ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ




ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«СТУПЕНИ»

направленная на формирование

элементарных социально – значимых, бытовых и коммуникативных навыков

у ребенка дошкольного возраста с РАС

 

Программу разработала:

учитель-дефектолог

Соловьева А. В.

 

г. Красноярск 2019

 

Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время увеличивается количество детей имеющих особые потребности в развитии, которые нуждаются в специальной коррекционно-развивающей помощи. Наличие сложной структуры дефекта, требует качественной дифференциальной диагностики для определения направлений коррекционной работы, а также комплексного подхода со стороны педагогов, медиков, родителей.

Сейчас специалисты говорят об «эпидемии» аутизма. По последним данным заболевания аутистического спектра встречаются в соотношении: 1 случай на 70 детей.

Аутизм рассматривается не как одно заболевание, а как спектр нарушений, которые могут проявляться в разной степени. При этом затрагиваются многие структуры нервной системы (мозжечок, ствол мозга, лимбическая система).

Аутизм, расстройство развития, является наиболее распространенным из общих расстройств развития. Учитывая широкую клиническую вариабельность этих состояний, многие также называют ОРР как заболевания группы аутизма. По оценкам частота их составляет от 5 на 10000 до 50 на 1000. Аутизм примерно в 2-4 раза чаще встречается у мальчиков. В последнее десятилетие отмечен быстрый рост выявления заболеваний группы аутизма частично вследствие того, что изменились диагностические критерии.

Следует отметить, что аутизм встречается в 3-4 раза чаще у мальчиков. Девочки подвержены этому недугу в меньшей степени. За счет изменения диагностических критериев, можно сказать, что в последние десятилетия отмечается довольно быстрый рост данного заболевания. На сегодняшний день выявления любых аутистических расстройств не составляет труда.

Аутизм представляет собой общее расстройство развития с нарушениями общения и социального взаимодействия. Данное заболевание характеризуется стереотипным поведением с повторяющимися действиями, а также неравномерным развитием и умственной отсталостью. Зачастую такие симптомы возникают в детском возрасте на первых годах жизни. Главная причина до сих пор неизвестна. Считается, что все признаки предполагают наличие генетического компонента.

У некоторых детей аутизм развивается из-за различных органических заболеваний. Диагностика недуга в первую очередь основывается на постоянном наблюдении за развитием каждого ребенка. Современное лечение включает в себя медикаментозное лечение в сочетании с поведенческой терапией. Представленная болезнь является одной из самых распространенных из общей практик расстройств развития. К группе аутизма причисляют также особую клиническую вариабельность, называемую ОРР. Их частота по оценкам медиков нередко достигает до 50 случаев на 1000.

Как правило, данный синдром проявляет себя в возрасте примерно до трех лет. Для него характерно не только аномальное функционирование в любых взаимодействиях, но и проблемы в социальном общении. В редких случаях можно наблюдать более тяжелое течение аутизма, которое практически всегда сопровождается серьезной наследственной отягощённостью.

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться комплексно и системно при задействовании всех органов чувств (каналов восприятия) с учетом потенциальных возможностей и ресурсов ребенка.

Теоретическое обоснование

Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.

Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий — от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п.

Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку и т. п.). Игрушки если и используются, то не по назначению. Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок.

Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.

Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др. Страхи различны по своей природе. В одних случаях причина страха — повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается.

Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их основные черты — оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Эти отличающиеся стойкостью фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов.

Коррекционные педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Аутисты с трудом переходят от одного вида движений к другому, не подражают, не воспроизводят последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из долговременной памяти по требованию. У них обнаруживается декодирование слов. Этап от этапа должна решаться задача усложнения деятельности, должен увеличиваться предлагаемый объем навыков и знаний. Наконец, следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых разными специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков.

 

· Концепция по обучению детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

 

· Деятельностный подход и теория ведущей деятельности.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям.

Цель программы: формирование элементарных социально – значимых, бытовых и коммуникативных навыков.

 

Задачи:

· Установить продуктивное взаимодействие и зрительный контакт;

· Формировать элементарные навыки учебного поведения;

· Выработать алгоритм поведения в социальных, учебных, коммуникативно-бытовых ситуациях;

· Развивать зрительное и слуховое восприятие;

· Стимулировать речевые проявления, расширять пассивный словарный запас (формировать внимание к неречевым звукам, правильно понимать слова, обозначающие предметы окружающего быта; развивать умение самостоятельно называть игрушки, предметы окружения, правильно реагировать на просьбу взрослого; стимулировать речевое сопровождение собственных действий);

· Формировать культурно-целесообразные действия с предметами и предпосылки к игровой деятельности;

· Развивать крупную и мелкую моторику.

Условия реализации программы:

1. Выстраивание работы от актуального уровня развития ребенка;

2. Постепенное увеличение времени занятий (от 10 до 25-30минут, до 1 часа);

3. Планирование домашних заданий совместно с мамой – ведение «Совместного дневника» (мама и педагог записывают реакции и достижения ребенка);

4. Заполнение индивидуальной карты развития (совместно с мамой);

5. Использование поведенческих программ вмешательства (следование за выбором ребенка);

6. Коммуникативная программа вмешательства (составление расписания, альтернативные способы общения);

7. Социальные программы вмешательства (включение в образовательное пространство взаимодействие со сверстниками).Включение ребенка в праздники, организованные для детей;

8. Частая смена видов деятельности, в том числе двигательных режимов;

9. Использование разнообразных дидактических приемов, игр, в том числеМонтессори-материалов, системы Нумикон;

10. Использование инфраструктуры Центра для занятий;

11. Использование наглядного дидактического и картинного материала.

12. Съемка занятий на видео (обсуждение результатов с мамой).

13. Взаимодействие с семьей (совместное составление программы, активное включение родителей в занятия, соблюдение рекомендаций специалистов).

Длительность программы: 7 календарных месяца.

Периодичность программы: два раза в неделю.

Методы, приемы

v -Пескотерапия (сухой бассейн: манка, крупа)

v -Тестопластика

v -Конструирование

v -Элементы логоритмики

v -Материал Марии Монтессори

v -Система Нумикон

v -Сказкотерапия

v -Доступность, наглядность, дозированность информации
задействование всех органов чувств (каналов восприятия)

Примерное тематическое планирование учителя-дефектолога

Месяц Основное содержание работы
  ноябрь Установление контакта. Формирование положительной эмоциональной реакции на педагога. Развитие слухового восприятия (игра на музыкальных инструментах). Обучать реагированию на слуховые раздражители. Закрепление умения откликаться на свое имя. Формирование интереса к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами ближайшего окружения.
  декабрь Установление контакта. Формирование положительной эмоциональной реакции на педагога. Развитие слухового восприятия (игра на музыкальных инструментах). Обучать реагированию на слуховые раздражители. Закрепление умения откликаться на свое имя. Формирование интереса к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами ближайшего окружения.   Закрепление умения выполнять элементарные действия с предметами или игрушками по речевой инструкции: «Дай», «Держи». Обучение выполнению действий «Возьми», «Кати», «Бросай», «Лови». Обучение работе с картинным материалом: соотносить знакомые предметы с их картинным изображением. Расширение пассивного словаря по теме: «Животные».  
  январь   Закрепление умения выделять и показывать основные части лица и тела (голова, волосы, глаза, нос, уши, рот, спина, живот, руки, ноги). Формирование интереса к совместной деятельности (подражая взрослому, брать предметы в руки, производить с ними действия). Формирование представлений о половой принадлежности, внешних различиях, используя картинный материал. Обучение соотнесению игрушки (изображения) животного с соответствующим звукоподражанием. Дифференцирование звукоподражания (Покажи, кто позвал?»).    
  февраль Формирование умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Возьми чашку», «Сядь на стул» и т.п. Обучение выбору действия, изображенного на картинке из ряда предложенных.  
март Формирование умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Возьми чашку», «Сядь на стул» и т.п. Обучение выбору действия, изображенного на картинке из ряда предложенных.  
апрель Обучение выбору действия, изображенного на картинке из ряда предложенных. Сортировки предметов фрукты, овощи.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: