Сертификация как целевой метод управления




Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей

Петля качества

Проблемы и перспективы развития сертификации продукции

Технический и рабочий проекты системы управления качеством продукции

Планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака

Сертификация как целевой метод управления

26. Структура системы сертификации

27. Задачи планирования качества продукции

28. Основные разделы технического задания

29. Основные разделы технического проекта

30. Основные разделы планирования повышения качества продукции на малых предприятиях

 

 

20. Отношения в области защиты прав потребителей регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми аспектами Российской Федерации. Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации (РФ) осуществляется с использованием целой системы законов и подзаконных актов, а также иных нормативно-правовых документов:

1. Конституция РФ – согласно ст. 20, 30, 37, 41, 42, 43 граждане имеют право на жизнь, объединение в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и т.д.;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации – ст. 200 предусматривает уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман покупателей;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации – первая часть введена 1 января 1995 года. В ней рассматриваются вопросы, связанные с предприятиями, из организационно-правовым статусом, вопросы о сделках, чести и достоинстве. Вторая часть (введена с 1 марта 1996 года) регулирует предпринимательские отношения, имущественные отношения граждан, дарение и т.п.

4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон) от 7 февраля 1992 года №2300–1 (в ред. федеральных законов от 9 января 1996 г. 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. №212-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей; получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах; государственную и общественную защиту интересов потребителей; определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.

5. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» связан с правами человека на здоровую окружающую среду.

6. Закон Российской Федерации от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозках и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

7. Закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 8 августа 2001 года (вместо закона от 25 сентября 1998 года, который действовал до 10 февраля 2002 года).

8. Закон Российской Федерации «О рекламе», принятый 18 июля 1995 года [ФЗ]. В этом законе рассматриваются вопросы, связанные с ненадлежащей рекламой, недобросовестной, неэтичной и заведомо ложной, а также особенности рекламы отдельных товаров (работ, услуг), Кроме того он устанавливает виды ненадлежащей рекламы.

9. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», принятый в сентябре 1992 г., определяет порядок регистрации, выдачи свидетельства, принятия и правовой охраны товарного знака.

10. Закон Российской Федерации «О техническом регулировании», принятый 27.12. 2003 г. (вступил в силу 27.07.2003 г.) Законом внесены существенные изменения в процедуры установленных обязательных и добровольных для применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам, а также в существующие механизмы подтверждения этим требованиям – сертификацию, аккредитацию, декларирование, государственный контроль и надзор.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем признается гражданин, который намерен приобрести или заказать товары, работы, услуги, либо приобретает или использует товар, заказывает выполнение работы или пользуется услугами исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Это означает, что потребителем считается гражданин, который еще ничего не купил и не заказал, а просто зашел в магазин или любое предприятие, оказывающее услуги населению, либо поинтересовался о потребительских свойствах имеющихся там товаров и услуг.

Потребителем признается гражданин, который непосредственно пользуется товаром (работой, услугой), а не только тот, кто осуществил оплату. Например, потребителем считается любой другой член семьи покупателя или тот, кому подарили товар и т.д.

Потребитель вступает в правоотношения с продавцом (изготовителем, исполнителем).

Продавцом выступает организация, а также индивидуальный предприниматель, реализующий по договору купли-продажи товары потребителям.

Исполнитель – организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору.

Изготовитель – организация любой организационно – правовой формы или индивидуальный предприниматель, производящие товары.

Организация может выступать в любой, предусмотренной Гражданским кодексом (ст. 50) организационно-правовой форме (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, потребительские кооперативы и другие, предусмотренные законом [ГК].

Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ) [ГК].

Товары, а также работы, услуги, оказываемые покупателю должны обладать определенным качеством в соответствии с государственным стандартом, техническим регламентом, санитарными нормами и правилами, строительными нормами и правилами и другими документами, устанавливающими требования к качеству товаров, работ, услуг.

Товар, который продавец передает покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 Гражданского кодекса РФ. Требования, предъявляемые к качеству товара (работы, услуги), определяются показателями надежности, безопасности, эстетическими, экологическими, эргономическими и другими показателями, а также такими количественными характеристиками, как мощность, содержание пищевых добавок, калорийность и проч.

Обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества определяется ст. 469, 470, 475, 476, 478, 479, 480 ГК.

В преамбуле Закона и ст. 475 ГК РФ определены признаки существенных недостатков, выявленных в товаре, к числу которых относятся:

- которые делают невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением;

- которые не могут быть устранены, либо проявляются вновь после устранения;

- для устранения которых требуются большие затраты;

- если потребитель вследствие недостатка в значительной степени лишается того, на что он вправе рассчитывать при заключении договора.

Товары, выполненные работы и услуги не только должны содержать недостатки, но и обязаны быть безопасными. С этой целью устанавливаются требования по безопасности к технически сложным товарам. РФ и ст. Закона РФ «О защите прав потребителей».

Для продуктов питания утверждаются предельно допустимые нормы содержания в них вредных для здоровья веществ.

Административный порядок защиты подразумевает обращение потребителя в соответствующие органы. К их числу относятся, прежде всего, федеральные органы и их территориальные подразделения.

- Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);

- Министерство экологии и природных ресурсов;

- Государственный комитет санэпидемиологического надзора;

- Органы исполнительной власти.

У каждого имеются специфические задачи и функции, главными из которых являются:

- осуществление контроля за соблюдением требований безопасности товаров;

- направление предписаний о выполнении требований безопасности товаров, требований о снятии с производства таких товаров, прекращение выпуска и продажи таких товаров, прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены и т.д.;

- предъявление исков в суды к изготовителям (продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров;

- наложение штрафных санкций в пределах своей компетенции.

Помимо названных органов защиту потребителей в случае обмана, продажи некачественного товара, недобросовестного выполнения договора осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), которая имеет свои подразделения во всех субъектах Российской Федерации. Ее деятельность определяется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. №866.

Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие основные функции:

- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, – качества продукции у изготовителя;

- осуществляет в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;

- контролирует правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;

- принимает меры по установлению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивает широкую гласность результатов проверок;

- приостанавливает реализацию товаров, не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

- рассматривает в соответствии с законодательством письма, претензии (заявления), жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решений управлений Госторгинспекции приостанавливается до решения суда).

Госторгинспекция имеет право осуществлять проверки торговых и промышленных предприятий, производить контрольные закупки товаров, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества, осуществлять контроль за наличием сертификатов на реализуемые товары, давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту, составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом (исполнителем) предписания, передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности лиц, допускающих злоупотребления в торговле, выступать стороной в суде и выносить решение о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю или продавцу за реализацию товаров произведенных с отступлением от требуемых стандартов.

Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления небольших муниципальных образований (городов, поселков) самостоятельно формируют соответствующие структуры, являющиеся подразделениями Госторгинспекции. Обычно это так называемые торговые отделы, которые в соответствии с ст. 44 «Закона о защите прав потребителей» вправе:

- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;

- анализировать договоры, заключаемые продавцами (изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

- в случаях выявления продажи товаров, не сопровождающейся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостановить продажу товаров до предоставления информации или прекращать продажу товаров;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей.

Судебный порядок защиты прав. За последние годы количество гражданских дел по защите прав потребителей в судах возросло в несколько раз, причем 90% гражданских дел по защите своих прав выигрывают потребители.

Для обращения в суд необходимо написать мотивированное заявление-иск (отдельные образцы представлены в Приложениях … -…). К исковому заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие факт нарушения прав. Это может быть договор, товарный или кассовый чек, акт экспертизы некачественного товара, заявление продавцу (исполнителю) с его фиксированным отказом и т.д. К заявлению могут прилагаться документы, подтверждающие убытки.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено.

Реальный ущерб включает в себя все расходы, связанные с нарушением прав потребителя. Все расходы необходимо подтвердить документально и предъявить к оплате продавцу, приложить документы к исковому заявлению.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность продавца (изготовителя) и организации, выполняющей функции продавца (изготовителя), своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п. 7. ст. 18 Закона).

Закон же устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара. Закон возлагает на продавца (изготовителя) обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товара своими силами потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта (замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые, т.е. произведенные в пределах разумного расходы. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.

Обязанность продавца (изготовителя) возместить потребителю расходы по доставке товара возникают только в случае продажи товара с недостатками. Если продавцом будет доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то он вправе отказать ему в возмещении понесенных им расходов по доставке товара (из Разъяснений некоторых вопросов, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», утвержденных Приказом Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 мая 1998 г. №160).

К реальным убыткам относится и вред, нанесенный имуществу или здоровью некачественным товаром. Их стоимость также можно внести в исковое заявление. Для подтверждения данного факта составляется акт в произвольной форме, который могут заверить свидетели (их можно пригласить в суд для дачи свидетельских показаний).

Кроме реальных убытков ст. 15 ГК РФ подразумевает и недополученные доходы. Однако следует иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение приобрести, приобретающим или использующим товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и продавцом (изготовителем), с другой стороны. Этот факт усложняет правовые отношения, однако юридически такая ситуация вполне разрешима.

Кроме реального ущерба за каждый день нарушения сроков выполнения требований по возврату, обмену или ремонту можно потребовать от продавца выплаты неустойки в размере 1% от стоимости товара. Неустойка в том же размере предусмотрена и для случая, когда нарушен срок предоставления товара во временное пользование в период ремонта, обмена и т.д. Неустойка для исполнителей в случае нарушения ими сроков, предусмотренных законодательством, составляет 3%, при чем выплата неустойки предполагается не только для судебного порядка защиты. В п. 5 ст. 13 Закона предусматривается, что данное требование потребителя должно подлежать удовлетворению продавцом (изготовителем) в добровольном порядке. Если же он не согласен платить, тогда его должен заставить суд. Причем, если продавцом (изготовителем) нарушены сроки устранения недостатков или сроки замены товара с недостатками, а также не выполнено или несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара длительного пользования, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.

В соответствии с российским законодательством (например п. 2 ст. 17 Закона) гражданские иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту жительства ответчика, или по месту причинения вреда.

Исковое заявление подается в суд в нескольких экземплярах – один для самого суда и по экземпляру на каждого ответчика. С момента подачи заявления в суд потребитель становится истцом, а тот, к кому предъявляются претензии – ответчиком.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона истцы, защищающие потребительские права, освобождаются от уплаты госпошлины. Если же по каким-то причинам пошлина все же была уплачена, после выданного решения суда ответчик обязан возместить эту сумму.

Потребитель может поручить судебное разбирательство адвокату или своему представителю. Это может быть один из членов общества защиты прав потребителей, которые имеют право по просьбе потребителя обратиться в суд для защиты его прав. Стоимость услуг адвоката также включается в иск.

Кроме имущественного вреда и понесенных убытков, истец имеет право на возмещение морального вреда, который может быть заявлен как до начала суда, так и в ходе процесса.

Сам судебный процесс представляет собой обычный спор по конкретно заявленному вопросу, но в рамках закона.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) судебное заседание начинается с встречи судьи (или суда с народными заседателями, если сумма иска превышает 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) и истец не согласен на единоличное рассмотрение дела судьей). Затем председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению. После доклада секретаря о прибытии участников процесса суд устанавливает их личности и проверяет полномочия должностных лиц и представителей. После этого свидетели (если они имеются) удаляются из зала, а участникам процесса разъясняются их права и обязанности.

Рассмотрение дела по существу начинается с доклада председательствующего о сути рассматриваемого вопроса и объяснений лиц, участвующих в судебном заседании. Возможные варианты хода суда, порядка исследования доказательств, допроса свидетелей и т.д. предусмотрены в главе 15 ГПК РФ.

Суд в период разбирательства является абсолютно независимой стороной, и если доказательства ответчика будут убедительней с точки зрения закона, то суд может вынести решение в пользу ответчика.

Общественная защита прав потребителей. Кроме официальных органов, которые контролируют работу торговли, имеются общественные объединения потребителей, осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

Статья 45 «Закона о защите прав потребителей» [] определяет права таких обществ (ассоциаций, союзов). Они вправе:

- участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;

- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей, присутствовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятия с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

- участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответствующих установленным требованиям, а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;

- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Порядок обращения в общественную организацию защиты прав потребителей практически ничем не отличается от того, который действует для органов исполнительной власти.

В Российской Федерации общественное движение по защите прав потребителей представляют более 700 объединений (союзов, ассоциаций, обществ) потребителей, действующих на национальном уровне субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях.

Общественные организации потребителей создаются как по территориальному признаку (районный, городской, областной и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей.

Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации. Общественные организации потребителей, созданные на территории России, объединились в союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), а в СНГ – в Международную конфедерацию обществ потребителей (КОНФОП) [].

 

 

21. «Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис.1) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.

 

 

Решение задач, выдвинутых практикой сертификации в последнее десятилетие

22. 1. Снятие избыточности обязательной сертификации. Эта задача уже решается, разработаны поправки в закон о лицензировании. Отменить предлагается28 видов деятельности, ранее подлежавших лицензированию. Но отменять предлагается только после вступления в силу соответствующих технических регламентов. Это нужно для того, чтобы не опустить планку безопасности в этих сферах. Сам по себе инструмент государственного регулирования, пусть он процедурно выражен в виде лицензирования или обязательной сертификации, регистрации, аттестации или аккредитации, каждый раз выбирается в данном конкретном случае. Но этот инструмент или эта процедура должны в наибольшей степени способствовать тому, чтобы подтверждать или свидетельствовать о том, что выполнены все требования безопасности. И если правительство посчитало возможным отмену лицензирования данных видов деятельности, это значит, что эти виды деятельности процедурно защищены какими-то дополнительными механизмами, подтверждающими или обеспечивающими безопасность. А лицензирование, в соответствии с законом, является исключительным методом государственного регулирования, то есть лицензирование не должно более ничем сопровождаться.

2. Существенное повышение роли добровольной сертификации. В нашей стране при поддержке государства создается мощная система добровольной сертификации. Предположительно, эта система будет иметь высокий авторитет как у потребителей, так и у изготовителей. Но многие сомневаются в возможности функционирования этой системы из-за разницы в интерпретации принципа добровольности стандартов западным цивилизованным миром и Россией. Эта разница может крайне негативно сказаться в ближайшем будущем на качестве продукции, реализуемой на российских рынках. В западном понимании "добровольность" интерпретируется как необходимость и даже обязанность поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение и даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или отраслевых стандартах на продукцию, процесс или услугу. Каждый участник цивилизованного рынка знает, что без выполнения требований действующих добровольных стандартов, разработанных, кстати, при непосредственном добровольном участии поставщиков продукции или услуги, невозможна не только успешная деятельность, но и само существование организации, а в отечественной интерпретации "добровольность" трактуется как необязательность исполнения каких-либо требований добровольных стандартов, как дозволенность поставки на рынок продукции любого, даже самого низкого качества. Но это вопрос воспитания общественного сознания, а это долгий процесс. Производитель берет на себя обязательства это соблюдать стандарт, потому что он понимает, что если он не будет соблюдать этот международный стандарт, он не будет конкурентоспособен.

3. Расширение практики сертификации систем качества. Отставание России в сфере ССК можно обьяснить неготовностью предприятий для введения ИСО 9000, невостребованностью российским рынком товаров и услуг ССК как средства, способствующего победе в конкурентной борьбе, высокой стоимостью работ по сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Специалисты полагают, что улучшение экономического состояния организаций, ужесточение конкурентной борьбы в сочетании с побудительными мотивами ССК подтолкнут процесс развития ССК в России.

4. Освоение сертификации систем охраны окружающей среды. С 1999г. в стане начинает формироваться наряду с системами качества предприятий системы охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000. Сертификация этих систем даст обществу и гражданину гарантию сохранения окружающей среды и связанного с ней здоровья.

 

23. Технический и рабочий проекты системы управления качеством продукции на предприятии разрабатываются специалистами соответствующих служб для детализации и конкретизации основных положений рассмотренного ранее технического задания на разработку и внедрение системы.

Для технического проекта характерны, как правило, следующие разделы:

1 цель создания системы управления качеством продукции;

2 главные принципы и общая структурно-функциональная схема системы;

3 средства обеспечения функционирования системы;

4 стандарты предприятия по управлению качеством;

5 меры по повышению организационно-технического уровня предприятия.

Особенности содержания и построения каждого из перечисленных разделов заключаются в следующем.

В первом разделе уточняется в случае необходимости формулировка цели, данная в техническом задании на разработку и внедрениесистемы, выделяются задачи, которые необходимо решить в приоритетном порядке.

Второй раздел должен содержать уточненный по сравнению с техническим заданием перечень функций управления качеством продукции с обязательным указанием должностных лиц, ответственных за выполнение каждой функции. Также приводится общая структурная схема предприятия с указанием функций управления качеством, выполняемых его подразделениями и отдельными должностными лицами, указываются информационные потоки и связи подчинения. Также в разделе обозначают стадии жизненного цикла изделия, на которых данное предприятие осуществляет управление его качеством, определяют порядок координации деятельности при функционировании системы, а также подразделение, отвечающее за эту координацию, его структуру и подчиненность.

В третьем разделе приводятся те средства, на которые могут и должны ориентироваться разработчики стандартов предприятия и системы в целом. Прежде всего это средства информационного и метрологического обеспечения процессов управления качеством, экспериментальная и испытательная база предприятия, его финансовые и кадровые возможности. В этом же разделе указывают основные направления совершенствования производства и управления на предприятии, на которые могут и должны ориентироваться разработчики системы управления качеством продукции в обозримой перспективе.

В четвертом разделе приводится перечень стандартов предприятия, необходимых для создания и внедрения системы управления качеством, а также составляется сводный график их разработки. При этом все стандарты предприятия обычно группируют по определенномупринципу (стадия жизненного цикла изделия, функция управления качеством и т. п.). Кроме того, в этом разделе отражают взаимосвязь указанных стандартов с другими стандартами предприятия и стандартами более высокой категории, перечисляют основные нормативно-методические материалы и документы, которые должны быть использованы при разработке стандартов.

В пятом разделе дается перечень мероприятий по повышению организационно-технического уровня предприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных исполнителей.

Рабочий проект системы управления качеством продукции на предприятии содержит, как правило, следующую документацию:

— международные, государственные и отраслевые стандарты, технические условия и другую межотраслевую и отраслевую нормативно-техническую документацию, используемую на данном предприятии;

—стандарты предприятия по разрабатываемой системе управления
качеством и другие действующие на предприятии документы и положения, касающиеся вопросов управления качеством;

—подготовленные и утвержденные планы мероприятий по внедрению каждого нормативного документа, входящего в состав рабочегопроекта разрабатываемой системы управления качеством.

Необходимо отметить, что на малых предприятиях из-за отсутствия в их структуре управления некоторых технических и экономических служб строгое построение системы управления качеством продукции по функциональному признаку весьма затруднительно. Поэтому в зависимости от организационной структуры малого предприятия одно подразделение может быть назначено ответственным за реализацию двух или более специальных функций управления качеством, соответствующих его профилю и задачам. В подобных случаях один стандарт предприятия может разрабатываться на две или более функции управления качеством продукции.

24. Организация и проведение работ по сертификации продукции – одно из важнейших направлений деятельности менеджмента в области качества и конкурентоспособности. Это, в первую очередь, обусловлено желанием потребителей быть уверенными в качестве приобретаемой продукции (в том числе ее безопасности).

В борьбе за потребителя производители (поставщики) стараются документально подтвердить заявленное ими качество, а также свою возможность стабильно его поддерживать. То есть возникает необходимость обеспечения потребителей объективной и достоверной информацией о качестве продукции. В связи с этим создается новый вид контрольных процедур – сертификация, которая в отличие от двух других видов проверок (у изготовителя, второй стороной) выполняется третьей стороной, независимой от потребителя и изготовителя.

Согласно определению, принятому в международной практике, сертификация – это способ предоставления потребителю гарантий того, что продукция (процесс, услуга) соответствует требованиям действующих в данное время нормативных документов, независимо от того, когда, кем и где изготовлена продукция или оказана услуга.

В развитых странах мира сертификация продукции начала проводиться со второй половины 60-х годов нашего века. Постепенно складывались ее организационные формы и укреплялась техническая база.

Сертифицированная продукция на международном рынке ценится более высоко, имеет надбавку в цене, которую потребитель охотно оплачивает в обмен за уверенность в качестве этой продукции. Во многих странах продажа несертифицированной продукции по отдельным ее видам просто запрещена. Взаимное признание результатов испытаний производителем (поставщиком) и потребителем продукции позволяет сертифицированной продукции быстрее включаться в эксплуатацию, так как не требуется дополнительных испытаний у потребителя, расширяет возможность международного сотрудничества и повышает конкурентоспособность продукции.

Некоторые понятия и определения в области сертификации продукции

Соответствие – соответствие продукции (процесса, услуги) установленным требованиям.

Сертификат соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и уп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: