АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОЕКТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ




 

Между тем можно обнаружить, что это слово обозначает два вполне отличных друг от друга исторических момента, один длился от падения Западной Римской империи до тысячного года и представлял собой эпоху кризиса, упадка, бурного переселения наро­дов и столкновения культур; другой длился от тысячного года до начала периода, кото­рый в школе определяют как Гуманизм, и не случайно многие иностранные ученые счита­ют его уже эпохой полного расцвета; более того, говорят даже о трех Возрождениях, пер­вое — Каролингское, второе — в XI—XII ве­ках и третье — известное как собственно на­стоящее Возрождение.

Если предположить, что Средние века мо­жно свести к некоему подобию абстрактной модели, с каким из двух периодов следует соотнести нашу эпоху? Всякая попытка уста­новить полное соответствие была бы наивной хотя бы потому, что мы живем в период невероятно ускоренных процессов, когда про­исходящее за пять наших лет может порой соответствовать происходившему тогда в те­чение пяти веков. Во-вторых, центр мира расширился до размеров всей планеты, се­годня сосуществуют цивилизации и культу­ры, находящиеся на различных стадиях раз­вития, и в обыденной жизни мы скорее склон­ны говорить о “средневековых условиях жизни” бенгальских народов, в то время как Нью-Йорк представляется нам процвета­ющим Вавилоном, а Пекин — моделью но­вой возрожденческой цивилизации. Следова­тельно, параллель, если она допустима, должна устанавливаться между некоторыми моментами и ситуациями нашей цивилизации и различными моментами исторического про­цесса, который длился с V по XIII век нашей эры. Конечно, сравнение вполне определен­ного исторического момента (сегодня) с по­чти тысячелетним периодом во многом от­дает бессмысленной игрой, и было бы та­ковой, если бы и в самом деле имело место. Но здесь мы пытаемся разработать “гипотезу Средних веков” (почти как если бы мы ста­вили перед собой задачу создать Средние века и думали о том, какие составные части нужны нам для того, чтобы наше создание было действенно и правдоподобно).

Эта гипотеза, или эта модель, будет иметь все характерные черты лабораторных резуль­татов: она будет итогом выбора, фильтрации, и выбор будет зависеть от вполне определен­ной цели. Наша же цель в том, чтобы иметь в распоряжения историческую картину, к ко­торой можно было бы примерять тенденции и ситуации нашего времени. Это будет чисто лабораторная игра, но никто никогда не гово­рил всерьез, что игры бесполезны. Играя, ре­бенок учится жить в мире именно потому, что делает понарошку то, что потом будет выну­жден (или захочет) делать по-настоящему.

Что же нам нужно, чтобы создать хорошие Средние века? Прежде всего, огромная миро­вая империя, которая разваливается, мощная интернациональная государственная власть, которая в свое время объединила часть мира с точки зрения языка, обычаев, идеологии, религии, искусства и технологии и которая в один прекрасный момент рушится из-за сложности своей собственной структуры. Ру­шится, потому что на границах наседают “ва­рвары”, которые необязательно необразован­ны, но которые несут новые обычаи и новое видение мира. Эти “варвары” могут врывать­ся силой, потому что хотят завладеть богат­ством, в котором им было отказано; или могут просачиваться в социальную и культ­урную материю господствующей мировой империи, распространяя новые верования и новые взгляды на жизнь. Римскую империю подтачивает вовсе не христианская этика; им­перия сама подточила себя, с равной готов­ностью приняв александрийскую культуру и восточные культы Митры или Астарты, заигрывая с магией, новыми учениями об эти­ке сексуальных отношений, различными наде­ждами и представлениями о спасении. Им­перия включила в себя новые расовые ком­поненты, в силу обстоятельств упразднила многие жесткие классовые деления, уменьши­ла различие между гражданами и негражда­нами, между патрициями и плебеями, сохра­нила разделение по богатству, но размыла различия между социальными ролями, да и не могла поступить иначе. Она способство­вала быстрому распространению культуры, возможность управлять получили представи­тели таких национальностей, которые за две­сти лет до этого посчитались бы низшими, утратили незыблемый догматизм многие те­ологические теории. В один и тот же момент правительство могло поклоняться классичес­ким богам, солдаты — Митре, а рабы — Ии­сусу. Инстинктивно преследовалась та вера, которая в конечном счете представлялась на­иболее смертельно опасной для системы, но, как правило, высокий уровень терпимости по­зволяет принимать все.

С крахом Великой империи (военным, гра­жданским, социальным и культурным одно­временно) начинается период экономического кризиса и дефицита власти, но лишь анти­клерикальная, вполне, впрочем, оправданная реакция позволила увидеть "Темные века" столь “темными”; в действительности же Вы­сокое Средневековье (и может быть, даже в большей степени, чем Средние века после тысячною года) было эпохой невероятной интеллектуальной силы, увлекательного диа­лога между варварскими цивилизациями, римским наследием и служившими им при­правой восточнохристианскими идеями; эпо­хой путешествий и встреч, когда ирландские монахи, бродя по Европе, распространяли на своем пути идеи, пропагандировали книги, выдумывали всякого рода безумства... Коро­че говоря, именно там созрел современный западный человек, и именно в этом смысле модель Средних веков может помочь нам понять то, что происходит в наши дни: кру­шение Великой империи сопровождается кри­зисом и неуверенностью, в этот момент стал­киваются различные цивилизации и постепен­но вырисовывается образ нового человека. Этот образ прояснится только позже, но ос­новные элементы уже здесь, в бурно кипящем котле. Боэций, распространяющий учение Пифагора и перечитывающий Аристотеля, не повторяет по памяти урок прошлого, но вы­думывает новый способ заниматься культу­рой и, притворяясь последним римлянином, на самом деле являет собой прообраз “уче­ного” при варварском дворе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: