепловому режиму и средства его обеспечени­я;

- методы и приемы анализа теплотехнических качеств наруж­ных ог­раждений и состояния воздушно-теплового режима в про­цессе эксплуата­ции и реконструкции зданий и сооружений;

- общие сведения о первичных источниках тепловой энергии, тепло­генерирующих установках, способах централизованного те­пло- и газоснаб­жения промышленных и гражданских объектов.

Иметь представление:

- об особенностях отопления и вентиляции воздуха зданий различного назначения и сооружений город­ского хозяйства.

Иметь навыки:

- практической работы с приборами, для измерения парамет­ров воз­душно-теплового режима в помещениях, в использовании методов расчета систем отопления и вентиляции, выборе основ­ных элементов оборудования, оценке экономической целесообразности применяемых технических реше­ний при проектировании новых и модернизации существующих систем отопления и венти­ляции в процессе капитального ремонта и реконструкции.

Успешное усвоение материала данного курса основано на знаниях, полученных студентом при изучении следующих основ­ных теоретических и общетехнических дисциплин: высшая мате­матика (математический анализ), вычислительная техника, физика (основы термодинамики), механика жидко­сти и газа.

Самостоятельная работа

Общие положения

Распределение нагрузки по дисциплине «Отопление и вентиляция»

Курс Семестр Нагрузка в семестре Форма контроля
Лекции Практ. занятия Лаб. занятия Сам. работа  
        -   Зачет
      -   Экзамен

 

При проведении самостоятельных занятий по дисциплине «Отопление и вентиляция» перед студентами специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» ставятся следующие задачи:

– ознакомиться со справочной и нормативной литературой по данной дисциплине;

– научиться применять теоретический материал при решении конкретных практических задач;

– ознакомиться с методами расчетов, сопутствующих системам отопления.

 

1.2. Тематический план учебных занятий

 

Самостоятельная работа студентов включает 4 темы в 3-м семестре и 4 темы в 4-м семестре – узловые вопросы по дисциплине «Отопление и вентиляция».

При подготовке индивидуальных заданий по темам 3-го семестра выполнялось следующее условие: результаты предыдущей индивидуальной самостоятельной работы являются исходными данными для выполнения последующей работы, т. е. предполагается логическая последовательность изучения всей дисциплины.

 

Й семестр

Тема № 1: Системы отопления (2 часа).

Цель: углубление знаний по конструктивным разновидностям и классификационным признакам систем отопления.

Перечень теоретических вопросов, подлежащих изучению:

1. Назначение отопления.

2. Основные конструктивные элементы систем отопления.

3. Теплоносители в системах отопления.

4. Классификация систем отопления:

– по виду теплоносителя;

– по месту расположения генератора теплоты;

– по способу создания циркуляции;

– по температуре теплоносителя;

– по положению стояков;

– по типу стояка;

– по месту расположения подающих и обратных магистралей;

– по движению теплоносителя в подающих и обратных магистралях.

Литература: [1. Гл. 1, § 1.1–1.4], [5. Гл. 7; Гл. 10.2, 10.4].

Индивидуальное задание

Выполнить четыре различных схемы систем отопления, отличающихся друг от друга, как минимум, тремя признаками. Описать по классификационным признакам каждую из этих систем.

 

Тема № 2: Конструктивные и эксплуатационные особенности однотрубных систем отопления (2 часа).

Цель: закрепление теоретического материала и приобретение практических навыков по определению:

– температуры на любом участке стояка;

– падения температуры в приборе при различных типах

приборных узлов.

Перечень теоретических вопросов, подлежащих изучению:

1. Конструктивные особенности однотрубных систем отопления.

2. Эксплуатационные особенности однотрубных систем отопления.

3. Разновидности однотрубных систем отопления; проточные и

непроточные системы.

4. Формула для определения температуры на любом участке стояка.

5. Понятие коэффициента затекания.

6. Формула для определения падения температуры в приборе.

7. Формула для определения средней температуры в приборе.

Литература: [1. Гл. 6, § 6.2; Гл. 7, § 7.4; Гл. 8, § 8.3].

Индивидуальное задание:

Выполнить схему однотрубной системы отопления для трехэтажного здания с количеством стояков не менее трех, для каждого стояка принять различные типы приборных узлов.

Тепловые мощности приборов принять в пределах 1300...2000 Вт для верхней разводки и 800...1200 Вт для нижней разводки. Параметры теплоносителя принять в системе с верхней разводкой: tг=95 °C, tо=70 °C; с нижней разводкой: tг=105 °C, tо= 70 °C.

Определить:

– температуру теплоносителя на каждом участке стояка;

– падение температуры теплоносителя в одном приборе на каждом стояке;

– среднюю температуру теплоносителя в этих приборах.

 

Тема № 3: Расчет естественного циркуляционного давления (ЕЦД) в системах водяного отопления (2 часа).

Цель: закрепление теоретического материала и приобретение практических навыков по определению ЕЦД в различных системах отопления.

Перечень теоретических вопросов, подлежащих изучению:

1. Физический смысл ЕЦД.

2. Формула для определения ЕЦД в простейшем циркуляционном кольце.

3. Расчет ЕЦД для следующих систем отопления:

– однотрубной проточной с верхней разводкой;

– однотрубной непроточной с верхней и нижней разводкой;

– двухтрубной;

– горизонтальной однотрубной.

Литература: [5. Гл. 7, § 7.3, § 7.4(1); Гл. 10.7].

Индивидуальное задание

Рассчитать ЕЦД для следующих систем водяного отопления:

– однотрубной проточной с верхней и нижней разводкой;

– однотрубной непроточной с верхней и нижней разводкой;

– двухтрубной с верхней разводкой;

– горизонтальной однотрубной.

Количество стояков, лежаков и отопительных приборов на них принимать не менее трех. Исходные данные принять по индивидуальному заданию № 2.

Тема № 4: Расчет площади нагревательной поверхности отопительного прибора (2 часа).

Цель: закрепление теоретического материала и усвоение инженерной методики расчета площади нагревательной поверхности прибора по формулам и таблицам (табл. 9.1 – 9.13, прил. Х.1) [5].

Перечень теоретических вопросов, подлежащих изучению:

1. Классификация приборов.

2. Виды приборов.

3. Выбор и размещение приборов.

4. Коэффициент теплопередачи отопительного прибора.

5. Плотность теплового потока отопительного прибора.

6. Тепловой расчет приборов.

Литература: [1. § 1.1–4.9], [5. § 9.1–9.8].

Индивидуальное задание:

Рассчитать площади нагревательных поверхностей для трех отопительных приборов (для различных типов приборных узлов).

Исходные данные принять по индивидуальному заданию № 2.

 

Й семестр

Тема № 1: Применение радиаторных терморегуляторов типа RTD-N и автоматических балансировочных клапанов типа ASV-P (PV) для гидравлического регулирования двухтрубных систем отопления с нижним расположением подающей и обратной магистрали (2 часа).

Цель: закрепление теоретического материала и усвоение инженерной методики подбора регулирующей арматуры

Перечень теоретических вопросов, подлежащих изучению:

1. Назначение регулирующей арматуры.

2. Классификация регулирующей арматуры.

3. Принцип действия термостатического клапана.

4. Принцип действия автоматического балансировочного клапана.

Литература: [5. Гл. 7; Гл. 10.8–10.12].

Индивидуальное задание

Выполнить гидравлический расчет стояка двухтрубной системы отопления с нижним расположением подающей и обратной магистрали, а также определить настройку радиаторных терморегуляторов типа RTD-N и автоматических балансировочных клапанов типа ASV-P (PV). Тепловые мощности приборов принять в пределах 1300...1800 Вт. Параметры теплоносителя принять tг=85 0С, to=65 0С; tг=80 0С, to=60 0С.

 

Тема № 2: Применение радиаторных терморегуляторов типа RTD-G и автоматических комбинированных балансировочных клапанов типа AB-QM для гидравлического регулирования однотрубных систем отопления (2 часа).

Цель: закрепление теоретического материала и усвоение инженерной методики подбора регулирующей арматуры.

Перечень теоретических вопросов, подлежащих изучению:

1. Назначение регулирующей арматуры.

2. Классификация регулирующей арматуры.

3. Принцип действия термостатического клапана.

4. Принцип действия автоматического балансировочного клапана.

Литература: [5. Гл. 7; Гл. 10.8–10.12].

Индивидуальное задание:

Выполнить гидравлический расчет стояка однотрубной системы отопления, а также подбор и регулировку радиаторных терморегуляторов типа RTD-G и автоматических комбинированных балансировочных клапанов типа AB-QM. Использовать непроточный приборный узел со смещенным замыкающим участком. Тепловые мощности приборов принять в пределах 1300...1800 Вт. Параметры теплоносителя принять tг=80 0С, to=60 0С; tг=85 0С, to=65 0С.

 

Тема № 4: Конструктивные особенности систем центрального воздушного отопления (2 часа).

Цель: углубление знаний по схемам подачи воздуха и способам расчета систем центрального воздушного отопления.

Перечень теоретических вопросов, подлежащих изучению:

1. Классификация и схемы систем центрального воздушного отопления.

2. Количество и температура воздуха для отопления.

3. Особенности расчета воздуховодов.

Литература: [5. Гл. 10, § 10.2, 10.3, 10.9, 10.10].

Индивидуальное задание:

Найти начальную температуру воздуха в воздуховоде (R=0,25 м °С/Вт) длиной 15 м, проложенном вне отапливаемого помещения, в которое для возмещения теплопотерь, равных 8 кВт при tв=18 °C, подается по воздуховоду 650 м3/ч нагретого воздуха.

 

Тема № 5: Оборудование систем местного воздушного отопления (2 часа).

Цель: углубление знаний по условиям применения и использования систем местного воздушного отопления.

Перечень теоретических вопросов, подлежащих изучению:

1. Классификация и схемы систем местного воздушного отопления.

2. Отопительные агрегаты.

3. Расчет подачи воздуха, нагретого в отопительном агрегате.

4. Квартирная система воздушного отопления.

5. Рециркуляционные воздухонагреватели.

Литература: [5. Гл. 10, § 10.4–10.8].

Индивидуальное задание:

Рассчитать систему воздушного отопления агрегатами, обогреваемыми водой (температура 150–70 ºС), с наклонной подачей воздуха в цехе длиной 50, шириной 20 и высотой 9 м, если теплопотери цеха составляют 170 кВт, tв=15 ºС, vнорм= 0,5 м/с и Δtнорм=3 ºС.

 

Рекомендации по работе с учебником, учебным пособием, конспектами лекций

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно, пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем:

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.

Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного. Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях — когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем: Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

- определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

- в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста – в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

- выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

- завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов. Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.

Этой процедуре должны подвергаться и материалы из Интернета во избежание механического скачивания готовых текстов. В записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников, авторов, год издания. Это организует его, а главное, пригодится в последующем обучении. Безусловно, студент должен взять за правило активно работать с литературой в библиотеке не только ТюмГНГУ, но и в других, библиотеках, используя, в том числе, их компьютерные возможности (электронная библиотека в сети Интернет).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: