Когнитивные функции психики




Когнитивные функции психики возникают из способностей человека оперировать полученными знаниями во внутреннем плане своего индивидуального сознания. Это расширяет возможности человека в познании окружающей его действительности и позволяет ему предвидеть обстоятельства его жизнедеятельности. В результате когнитивные функции обеспечивают особое качество познавательной деятельности, которое проявляется в ее осмысленности.

Осмысленность является следствием апперцептивных свойств психического отражения, которые проистекают из способностей человека накапливать и сохранять опыт первичного конкретно-чувственного отражения в виде образов ощущений и восприятия. Осмысливая эти образы, человек в качестве субъекта познания преобразует их в свои индивидуализированные представления об объектах взаимодействия. В эти представления включается не только весь прошлый опыт человека, но и его сиюминутный смысл взаимодействия с данным конкретным объектом. В результате образ представления содержит в себе проекцию субъективного видения объекта, конструкт которого формируется самим человеком.

Таким образом, информационное значение объекта включается в личностный смысл субъекта познавательной деятельности. В цепочке психического отражения появляется звено смыслообразования, и она включает уже четыре элемента (канал-знак-значение-смысл). Элемент смысла смещает акцент в психическом отражении в сторону субъектной произвольности настолько, что психическая деятельность начинает приобретать черты психологической деятельности, которой присуще самоуправляемость, вытекающая из рефлексивных возможностей человеческой психики, то есть из способностей к самоотражению психического процесса.

Личностный смысл раскрывает субъективную направленность человека в познании внешнего мира, задавая конфигурацию когнитивного конструкта, который представляет собой внутренний стереотип познавательной деятельности субъекта. Этот стереотип выполняет функцию когнитивной установки, предопределяя индивидуальную стилистику мышления и воображения человека. Посредством когнитивных функций конкретно-чувственные акты психической деятельности трансформируются в конкретно- и абстрактно-логические процессы познавательной деятельности человека, такие как представление, мышление и воображение. Когнитивные структуры этих процессов формируются под влиянием понятийно-предметных средств взаимодействия человека с внешним миром, в роли которых оказываются слова, рисунки, жесты, орудия труда и познания, игрушки ребенка, а изначально рука как главный инструмент субъектной активности, ставшей источником психологической деятельности человека.

В качестве когнитивных конструктов выступают способы познавательной деятельности субъекта. Эти способы формируются стихийно, а также под влиянием взрослых, которые воспитывают и обучают ребенка. В дальнейшем способы познавательной деятельности осмысливаются и складываются в специальные технологии познания предметной среды. В результате когнитивные конструкты оформляются в различные схемы и методы познавательной деятельности человека.

Таким образом, психологическая трансформация когнитивных функций связана с появлением смыслового компонента в психической деятельности человека. Смысл, привнесенный субъектом в образы представлений, мышления и воображения, задает внутреннюю субъективную логику познавательной деятельности в виде ее способов, методов, технологий и порождает, тем самым, индивидуальную стилистику человека как субъекта познания. В этом и результируется психологическая трансформация когнитивных функций психической деятельности человека.

Социально-психологическая трансформация когнитивных функций связана с явлениями взаимопознания людей. Главными феноменами взаимопознания являются образы партнеров, участвующих в совместной деятельности. Образы партнеров - это результат их психологического взаимодействия, в процессе которого они раскрывают свои психологические качества как субъекты совместной деятельности.

Образы партнеров представляют собой своеобразные психологические портреты, отражающие эмпирическую структуру личности, соответствующую требованиям совместной деятельности. Поэтому в психологических портретах житейского взаимопознания не всегда воспроизводится полностью научная структура личности. В обыденном взаимопознании люди выделяют ситуативно необходимые качества партнеров, то есть такие, которые обеспечивают успешность взаимодействия здесь и сейчас. Поэтому на стадии взаимопрезентации мы пытаемся продемонстрировать ситуативно важные качества личности. Это говорит о том, что партнеры стремятся навязать друг другу образы своей личности, привлекательной для конкретной совместной жизнедеятельности. Такого рода мотивация затрудняет адекватное взаимопознание людей в их общественном взаимодействии и создает множество иллюзий, которые становятся источником социально-психологических конфликтов из-за постигших нас разочарований.

В процессах взаимопознания функционируют несколько пар психических образов-представлений людей друг о друге. В их числе следует назвать образы партнеров, какими они хотят представить себя друг другу; ожидаемые образы партнеров; образы-представления о том, каким нас видит партнер; идеальные образы партнера; реально возникающие образы партнеров; образы оперативного самосознания партнеров; образы «Я».

Моделирование этих образов подчинено определенным психологическим задачам общения в совместной жизнедеятельности людей.

Первая задача связана с необходимостью быть привлекательным и обаятельным человеком. Она решается через оформление внешнего облика и посредством выразительного поведения (мимика, жесты, позы, интонация, речь). В этом партнеры должны соответствовать эмоционально-эстетическим эталонам оформления внешнего облика и манерам поведения. Это общее правило мы усваиваем из опыта нашей жизни.

Следующая задача состоит в том, чтобы понравится конкретному партнеру. Для этого мы пытаемся предугадать ожидания партнера относительно нашей личности, что является более сложной психологической проблемой. Она решается на основе индивидуальной интуиции. Здесь важно соответствовать роли интересного для партнера человека. Интересен же нам тот человек, который отвечает в первую очередь нашим потребностям. Предугадать актуальные потребности партнера трудно, но общечеловеческую потребность в любопытстве можно подогреть, напуская на себя таинственность, что мы успешно делаем в общении друг с другом. Короче говоря, чтобы соответствовать ожиданиям партнера, необходимо успешно играть роль «интересного человека».

Далее в процессе общения возникают образы-представления партнеров друг о друге, которые фиксируются в определениях «умный-глупый», «хитрый-простодушный», «искренний-лживый», «веселый-грустный», «добрый-злой» и т.д. Но главным определением, интегрирующим все отдельные впечатления, является «свой-чужой» или «наш-не наш». В этих определениях заключена социально-психологическая идентификация партнеров, которая способствует успешному решению проблем совместной деятельности.

Поэтому мы пытаемся угадать, каким нас видит партнер. Это мы определяем не столько по словам, которые он произносит, сколько по интонации, жестам, позе и мимике, которые трудно контролировать. По ним мы почти безошибочно узнаем о своей ценности для партнера.

Сама же ценность партнера определяется вполне конкретными представлениями об идеальном партнере. Идеал абстрактен и содержит в себе максимум нравственных качеств личности. Исследования показывают, что все другие люди в целом в нашем индивидуальном сознании в меньшей степени соответствуют требованиям идеального человека, чем мы сами. Этот когнитивно-нравственный эгоцентризм говорит нам о существовании социально-психологического напряжения при взаимодействии людей, что проявляется в исходном недоверии друг к другу. В этом можно усматривать защитную реакцию человека при доминировании мотива «избегания неудач».

Образы оперативного самосознания партнеров формируются по ходу общения и возникают на основе самооценки собственного поведения. В ней фиксируется удовлетворенность - неудовлетворенность собой в исполнении роли партнера. Эта оценка обусловлена тем, как принял вас партнер, включился ли он в круг ваших проблем или отверг все ваши предложения. Фактически - это ваша реакция на его восприятие вас.

Образ «Я» - это то, что вы носите в себе как достоинство своей личности. Сохранение личностного достоинства связано с переживанием своей независимости, цельности, социальной значимости и нравственной чистоты в меру индивидуального понимания. Потерпев поражение на социальном поле взаимодействия, человек утешает себя тем, что он честен. Поэтому честь и совесть являются главными характеристиками Я-концепции личности.

Все эти динамические образы партнерского взаимодействия в научно-исследовательской практике изучаются как совокупность трех интегративных образов Я-концепции личности. Это - «Я-идеальное», «Я-реальное», «Я-должное».

В Я-идеальном отражаются ценностные ориентации личности, касающиеся вопроса: «Каким бы я хотел быть?». В Я-реальном заключена информация о том, что человек представляет собой на самом деле. В Я-должное включается система требований, которые предъявляются человеку другими людьми. Все три «Я», как правило, не совпадают, что является для человека источником внутренних и внешних конфликтов психологического свойства.

В процессе взаимопознания происходит социально-психологическая интерпретация личности (СПИЛ) партнеров по их внешнему облику и поведению, элементы которых воспринимаются нами как признаки конкретных психических свойств человека. Например, «высокий лоб - умный человек», «плотно сжатые губы - волевой человек», «бегающие глаза - лживый человек» и т.п.

В СПИЛ мы включаем всевозможные психологические качества, которые относятся к различным компонентам структуры личности. Здесь встречаются определения и социально-групповой принадлежности человека, его способностей, мотивов, воли, эмоциональных состояний, речи, характера, внешнего облика и манеры поведения. Имеют место и обобщенные метафорические определения человека, такие как «душа компании», «отец нации», «серая личность» и др.

Социальная трансформация когнитивных функций порождает феномены групповых суждений людей друг о друге, событиях общественной и частной жизни. В них проявляются оценки и понимание явлений социального взаимодействия в форме общественного мнения.

В оценках заключена аффективная реакция субъектов общественного мнения, в понимании - его рациональный компонент. Общественное мнение как феномен массового сознания более иррационально, чем рационально, так как оно, в первую очередь отражает полезность-вредность события и поведения личности для той или другой общности людей. Но оценка не свободна от логики апперцептивного понимания жизни, которое заключается в когнитивном конструкте нашего мировоззрения. Поэтому оценкой в общественном, мнении руководит именно этот конструкт. То, что соответствует нашему мировосприятию, вызывает положительную оценку; то, что не соответствует - отрицательную оценку. Психологический парадокс в данном случае состоит в том, что мы опираемся в общественном мнении не столько на объективную истину в понимании явления, сколько на свои прежние (предвзятые) представления о мире вещей и людей, и нас волнует, прежде всего, вопрос соответствия новых событий, сложившимся ранее убеждениям. Нам болезненно трудно ломать стереотипы прежних и привычных когнитивных конструктов, так как это связано с большими затратами биопсихической энергии нашего организма. Стремление к экономии собственных затрат делает из нас консерваторов.

Общественное мнение и мировоззрение интегрируются в общественном сознании людей, которое функционирует в психологии человека в различных формах «коллективного бессознательного» (термин К. Юнга) и «Супер-эго» (термин 3. Фрейда).

В коллективном бессознательном заключены архетипы мировоззрения, а в супер-эго - общественный контролер в виде нашей совести. Коллективное бессознательное содержит не только когнитивные конструкты мировоззрения, но и стереотипы нашего этно-исторического поведения. Когнитивные конструкты и стереотипы поведения усваиваются нами в процессах социального взаимодействия в виде неосознанных ритуальных отношений между родителями и детьми, старшими и младшими поколениями, между этническими общностями, между социальными слоями общества. Они передаются от одного исторического поколения к другому посредством механизмов и форм социальной наследственности, которые обязаны своим происхождением общению людей как обязательному условию человеческого существования Homo Sapiens.

Супер-эго выполняет нравственную функцию общественного сознания. Оно формируется через многочисленные запреты (табу) на индивидуальные проявления личности в общественном поведении. Эти запреты воспроизводят когнитивные конструкты и аффективные стереотипы норм-отношений в жизни семьи, этноса и других социальных организмов. Поэтому социально-психологический конфликт между личностью и обществом связан с ломкой этих конструктов и стереотипов, а внутри самой личности - с гиперболизацией запретов в процессах воспитания и обучения ребенка. Поэтому не случайно в психоанализе главное внимание уделяется становлению и протеканию отношений между взрослым и ребенком.

В числе феноменов общественного сознания выделяется групповая оценка личности (ГОЛ) как результат совокупного мнения людей о конкретном человеке. ГОЛ представляет собой научно-исследовательское обобщение индивидуальных суждений группы людей об отдельном члене этой группы. В исследовательской практике ГОЛ получают посредством свободных характеристик личности или стандартизированного опросника, содержащего перечень психологических качеств человека. Таким образом в ГОЛ фиксируется эмпирический конструкт представления о человеке, сложившийся в общественном мнении окружающих его людей. По схемам данного конструкта происходит и социально-психологическая интерпретация личности, о которой мы уже говорили.

В научно-исследовательской практике схема-конструкт ГОЛ должна, с одной стороны, включать все компоненты научно-психологической структуры личности, с другой стороны, в ней необходимо развернуть перечень качеств, относящихся к ролевым функциям человека, которые он выполняет в группе людей как субъект совместной деятельности. Второе условие продиктовано тем, что взаимопознание людей происходит под углом зрения совместных обязательств в групповом взаимодействии, и выделяются в первую очередь те качества личности, от которых зависит успешность деятельности группы в целом. Поэтому в ГОЛ более развернуто репрезентируются функционально (профессионально) важные для конкретных аспектов взаимодействия качества личности.

ГОЛ является своеобразным психологическим зеркалом, в котором отражается психологический портрет личности. Каждый человек хочет знать, как он выглядит в глазах окружающих людей, что о нем думают другие. Поэтому мы внимательны к мнению людей о нас. Это мнение мы соотносим с самооценкой свое личности, и стремимся к тому, чтобы самооценка и ГОЛ сближались друг с другом по возможности до полного совпадения. Такое совпадение нам необходимо для достижения полной гармонии человеческих отношений. Иначе между самооценкой и ГОЛ возникает когнитивный диссонанс, который составляет основу внутреннего психологического конфликта, готового в любой момент перерасти в конфликт межличностных отношений.

Если ГОЛ ниже нашей самооценки, то мы для снятия когнитивного диссонанса вынуждены либо снижать самооценку, либо предпринимать большие усилия в социальной деятельности по созданию объективных оснований для повышения престижа собственной личности в общественном мнении окружающих нас людей.

Таким образом ГОЛ выполняет для нас функцию социальной критики нашей личности и в то же время социально-психологического нажима на нашу самооценку, понуждая нас к изменениям своей личности в соответствии с требованиями, которые предъявляют к нам окружающие люди.

Если мы внутренне не согласны с давлением ГОЛ на нашу самооценку, то мы неизбежно вступаем в психологический конфликт с ближайшим окружением и ищем психологической поддержки среди других людей в виде признания нашей личности. Так когнитивный диссонанс ГОЛ и самооценки становится источником формирования маргинальной личности, которая не находит для себя полноценной идентификации ни с одной из социальных групп. Тогда человека настигает состояние психологического одиночества, и он начинает самоидентифицироваться с условными группами непризнанных людей.

Самооценка как феномен взаимопознания формируется от рождения под сильным влиянием отношения взрослых к ребенку. Затем она трансформируется в процессах самопознания через ассимиляцию ГОЛ, и, наконец, приобретает статус относительно независимого психологического феномена. В результате она становится интимным ядром Я-концепции личности, в котором накапливается мотивационная энергия индивидуального развития человека.

Успешное исполнение когнитивных функций человеком приводит к развитию интеллектуальных психических образований. В их числе выделяют вербальный интеллект как способность к рече-мыслительной деятельности и конструкторский интеллект как способность к решению пространственно-временных отношений между объектами предметной реальности. В связи с проблемами взаимопознания людей можно говорить о психологическом интеллекте как способности проникать во внутренний мир человека и адекватно понимать других людей. Эти способности связывают с психологической проницательностью и эмпатией. Здесь много места для интуиции и аффективной чувствительности партнеров. Здесь много тайн, к которым современная наука начинает приближаться.

Следовательно, личностная ассимиляция когнитивных функций психики приводит к развитию интеллекта как базовой способности человека успешно решать все проблемы человеческой жизни. Поэтому качества ума становятся первостепенным объектом оценки личности, какое бы место она не занимала в обществе. О людях большого ума говорят как об ученых, и приписывают им эту роль как награду за социально значимый интеллект, независимо от того, занимается ли он наукой как специалист.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: