Венгер Леонид Абрамович.




Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.

Поступление в школу – начало нового этапа в жизни ребенка.

А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит не только радость, но и много тревог и волнений.

Каждый родитель готовит своего ребенка к поступлению в школу, исходя из своих представлений и убеждений о том, что есть «готовность к школе» и, что, в первую очередь будет самым необходимым для ребенка. Одни задолго до начала учебной деятельности начинают проходить программу 1 класса, другие дают возможность ребенку наиграться, «не отнимать детство», третьи полагаются в этом вопросе на специалистов детского сада и т.д. Вариантов множество. Но задаваясь этим вопросом, и родителям и всем специалистам, работающим с детьми, необходимо знать, а чего ждет от детей школа?

 

Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует, чтобы у него были сформированы определенные, очень важные компетенции.

По каким же критериям ребенок должен «соответствовать», «подходить» для обучения в школе?

Когда говорят о готовности ребенка к школе, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Психолог Л.А. Венгер говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

· физиологическая готовность,

· интеллектуальная готовность

· эмоционально-волевая зрелость,

· социально-личностная готовность.

Об этих составляющих мы сейчас и поговорим.

Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.

Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Ограничивайте пребывание вашего ребенка у телевизора и у компьютера. Не оставляйте без внимания результаты медицинского обследования, которое проходило за год до школы, прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно сейчас займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка.

Общая или крупная моторика нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба – это не только умственная, но и физическая нагрузка.

Мелкая моторика. К семи годам должна быть хорошо сформирована ловкость и сила пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. К семи годам ребёнок должен:

· Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).

· Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

· Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

· Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

· Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

Интеллектуальная готовность ребенка предполагает, что у него должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.

Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче. К семи годам ребёнок должен:

· Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания

· Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.

· Уметь находить одинаковые предметы.

· Находить 10 отличий между предметами.

· Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.

ПАМЯТЬ. К семи годам ребёнок должен:

· Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.

· Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

· Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

· Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

· Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.

· Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения.

ВОСПРИЯТИЕ. К семи годам ребёнок должен:

· Различать форму предмета, его цвет и оттенки.

· По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.

· Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).

· Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).

Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости.

МЫШЛЕНИЕ. К семи годам ребёнок должен:

· Объединять предметы в группы по определённым признакам.

· Находить закономерность в построении ряда предметов.

· Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.

· Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

· Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.

· Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.

ВООБРАЖЕНИЕ развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. (Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.

РЕЧЬ тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

К семи годам ребенок должен:

· Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.

· Понимать смысл текста и простых понятий.

· Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.

· Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

· Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.

· Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.

Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он знал самые элементарные вещи.

Вопросы для поступающих детей в школу:

· свой домашний адрес и название поселка, в котором он живет;

· название страны;

· имена и отчества своих родителей, их профессию или место работы;

· времена года, их последовательность и основные признаки;

· названия месяцев, дни недели, части суток;

· основные виды деревьев и цветов;

· уметь различать диких и домашних животных.

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: