Утверждена
Приказом заведующего
МБДОУ детским садом № 6
от 15.01.2016 года
№ 32-ос
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Учителя-логопеда
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 6» города Воткинска Удмуртской Республики
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”», письма Минобразования России от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.
1.3. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему, старшему воспитателю ДОУ. Рабочая неделя составляет 20 часов.
1.4. В своей деятельности руководствуется:
— Конституцией РФ;
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
— законодательными актами РФ, Удмуртской Республики и города Воткинска;
— Типовым положением о дошкольной образовательной организации;
— Конвенцией о правах ребенка и инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
— правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
— приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
— Уставом и локальными актами ДОУ;
— настоящей должностной инструкцией;
— Трудовым договором, Договором с родителями.
1.5. Учитель-логопед должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы РФ, Удмуртской Республики и города Воткинска;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие дошкольную образовательную деятельность;
— Конвенцию ООН о правах ребенка;
— основы дошкольной педагогики, логопедии, психологии, физиологии и гигиены, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— нормативные и методические документы по вопросу профессиональной и практической деятельности;
— программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в речевом развитии;
— новейшие достижения дефектологии и коррекционной педагогики;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения;
— методы убеждения, аргументации, установления контактов с воспитанниками, родителями ДОУ;
— технологии диагностики;
— специфику развития интересов и потребностей воспитанников,
— методы и приемы предупреждения исправления отклонений в речевом развитии детей;
— методики обследования речи ребенка;
— основы работы с ПК (текстовые редакторы, таблицы), мультимедийным оборудованием, электронной почтой, браузерами;
— правила по охране труда и пожарной безопасности;
— инструкцию по охране жизни и здоровья детей, санитарно- эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.
2. Требования к квалификации
2.1. Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование в области логопедии или дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
2.2. Учитель-логопед должен обладать основными компетенциями:
— в выявлении особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и планировании коррекционных мероприятий;
— в использовании специальных методов обучения, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
— в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками ДОУ;
— в овладении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в проведении коррекционных мероприятий.
2.3. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, транслируя свой опыт на городском уровне;
— имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
2.4. Высшая квалификационная категория может быть установлена
педагогическим работникам, которые:
— имеют установленную первую квалификационную категорию;
— владеют современными o6pазовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности.
— имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия воспитанников во всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях;
— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на городском и российском уровне.
3. Должностные обязанности
Учитель-логопед обязан:
3.1. Осуществлять:
— индивидуально-ориентированную коррекционную помощь детям с речевыми нарушениями с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей;
— работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.);
— разработку планов мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у воспитанников (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);
— обследование речи детей, определяя структуру и степень выраженности имеющихся у них нарушений в развитии;
— комплектование детей для занятий на основании списка, утвержденного заведующим ДОУ, с учетом возраста и диагноза;
— педагогически обоснованный выбор форм, приемов, сред и методов обучения и коррекции в рамках новых требований;
— динамическое наблюдение за выпускниками, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов, учителями-логопедами школ.
3.2. Проводить подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.3. Работать в тесном контакте с воспитателями, другими педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников.
3.4. Консультировать педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с речевыми нарушениями.
3.5. Владеть современными образовательными технологиями и методиками коррекционной педагогики и эффективно применять их в профессиональной деятельности.
3.6. Вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
3.7. Иметь стабильные результаты освоения воспитанниками коррекционных программ и показатели динамики их достижений.
3.8. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей.
3.9. Вести в установленном порядке документацию в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной в ДОУ.
3.10. Принимать участие:
— в мониторинговой процедуре:
• в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
• в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения программы (образовательная область «Речевое развитие»), динамики формирования интегративных качеств;
— в работе педагогических советов, методических объединений в ДОУ и городе;
— в работе по проведению родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом ДОУ;
— в проектировании развивающей среды логопункта;
— в интеграционном взаимодействии с воспитателями и другими специалистами.
3.11. Осваивать дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 144 часов) не реже чем каждые 3 года.
3.12. Обеспечивать:
— безопасность жизнедеятельности и здоровья воспитанников и соблюдение требований СанПиН во время проведения коррекционно-развивающей деятельности;
— уровень подготовки воспитанников, соответствующий новым требованиям об образовании;
— по мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими;
— соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
4. Права
4.1. Учитель-логопед имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом и другими локальными актами ДОУ.
4.2. Учитель-логопед в пределах своей компетенции имеет право:
— принимать участие в разработке образовательной программы, годового плана ДОУ;
— устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
— вносить предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса;
— представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности;
— знакомиться с проектами решений заведующего ДОУ, касающимися его деятельности;
— требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
— участвовать в работе органов самоуправления.
4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).
5. Ответственность
5.1. Учитель-логопед несет персональную ответственность:
— за жизнь и здоровье воспитанников во время проведения коррекционно-развивающих занятий;
— за нарушение прав и свобод воспитанников, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами ДОУ;
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае нарушения Устава ДОУ, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего учитель-логопед подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, учитель-логопед может быть уволен по ст. 336 ТК РФ.
С инструкцией ознакомлен: