Назвать общие признаки и отличия злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий.




Для того, чтобы назвать общие признаки и отличия, нужно охарактеризовать эти два преступления.

1. Злоупотребление должностными полномочиями.

Объективная сторона (ч. 1 ст. 285 УК) злоупотребления должностными полномочиями характеризуется следующими признаками:

А) использование должностным лицом своих полномочий вопреки интересам службы, т.е. в ущерб тем целям и задачам, которые поставлены перед лицом в соответствии с его должностным статусом. Должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия (бездействие) лица, которые следуют из его компетенции и связаны с осуществлением (или с неосуществлением) прав и обязанностей, которыми это лицо наделено, в силу занимаемой должности.

(Как злоупотребление должностным лицом своими служебными полномочиями следует рассматривать и протекционизм, под которым понимается незаконное оказания содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчинённого, а также иное покровительство по службе).

Б) причинение деянием существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом прав и интересов общества и государства. По содержанию вред может быть имущественным (расходование материальных ценностей не по назначению, приобретение в незаконное пользование дорогостоящего имущества) или нематериальным (нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституции РФ, нарушение общественного порядка)

 

Этот признак сформулирован как оценочное понятие: критериями существенности нарушения прав и законных интересов, в соответствии с п.18 ППВС РФ от 16 октября 2009 г. №19, надо считать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, размер понесённого материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причинённого им морального, физического или имущественного вреда, важность нарушенных прав.

Состав данного правонарушения носит материальный характер, и преступление считается оконченным только в момент наступления последствий.

Субъект – специальный: должностное лицо.

Субъективная сторона – умысел в отношении последствия и наличие мотива – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность означает стремление извлечь имущественную выгоду или избавиться от материальных затрат без завладения чужим имуществом (иначе деяние признаётся хищением)

Иная личная заинтересованность означает стремление получить выгоду неимущественного характера, в основе которого лежат соображения карьеризма, протекционизма, желание получить взаимную услугу, заручиться влиятельной поддержкой.

Отсутствие мотива корыстной или иной личной заинтересованности исключает уголовную ответственность по ст.285 УК

Квалифицированный состав (ч.2 ст. 285 УК) – совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав (ч.3 ст.285 УК) – совершение деяний, повлекших тяжкие последствия. В соответствии с п. 21 ППВС РФ от 16 октября 2009 г. №19 под тяжкими последствиями следует понимать причинение вреда в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.д.

 

2. Превышение должностных полномочий.

Объективная сторона (ч.1 ст. 286 УК) характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, причинивших последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно п.19 ППВС РФ от 16 октября 2009г. №19 превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу)

б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц)

в) совершаются должностным лицом единолично, однако должны быть произведены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом.

г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников)

При квалификации деяния по ст.286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены, указав, в чём выразились нарушения.

В судебной практике неоднократно подчёркивалось, что в форме бездействия совершить рассматриваемое преступление невозможно.

По конструкции объективной стороны состав носит материальный характер, преступление может считаться оконченным только при наступлении в результате превышения своих полномочий должностным лицом общественно опасных последствий, по содержанию совпадающих с последствиями, указанными в диспозиции ч.1 ст.285 УК.

Субъект - специальный – должностное лицо

Субъективная сторона – умысел, которым охватывается факт превышения должностным лицом своих полномочий, и предвидение неизбежности или реальной возможности существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Мотив юридической роли не играет.

Квалифицированный состав (ч.2 ст. 286 УК) – совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав (ч.3 ст. 286 УК) – совершение деяний: с применением насилия или угрозы его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжкий последствий.

Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения вреда его здоровью любой степени тяжести, побоев, физической боли, лишения свободы и т.д.

Угроза применения насилия – это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.

Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (выстрел поверх головы), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.

Причинение тяжких последствий понимается аналогично этому признаку в ч.3 ст.286 УК.

Общие признаки:

Общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

 

Отличия:

1. Мотив. При злоупотреблении должностными полномочиями важен мотив – корыстная или иная личная заинтересованность. При превышении должностных полномочий мотив юридической роли не играет.

2. При злоупотреблении субъект действует в рамках должностных полномочий, при превышении – выходит за рамки должностных обязанностей.

3. При злоупотреблении должностное лицо может как действовать, так и бездействовать, а при превышении – только действовать.

 

Определить критерии отграничения взятки от коммерческого подкупа. Охарактеризовать специальные основания освобождения от дачи взятки и от коммерческого подкупа.

Специальные основания освобождения от уголовной ответственности за дачу коммерческого подкупа:

- Если виновное лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, т.е. совершило действия, направленные на изобличение причастных к совершённому преступлению лиц (посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве предмета коммерческого подкупа.

- Если виновный добровольно сообщил о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, - такое обращение (письменное или устное) признаётся добровольным независимо от мотивов; не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о коммерческом подкупе стало известно органам власти.

- Если в отношении виновного имело место вымогательство коммерческого подкупа – в этом случае не требуется добровольное сообщение виновного в органы власти о совершённом им преступлении.

 

Специальные основания освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки:

- Если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица. (Под вымогательством взятки следует понимать требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Отметим, что сам факт освобождения от уголовной ответственности не означает, что в действиях лица отсутствует состав дачи взятки. Однако, учитывая, что при вымогательстве дача взятки является результатом психологического воздействия, а также исходя из необходимости разоблачения взяткополучателя, данных лиц освобождают от уголовной ответственности)

- Если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Вторым условием освобождения от уголовной ответственности является добровольность заявления о даче взятки. Под добровольностью понимается сделанное лицом в любой форме по собственной воле заявление о даче им взятки должностному лицу. В постановлении Пленума указывается, что сообщение признается добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Кроме того, в постановлении Пленума разъясняется, что добровольное признание лица не означает, что в его действиях нет состава преступления, а посему данные лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в качестве взятки. Однако, если лицо добровольно заявило о передачи денег или других ценностей органу, имеющему право возбуждать уголовное дело до фактической передачи, а сам процесс передачи проходил под их контролем с целью задержания с поличным получателя взятки, в данном случае деньги и другие ценности не могут быть обращены в доход государства, а подлежат возвращению их законному владельцу. Сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти, не может быть признано добровольным)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: