Технологическая карта изучения темы




Стрелина Анна, гр. 17ЗНПИ41.

Предмет Изобразительное искусство
Класс  
Тема Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Тип урока Урок освоение новых знаний
Цель Познакомить учащихся с разнообразием форм в мире.
Задачи Образовательные задачи: - расширить знания детей о геометрических фигурах, которые лежат в основе многообразия форм; - закрепить навыки работы с художественными материалами; - выполнять работу по заданному плану. - Развивающие задачи: - развивать у детей память, фантазию, творческое мышление и т.д.; - развивать чувство пропорций, цвета и композиции; - способствовать развитию расширения кругозора. Воспитательные задачи: - воспитывать познавательный интерес к изображениям форм, их особенностям; - создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда.
Основные термины, понятия Форма, композиция, геометрические фигуры, конструкция, эллипс.
Планируемый результат
Предметные результаты Метапредметные результаты
5.1. Сформировать опыт создания художественного образа в разных видах и жанров; 5.2. Развить зрительную память; 5.3. Развивать визуально-пространственное мышление; 5.4. Развивать потребность в общении с произведениями искусства; 5.5. Формировать позитивное отношение к традициям художественной культуре. 1. Личностные УУД: 1.1.Способность к самооценке своих действий и поступков; 1.2.Положительное отношение к учению, познавательной, творческой деятельности; 1.3. Осваивать новые виды деятельности. 2. Регулятивные УУД: 2.1. Принимать и сохранять учебную задачу; 2.2. Действовать по плану;. 3. Познавательные УУД: 3.1. Читать, слушать и извлекать нужную информацию; 3.2.Использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. 4. Коммуникативные УУД: 4.1. Соблюдать правила речевого поведения; 4.2. Участвовать в общей беседе;
Материалы и оборудование Презентация, материалы (бумага, карандаш, ластик)
Форма организации работы Индивидуальное
       
ЭТАПЫУРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Формируемые УУД
Организационный момент (Проверяет готовность обучающихся к уроку. Включает презентацию). - Добрый день, дети. Присаживайтесь. - На прошлом занятий, мы говорили о том, из чего состоит мир изображения, сегодня мы продолжаем знакомство с нашим миром вещей. (Проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя) (Садятся на свои места) 1.2; 2.1; 4.1.
Актуализация знаний     - Предлагаю сыграть вам в игру. Обратите внимание на слайды и скажите, что вы видите? (слайды) - Практически. Геометрические фигуры лежат в основе чего…? - Правильно. Формы окружают нас повсюду, все, что мы видим, состоит из разнообразного спектра форм. А их можно построить из простых геометрических фигур. - Давайте продолжим игру, что вы видите на экране? (Слайды) - С древних времен люди начали использовать многообразие форм окружающего мира для изготовления оружия, ювелирных изделий, предметов мебели. Именно тогда возникли первые представления о размерах. И в наше время понятия формы и многообразие форм окружающего мира являются важными аспектами для дизайнеров, художников, скульпторов. Они не только дают людям творческих профессий возможности для новых идей, но и позволяют устанавливать глубокие взаимосвязи между дизайном и законами существования живой природы. - Скажите, а что для вас значит форма? - Молодцы. Форма – это (лат. forma «внешний вид») может означать: Форма предмета — взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. У форму много определений, также форма – это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта. (слайды). Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи. Например, сходство есть между пышным оперением павлина и формой раковины, носиком чайника и хоботом слона, хвостом петуха и веткой, которая склонилась под ветром. (слайды) - А какие вы находили ассоциаций в окружающем вас мире? (Слушает ответы учеников) Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы. Например, в различных орнаментах, которые используются для художественного оформления изделий из ткани, при желании можно увидеть квадраты, треугольники. Этот прием используется преподавателями изобразительного искусства при объяснении правил составления рисунка. Если разбить все изображение на отдельные фигуры, можно существенно упростить создание портрета, пейзажа, натюрморта. Образование формы можно свести к тому, что в конкретном объекте фиксируют и выделяют основные его качества и свойства, определяют содержание оболочки, которая выступает способом их существования в реальности. В наше время абсолютно понятно, что форма образуется с учетом содержания. В рисовании понятие формы имеет особое значение, так как от того, насколько она продумана, зависит конечный результат – получаемое изображение. Обращают свое внимание на слайд: (На слайдах: геометрические фигуры, книга, кувшин, яблоко и т.д.) - Мы будем изучать геометрические фигуры. - Форм!? (Дети рассматривают иллюстрации, где мышь, дом, яблок, машина построены геометрическими фигурами) (Звучат ответы детей на вопрос) - Внешний вид предмета.   (Рассматривают иллюстраций: горы в Альпах, фигура человека, цветы, насекомые и т.д.) 1.2; 1.3; 3.1; 4.1; 4.2; 5.2.
Сообщение темы урока - Как вы уже догадались, мы будем изучать форму предмета. Посмотрите на слайд. Что это? (слайд) -Верно! Сегодня мы будем строить кувшин! (Дети изучают рисунок предмета) - Это ваза! - Кувшин! 1.2; 2.1; 4.1; 4.2; 5.3.
Анализ образца - Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос. Из каких геометрических фигур состоит кувшин? (Слайды) - Правильно, выбранный сегодня кувшин состоит из круга и двух трапеций! - Прежде, чем начать, давайте с вами вспомним, что такое геометрическая фигура. - Хорошо. Геометрическая фигура (от лат. figura) — термин, формально применимый к произвольному множеству точек. Обычно фигурой на плоскости называют замкнутые множества, которые ограничены конечным числом линий. Стоит отметить, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты. Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. Вы никогда не спутаете телевизор с цветком, ведь так? В рисунке же форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. - Что такое конструкция?... Правильно. - Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение. - Что мы с вами и сделали, разобрав кувшин на геометрические части! (Рассматривают картинку и отвечают на вопросы) (Дети отвечают) 1.2; 2.2; 3.2; 4.2; 5.2.
Планирование учебной деятельности - Когда мы рисуем какой-либо предмет, то мы его анализируем и пытаемся понять, он простой или сложной формы. Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел. - Кувшин у нас простой или сложный? - Молодцы! - Перед тем, как приступить к работе, нужно составить композицию и тщательно ее продумать. Вспомните, что такое композиция и дайте определение (слайд). (Композиция – правильное составление, соединение, сочетание различных предметов в соответствии с какой-либо идеей). - Так. Для чего нужно составить композицию, ведь мы просто пока строим кувшин! Для того, чтобы в будущем никогда не забывать, что в каждом рисунке, даже маленькой зарисовки, присутствует композиция. Запомните, размер изображения должен быть соразмерен листу. Кувшин, который мы рисуем, желательно поместить чуть выше середины листа и немного подвинуть в сторону тени. Предметы, нарисованные посередине листа, считаются ошибкой. Так же не желательно рисовать предметы больше их величины. - Вернемся к построению. После того, как мы наметили место крынки в листе, мы намечаем объём кувшина. Рисунок ведем постепенно, постепенно уточняя детали и намечая тени. Затем намечаем основные размеры: высоту и ширину кувшина. После того, как тщательно проверено линейное построение кувшина, можно приступить к изображению эллипсов. - На прошлых занятиях мы изучали эллипсы. Кто напомним, что такое эллипсы? - Правильно! Эллипсы также иногда называют овалами, хотя если быть совсем точным, то мы изображаем круг, лежащий на горизонтальной плоскости, в перспективе. Как называть круг в перспективе, эллипсом или овалом, не столь важно, главное, чтобы он изображался верно. Вспомним основные требования к изображению эллипса: 1. Края должны быть округлыми, а не заострёнными. 2. Ближняя половина овала развёрнута чуть больше (нижняя половина чуть шире верхней). 3. Левая половина должна быть симметрична правой, старайтесь точно нанизывать овал на ось, чтобы он не выглядел наклонённым. 4. Линия ближней части эллипса рисуется темнее, а дальняя — светлее. Построение следует начинать с верхнего эллипса, у которого видно, насколько он развёрнут. Важно точно нарисовать степень развёрнутости овала, для этого надо верно определить соотношение большого и малого диаметров (высоты и ширины). Затем изображаем самый нижний эллипс. Нижний овал развёрнут больше, чем верхний. Нужно точно определить, насколько он шире, иначе донышко получится вывернутым. Затем изображаем эллипсы в середине. Они будут развёрнуты меньше, чем нижний, но больше, чем верхний. Овалы, находящиеся рядом, следует изображать одинаковой степени раскрытости, иначе получится, что предмет будет казаться кривым. Дело в том, что перспективное сокращение небольших предметов и находящихся близко друг от друга плоскостей совсем незначительное. Также обращаю внимание на то, что если эллипс широкий, то и малый диаметр (высота) соответственно больше. На завершающем этапе изображаем все оставшиеся эллипсы. Наибольшую трудность представляет построение верней части горлышка. Нужно точно нарисовать каёмочку (выступ сверху), а также не забыть про изображение толщины стенок кувшина. Для этого рисуем ещё один эллипс, более узкий, чем самый верхний, на одной оси с ним. (Все сопровождается слайдами) - Сложный. Он состоит из нескольких фигур!   (Дети отвечают на вопрос) (Смотрят на слайд, где показываются примеры к правилам)     1.2; 3.1.  
Практическая работа - Как вы поняли, сегодня мы будем только строить кувшин, без определения свето-тени! На экране будет оставлено поэтапное выполнение, чтобы вы ничего не забыли! (слайд) - Сегодня для работы вам понадобится карандаш, ластик и плотная бумага, можно использовать акварельную. - Скажите мне, каким должен быть карандаш? - Правильно. Положите перед собой акварельные листы. Намечайте границы вашего кувшина. Обращайте внимание на натуру и на экран! Можете приступать! Желаю вам успехов! [Кувшин стоит на табуретке, чтобы его все видели] - Карандаш должен быть хорошо наточен. Древко не должно мешать при работе!     (Кладут перед собой лист а4) (Задумываются над композицией) (На листе имеются едва видимые зарисовки) (Прорабатывают детали) 1.3; 2.2; 5.2.
Уборка рабочего места (не на перемене) - До конца урока осталось 5 минут. Завершайте свои работы и убирайте рабочее место. Дети завершают свои произведения и начинают убирать столы.  
Рефлексия учебной деятельности - Пора нам устроить выставку, повесьте на доску свои работы. - Какие разнообразные кувшины у вас получились! Вы большие молодцы! - Напомните мне, что вы сегодня узнали? - Молодцы! Продолжим на следующем уроке! - Домашнее задание – построить еще один кувшин! - Урок окончен. Можете идти. (Учащиеся размещают свои изделия на доске, выходя по рядам) - Мы узнали, что весь мир состоит из форм, и их можно построить с помощью геометрических фигур. (Урок окончен, учащиеся собирают вещи и уходят) 1.1; 4.1.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: