Краткие упоминания об указе о заповедных летах (о временном запрещении перехода крестьян в Юрьев день) в конце правления Ивана Грозного




 

Первое упоминание о заповедных летах см. Отдел поместья Борису Сомову о Холовском погосте Деревской пятины Новгородской земли от 12 июля 1585 г. (Самоквасов Д.Я. Архивный материал. Новооткрытые документы поместно-вотчинных учреждений Московского царства. Т. 2. М., 1909. С. 500).

 

Последнее упоминание о заповедных летах см. Царскую грамота на Двину выборному земскому судейке от 14 апреля 1592 г. (Русская историческая библиотека. Т. 14. СПб., 1894. С. 137).

 

Указание о временном запрете перехода крестьян в Юрьев день (самое раннее) см. Дело по челобитной игумена Пантелеймонова монастыря Андеяна с братьей об обелении монастырской пашни от 8 июля 1595 г.–10 февраля 1596 г., где говорилось об Андриане с братьей, что «они деи после тех ямгородских старцов пришли в тот Пантелеев монастырь на пусто, и им де тех льготных пяти обеж крестьяны навести не мочно, потому что ныне по нашему указу крестьяном и бобылем выходу нет» (Корецкий В.И. Новгородские дела 90-х годов XVI в. со ссылкой на неизвестные указы царя Федора Ивановича о крестьянах // Археографический ежегодник за 1966 год. М, 1968. С. 312).

В Бельском летописце вслед за известием о голоде и небесном знамении, датированном 20 ноября 1601 г., сказано: «Того же году на зиму царь Борис Федорович всеа Руси нарушил заклятье блаженные памяти царя Ивана Васильевича всеа Русии и дал хрестьяном волю, выход межу служилых людей, окроме бояр и болших и ближних людейи воевод, которые посланы по дльним городам» (Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России. М., 1975. С. 71, 74).

 

 

Соборное Уложение 1649 г.

 

Глава XI. СУД О КРЕСТЬЯНЕХ. [введение бессрочного сыска беглых крестьян, фактическая отмена Юрьева дня, о котором к тому же теперь нигде в законе не говорилось. Введение бессрочного сыска ушедших от земельных собственников крестьян (по нормам Уложения, они признавались беглыми крестьянами) и невозможность перехода крестьян в Юрьев день на практике привели к прикреплению крестьян к земле, а, следовательно, к собственнику этой земли, что означало утрату личной свободы, превращение крестьян в собственность помещика, вотчинника, юридическое введение крепостного права в России]

Ст. 1.

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за

всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в и(ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

Ст. 2.

Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и(ы)ных в каких нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

Ст. 11.

А будет кто на кого учнет государю бити челом о беглых же крестьянех и бобылях, а в писцовых книгах тех крестьян и отцов их за исцом и за ответчиком ненаписано, а написаны те крестьяне за исцом или за ответчиком в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и тех крестьян и бобылей отдавати по переписным книгам тому, за кем они в переписных книгах написаны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: