Совместная борьба России и СНГ по контробаганде наркотиков




Комплексное исследование проблем международно-правового предотвращения незаконного оборота наркотических средств, относящегося к наиболее серьезным угрозам и вызовам, является актуальным для государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ).

Почти во всех государствах – участниках СНГ – количество таких преступлений возрастает. В то же время, учитывая ярко выраженный латентный характер данного вида преступлений, можно с уверенностью констатировать, что масштабы незаконного распространения наркотических средств представляют серьезную угрозу безопасности и здоровью людей государств – участников СНГ.

Увеличение числа противоправных деяний, совершаемых потребителями наркотиков, взаимосвязь между незаконным оборотом наркотических средств и организованной преступностью, в частности, с легализацией денежных средств, полученных преступным путем, и коррупцией, требуют эффективного решения данной проблемы на межгосударственном уровне.

Необходимость международного сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии этому виду преступлений обусловливается также значительным ростом числа неконтролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с территории приграничного Афганистана. Это государство остается главным производителем опия – 3 600 т, или 74 % общемирового объема производства. На мировые рынки в 2009 году (нужно сказать, что более поздних данных не нашли) поступило 365 метрических тонн афганского героина. Больше всего получили его соседние страны – Пакистан (160 т), Иран (115 т) и республики Средней Азии (90 т). Афганский героин попадает в среднеазиатский регион главным образом через границу с Таджикистаном и частично – с Узбекистаном. После этого он следует в Узбекистан и Кыргызстан, а затем через Казахстан попадает в Россию. Таким образом, Среднюю Азию можно назвать воротами, через которые афганский героин попадает в Российскую Федерацию и Восточную Европу. Этот канал известен как "Северный маршрут". Героин остается самым проблемным незаконным наркотическим препаратом в Средней Азии и Закавказье. В Кыргызстане около половины официально зарегистрированных наркоманов – героиновые наркоманы, в Таджикистане этот показатель еще выше.

Объективно необходимым является сотрудничество государств – участников СНГ в силу исторической общности населения, проживающего на их территориях, а также сложившихся схожих правовых систем, что позволяет комплексно и масштабно решать задачи борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Одним из первых правовых актов, регулирующих межгосударственное сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков в рамках СНГ, является Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подписанное 30 ноября 2000 года главами правительств государств – участников Содружества.

В его основу были заложены положения действующих универсальных конвенций, рекомендации, принятые в рамках ООН, решения и другие документы, касающиеся сотрудничества стран Содружества в этой области. Участники Соглашения приняли на себя обязательства в соответствии с национальным законодательством:

сотрудничать в деле выработки согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;

координировать свою деятельность в этом направлении в рамках СНГ;

объединять усилия всех государственных органов, общественных и иных организаций, граждан, а также использовать возможности средств массовой информации в целях противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;

выступать с согласованных позиций на международных форумах по вопросам контроля над наркотиками, а также взаимодействовать при выполнении обязательств, вытекающих из настоящего Соглашения, с международными организациями, действующими в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.

В Соглашении закреплены основные принципы, направления и формы сотрудничества, определены компетентные органы, уполномоченные на осуществление прямых контактов, установлен порядок сотрудничества на основании запросов об оказании содействия. Документ допускает возможность осуществлять непосредственное сотрудничество между правоохранительными органами приграничных регионов по согласованию со своими центральными компетентными органами.

Кроме этого, государства – участники Соглашения приняли обязательство принимать в рамках национального законодательства необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование на основе взаимоприемлемых договоренностей метода контролируемой поставки наркотиков и прекурсоров для своевременного выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, и их уголовного преследования.

Решением Совета глав государств СНГ от 7 октября 2002 г. была одобрена Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров. Впервые в международно-правовой практике Содружества Концепция расширяет межгосударственное сотрудничество в противодействии этому наиболее опасному виду преступлений международного характера. Она определяет принципы, задачи, основные направления, формы, систему обеспечения сотрудничества и согласованную стратегию совместных мер не только в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, но и злоупотреблению наркотиками. В Концепции предусмотрены:

разработка и принятие согласованных мер профилактики злоупотребления наркотиками; формулирование основных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, методики и тактики сотрудничества с ними в вопросах профилактики злоупотребления наркотиками; развитие системы реабилитационных центров, осуществление совместных разработок и производств новых лекарственных препаратов, современного медицинского оборудования для лечения больных наркоманией.

В перечне основных направлений, заложенных в Концепции, особое внимание уделяется разработке и реализации совместных программ и планов противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, которые утверждаются на уровне глав государств Содружества.

Программы носят типовой характер и предусматривают меры по развитию правовых механизмов межгосударственного сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотических средств, совершенствованию и сближению национального законодательства.

В отдельных разделах планируется проведение комплексных согласованных и/или совместных межведомственных профилактических оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций, информационное и научное обеспечение сотрудничества и т. д.

18 октября 2011 г. главами правительств государств – участников СНГ было подписано Соглашение о передаче образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Основными целями передачи образцов наркотиков и их прекурсоров являются обеспечение возможности проведения их сравнительных исследований для последующего определения места и способа производства, принадлежности к одной партии, возможных способов и путей их транспортировки, а также обмен новыми образцами изымаемых наркотиков и их прекурсоров, находящихся в незаконном обороте.

Государства – участники Соглашения приняли на себя обязательство не осуществлять таможенный досмотр перемещаемых образцов наркотиков и их прекурсоров при соблюдении Порядка передачи, являющегося неотъемлемой частью подписанного нормативного правового акта.

Государства – участники СНГ уделяют значительное внимание развитию и совершенствованию организационной базы сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров. Не в последнюю очередь это связано с возрастающей угрозой распространения наркотиков с территории Афганистана.

Так, Решением Совета глав государств от 16 сентября 2004 года в составе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ созданы структурное подразделение по координации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и его региональная оперативная группа в Центрально-Азиатском регионе.

В международных соглашениях, регламентирующих сотрудничество государств в борьбе с преступностью, закреплено положение о том, что условием предоставления взаимной правовой помощи, а также выдачи преступников является обоюдное признание соответствующего деяния преступлением.

Такой же правовой практики в целом придерживаются государства – участники СНГ, в уголовном законодательстве которых криминализируется аналогичный круг общественно опасных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Дополнения

23.05.2018. Руководители правоохранительных подразделений таможенных служб государств – участников СНГ обсудили вопросы развития сотрудничества в борьбе с таможенными правонарушениями.

23 мая 2018 года в п. Каменное Плато (Республика Казахстан) под председательством заместителя руководителя ФТС России Анатолия Серышева состоялось 17-е заседание Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников Содружества Независимых Государств.

В работе заседания приняли участие руководители и сотрудники правоохранительных подразделений таможенных служб Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

В качестве наблюдателей на заседании присутствовали представители Исполнительного комитета СНГ, Антитеррористического центра и Координационной службы Совета командующих пограничными войсками.

В открытии заседания принял участие Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Ардак Тенгебаев. Он отметил высокую важность правоохранительной составляющей в деятельности таможенных органов и необходимость дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере борьбы с таможенными правонарушениями.

В ходе заседания утверждена Стратегия деятельности Комитета глав правоохранительных подразделений до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития и совершенствования взаимодействия таможенных служб СНГ в области борьбы с таможенными правонарушениями – борьба с экономическими таможенными преступлениями, контрабандой наркотиков, усиление роли аналитической составляющей в работе оперативных подразделений, развитие таможенной кинологии, подготовка оперативных сотрудников и повышение их квалификации.

Особое внимание в ходе заседания уделено вопросам совместной деятельности таможенных служб стран СНГ в области борьбы с незаконным перемещением наркотиков. По итогам 2017 года правоохранительными подразделениями таможенных служб СНГ изъято из незаконного оборота порядка 8 тонн наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В ходе встречи также обсуждены актуальные проблемные вопросы деятельности подразделений административных расследований и дознания, достигнуты договоренности о проведении мероприятий в области подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных служб государств – участников СНГ, а также определены направления развития сотрудничества специалистов-кинологов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: