Роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»




Курс, 5 семестр, НО

Преподаватель: к. филол. н., доцент Бурцева Е.А.

 

Тематика лекционного курса:

1. Введение. Особенности реализма как художественного метода. Его влияние на развитие мирового искусство. Принципы реализма.

2. Французский реализм.

3. Творчество Ф. Стендаля. «Красное и черное».

4. Творчество Бальзака. Творчество П. Мериме.

5. Творчество Флобера.

6. Шарль Бодлер. Артюр Рембо.

7. Английский реализм. Творчество Диккенса.

8. Творчество Теккерея.

9. Творчество сестер Бронте.

10. Творчество Э. Гаскелл.

Художественные тексты для обязательного прочтения

(читательский дневник к экзамену):

1. Стендаль «Красное и черное», «Ванина Ванина», «О любви», «Прогулки по Риму».

2. Бальзак «Отец Горио», «Гобсек».

3. Мериме. Новеллы.

4. Флобер «Мадам Бовари».

5. Ш. Бодлер «Цветы зла».

6. А. Рембо «Пьяный корабль» и другие стихотворения.

7. Диккенс «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист».

8. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия».

9. Ш. Бронте «Джейн Эйр», «Шерли».

10. Э. Бронте «Грозовой перевал».

11. Э. Гаскел «Мэри Бартон», «Жизнь Шарлоты Бронте».

12. Д. Элиот ««Миддлмарч».

 

Тематика практических занятий

Практическое занятие № 1-3

Проблема молодого человека и ее решение Ф. Стендалем.

Общий обзор творческого наследия Стендаля; разнообразие его художественных пристрастий.

План:

  1. Мировоззренческие (атеизм, сенсуализм) и эстетические позиции писателя (анализ статей «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»).
  2. Идея создания романа «Красное и черное».
  3. Композиция произведения, связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры».
  4. Тема формирования характера молодого человека в буржуазном окружении эпохи Реставрации – центральная для французской литературы 19 века.
  5. Конфликт Жюльена Сореля со средой:
  • выбор жизненного пути;
  • панорама французского общества глазами Жюльена Сореля: провинциальный Верьер, духовная семинария Безансона, политико-аристократические круги Парижа;
  • характер плебея Сореля: истоки его лицемерного поведения, взаимоотношения с женщинами, самооценка (внутренние монологи), авторская оценка поступков героя;
  • борьба героя с самим собой; раздвоение, саморазрушение личности;
  • трагизм финала: победа или поражение героя?
  1. Особенности психологизма Стендаля; язык и стиль произведений Стендаля; функции детали в романе.
  2. Возможные интерпретации названия романа «Красное и черное», связь названия с основным конфликтом.

Используя цитаты из текста романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное» дайте письменную характеристику образов Ж.Сореля, мадам де Реналь, Матильды де ла Моль. Заполните таблицу, обратив внимание на то, как характеристика двух героинь помогает понять многое в образе Жюльена:

ГОСПОЖА де РЕНАЛЬ ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ МАТИЛЬДА де ЛА МОЛЬ
     
     

 

Литература:

  1. Стендаль, Ф. Расин и Шекспир / Ф. Стендаль // Стендаль, Ф. Собр. соч. в 12 т. Т.7. - М., 1978.
  2. Стендаль, Ф. Расин и Шекспир. Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» // Зарубежная литература века XIX века. Реализм: хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.
  3. Андрие, Р. Стендаль, или Бал-маскарад / Р. Андрие. - М., 1985.
  4. Бальзак, О. Этюд о Бейле / О. Бальзак // Зарубежная литература века XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.
  5. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. – Л., 1968.
  6. Реизов, Б.Г. Стендаль. Годы учения / Б.Г. Реизов. - Л., 1968.
  7. Реизов, Б.Г. Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика / Б.Г. Реизов. - Л., 1974.
  8. Реизов, Б.Г. Стендаль. Художественное творчество / Б.Г. Реизов. - Л., 1978.

 

Практическое занятие № 4-6

Тема: повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»

План:

  1. Место повести «Гобсек» в «Человеческой комедии»
  2. Особенности композиции повести
  3. Способы создания характера и идейное содержание образа Гобсека:
    • портрет,
    • окружающая обстановка,
    • принципы описания,
    • эволюция образа,
    • философия Гобсека,
    • самораскрытие персонажей,
    • романтическое и реалистическое в образе
  4. Персонажи второго плана, принципы их создания и связь с главным героем

Литература:

  1. История зарубежной литературы XIX века [Учебник для вузов] /А.С.Дмитриев и т.д. – М.: Высшая школа: Академия, 2000. – 560 с.
  2. История зарубежной литературы XIX века. Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» В 2 ч. Ч. 2 / Н.П. Михальская и др. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001. – 224 с.
  4. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1967.
  5. Дежуров А. С. Художественный мир О. де Бальзака – М., 2002.
  6. Сиприо П. Бальзак без маски. – М., 2003.

 

Практическое занятие № 7-10

Роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

План:

  1. Проблематика романа
  2. Сюжет и композиция романа
  3. Система образов в романе:
    • Эмма и Шарль Бовари
    • Родольф и Леон
    • Аптекарь Омэ, ростовщик Лере
    • Жюстен
    • отец Бурнизьен
    • Слепой нищий
  4. Поэтика романа, новаторство Флобера:
    • oсобенности стиля,
    • особенности портретных характеристик,
    • описания предметного мира,
    • несобственно-прямая речь в романе, система лейтмотивов,
    • приемы предвосхищения и перехода,
    • приемы «монтажа» или метод контрапункта в сцене сельскохозяйственной выставки

Литература:

  1. История зарубежной литературы XIX века [Учебник для вузов] /А.С.Дмитриев и т.д. – М.: Высшая школа: Академия, 2000. – 560 с.
  2. История зарубежной литературы XIX века. Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» В 2 ч. Ч. 2 / Н.П. Михальская и др. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001. – 224 с.
  4. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. — М., 1955;.
  5. Храповицкая Г. Н. Гюстав Флобер // История зарубежной литературы XIX века. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 215—223.
  6. Дежуров А. С. Объективный роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. М., 2002. — С. 304—319.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: