Тема 6: Основы бюджетирования




 

  1. Планирование в системе управленческого учета. Преимущества бюджетирования.
  2. Мониторинг и анализ исполнения бюджета.

 

  1. Планирование в системе управленческого учета. Преимущества бюджетирования.

 

Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планирования хоз. операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением.

Сквозное управленческое планирование требует ведения эффективного управленческого учета и планирования движения ТМЦ и финансовых ресурсов п/п на всех стадиях фин.цикла.

Согласно Методическим рекомендациям по управленческому учету, бюджет – это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета и контроля и оценки эффективности деятельности организации.

Сущность бюджетирования заключается в разработке взаимосвязанных планов производственно финансовой деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, т.е. бюджетирование – это процесс составления и реализации бюджета в практической деятельности компании.

Планирование без контроля исполнения планов теряет смысл, учет, не используемый для оценки и контроля деятельности, бесцелен, а контроль без данных плана и учета невозможен. Поэтому преимущество бюджетирования заключатся в его интегрированности, т.е. это система, обобщающая данные планирования, учета и контроля не только доходов и расходов, но и формирующих их величин.

Особенностью буджетирования является его «сквозной» характер, означающий, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом.

Бюджет п/п разрабатывается на определенный период, который называется бюджетным периодом. Это может быть 5 лет, с разбивкой по годам (стратегический бюджет), 1 год с разбивкой по кварталам (текущий бюджет), квартал с разбивкой на декады и т.д.

В любом случае бюджетный процесс должен состоять из след. стадий:

0-оя (подготовительная стадия) – план-факт анализ исполнения бюджета прошлого периода;

1-ая стадия – составление сводного бюджета отчетного периода;

2-ая стадия – контроль (мониторинг) исполнения бюджета отчетного периода;

3-я стадия (0-оя стадия для след.периода) – план факт анализ исполнения бюджета отчетного периода.

Т.О. в идеале бюджетный цикл должен быть непрерывным.

Генеральный бюджет (сводный, мастер бюджет) предприятия рекомендуется составлять в виде двух частей (подбюджетов 1-ого уровня) (рис.1):

1) операционного бюджета, включающего план прибылей и убытков, который детализируется через частные бюджеты, отражающие статьи доходов и расходов предприятия (подбюджет 2-ого уровня): бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет запасов готовой продукции, производств. бюджет и б. постоянных расходов.), которые в свою очередь делятся на более конкретные, н/р Б.ОХР, Б.ком.расходов, б.прямых мат.затрат, б. прямых затрат труда, б.ОПР и т.д);

2) финансового бюджета, включающего инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств и прогнозируемый баланс.

 

 

Бюджет продаж

 
 

 


 

Бюджет закупок

 
 

 

 


Финансовый бюджет

Рис. 1. Схема составления сводного бюджета предприятия

 

  1. Мониторинг и анализ исполнения бюджета.

На 2-ой стадии бюджетного процесса происходит контроль (мониторинг) исполнения сводного бюджета. Под ним понимается:

- текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организ. структуры п/п, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа ведется структ. подразделениями –центрами ответственности;

- поступление от ЦО соответ. управ. службам ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОтиЗ соответ. информации о ходе выполнения бюджетного задания;

- анализ текущей инф-ции о выполнении бюджета управ.службами и представление рекомендаций высшему руководству для корректировки оперативной деятельности в разрезе различных ЦО.

 

 

Третьей, заключительной стадией бюджетного цикла яв-ся анализ исполнения сводного бюджета. Этот вид анализа хоз. деятельности еще называют план-факт анализом, потому что при его проведении идет сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду, в отличие например, от финансового анализа, где фактические данные отчетного периода сравниваются с фактическими же данными базисных (прошлых) периодов.

Текущий учет отклонений ведется на основе бух. учета и отчетности с использованием данных оперативного учета.

Проведение план-факт анализа имеет 2 осн. функции:

1. Плановая – заключается в том, что на основе полученных выводов вносятся корректировки в хоз. стратегию и тактику п/п и разрабатывается бюджет на следующий период.

2. Контрольно-стимулирующая – функция анализа исполнения бюджета осуществляется через спецификацию отклоненений фактических показателей от плановых в разрезе центров ответственности п/п. Например, руководству компании важно не только то, что произошло превышение произв. Затрат на 30 тыс. руб. (на 70 % из-за превышения плановых норм расхода и на 30% - превышение цен закупки сырья и материалов), но и то, что за перерасход ресурсов в 21 тыс. руб. ответственность несут службы зам.директора по производству, а по перерасходу в 9 тыс.руб. – отдел снабжения. Дальнейший анализ может показать, например, что перерасход материалов произошел из-за некачественного материала, вина за доставку которого может лечь на отдел снабжения или поставщика, а в удорожании ресурсов виновен вовсе не отдел снабжения, а поставщики.

Анализ исполнения сводного бюджета компании проводится в 3 этапа:

1. Общее изучение отклонений затрат, выручки и фин. рез-ов, движения ТМЦ и фин.рес-ов п/п и источников их финансирования на основе сравнения плановых и фактических «выходных форм» сводного бюджета: отчета о прибылях и убытках, отчет о движ. ден.средств, баланса на конец отчетного периода.

2. Анализ исполнения трех основных (агрегированных) подбюджетов сводного бюджета:

- план-факт анализ исполнения операционного бюджета;

- план-факт анализ исполнения инвестиционного бюджета;

- план-факт анализ исполнения фин. бюджета.

На данном этапе анализ отклонений и формулировка выводов проводится по каждому агрегированному подбюджету отдельно.

3. Синтез. На этом этапе проводится SWOT-анализ – анализ «слабых» и «сильных» сторон деят-ти п/п за прошедший бюджетный период, который является обобщением проделанной на первом и втором этапах работы по отделным подбюджетам и сегментам. Результаты третьего этапа являются основой разработки бюджета следующего периода.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: