Как выдумаете, какие эмоциональные реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?




Актуальность

Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Дети младшей группы переживают сложный период – адаптацию, привыкание к детскому саду, к его условиям, обстановке в группе, игрушкам, новым воспитателям, своим сверстникам. На этом периоде жизни меняются все условия жизни ребенка: материальная среда, пища, воздух, вода, режим двигательной активности. Ребенок переживает разные эмоциональные состояния: тревожность, страх, беспокойство. Эти состояния могут проявляться во вспышках гнева, агрессивного поведения, капризности и т.д. Задача родителей помочь своему ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям. А задача педагогов научить и направить родителей в правильное русло, организуя разные совместные мероприятия. Одно из таких мероприятий - игра-тренинг.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком.

Задача инструктора по физической культуре: создать оптимальные условия для сохранения и укрепления физического здоровья детей, создать атмосферу радости и эмоционального благополучия при совместной спортивной деятельности детей и родителей.

Мы предлагаем сценарий игры-тренинга во время адаптации детей к детскому саду. Данное мероприятие проводится в сентябре инструктором по физическому воспитанию, воспитатель помогает организовывать детей, размещать оборудование в спортивном зале.

При необходимости это мероприятие могут провести воспитатели младшей группы самостоятельно без участия инструктора.

 

Сценарий игры-тренинг

Для родителей и детей младшей группы

«Легкая адаптация»

 

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

Задачи:

1. Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.

2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.

3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

 

Участники: родители и дети младшей группы.

Оборудование: стикеры для визиток, цветные карандаши, грецкие орехи со скорлупой, волшебный мешочек, 3 обруча, разноцветные (желтые, красные, зеленые) листья, 3 корзинки с красным, желтым и зеленым символом, спортивное оборудование для прохождения препятствий (скамейка, воротики, 3 гимнастические палки, 4 модуля, 5 кеглей, 1 спортивная труба), мультимедийный проектор, компьютер, атрибуты для сказки «Теремок» (домик-ширма, маски).

 

Организационный момент

Родители заходят в зал и садятся. Звучит тихая, спокойная музыка, на экране слайд-шоу «Жизнь в детском саду» (дети в разных режимных моментах пребывания в детском саду).

Во время просмотра родителям предлагается написать свои имена на стикерах.

 

 

Ход встречи

Инструктор: Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросу адаптации детей к ДОУ. Приятно видеть вас в спортивном зале, где ваши дети делают первые шаги в физическую культуру: двигаются, играют, общаются, учатся быть здоровыми. Мы сегодня с вами поговорим о наших детях, поиграем с ними, пообщаемся. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. Но сначала давайте познакомимся. Знакомство пройдет в игровой форме.

1. Коммуникативная игра «Давайте познакомимся»

Звучит веселая музыка, родители двигаются врассыпную по залу. По окончании музыки находят себе пару, здороваются, называют свое имя.

Затем встают в круг. Инструктор бросает мяч родителям по очереди по кругу, те ловят и называют свое имя и имя своего ребенка.

Инструктор: Вот и познакомились. Милые родители, мы всегда сетуем на то, что наши дети невнимательные. А какие мы с вами? Проверим?

 

2. Игра на внимание и снятие эмоционального напряжения «Шишки, желуди, орехи»

Родители делятся на три команды. На полу разложены три обруча, каждая команда располагаются по обручам. На сигнал инструктора команды должны меняться местами. Например, сигнал: «желуди, шишки» меняются местами только эти команды, а «орехи» стоят на месте и т.д.

Инструктор: Да, вы пример для подражания своему ребенку. Вы внимательно слушаете малыша, он слышит вас. А теперь прошу садиться.

 

3. Упражнение-визуализация «Воспоминания»

На экране слайд – шоу – фотографии детских фотографий родителей.

Инструктор: Посмотрите на экран вспомните свои первые детские впечатления о детском саде, о школе. Какие воспоминания у вас об этом времени? Может быть, вы помните, как вы первый раз пошли в детский сад или может вам рассказывали ваши родители? Вспомните, какие вы чувства испытывали, когда в первый раз пошли в школу, в училище, колледж, институт, на работу? Тревогу, страх, беспокойство. Такие и чувства испытывает ваш ребенок, придя первый раз в детский сад. Для того, чтобы ребенок легко адаптировался к детскому саду задача родителей помочь ему в этом.

Как выдумаете, какие эмоциональные реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Родители высказываются, инструктор подводит итог.

Эмоциональные реакции ребенка в период адаптации: беспокойство, страх, заторможенность или наоборот повышенная возбудимость, капризность, раздражительность, упрямство.

 

4. Упражнение "Грецкий орех"

Инструктор: Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается несколько минут, чтобы вы запомнили свой орех, чтобы затем смогли его найти среди других орехов. Рассмотрите его внимательно, обратите внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты.

(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)

Инструктор: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.

Инструктор: Как вы думаете, каким детям сложнее всего адаптироваться к детскому саду?

Родители высказываются, инструктор подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

  • Единственные в семье дети;
  • Гиперопекаемые родителями или бабушками;
  • Дети, привыкшие к тому, что их капризам потакают;
  • Дети, пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
  • Дети, не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
  • Неуверенные в себе;
  • Страдающие ночными страхами;
  • Эмоционально неустойчивые;
  • Пережившие психологическую травму (развод родителей);
  • Дети, чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с поступлением ребенка в детский сад.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: