Рабочая ПРОГРАММа. УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ОП. 02 Электротехника и электроника




Рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 02 Электротехника и электроника

Программы подготовки специалистов среднего звена

Базовой подготовки

специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

 

 

\

 


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования (по отраслям)».

Организация-разработчик: КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум»

 

 

Разработчик: О.Л. Краева, преподаватель

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии электротехнических специальностей Протокол № 1 от 31.08. 2018 г. Председатель ________Т.Н.Любчак СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ______Н.Ю. Мершина «____»_________2018 г.  

 

Рекомендована Методическим советом КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации программы учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 


Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования» (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является общепрофессиональной и относится к профессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

- рассчитывать параметры электрических магнитных цепей;

- снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;

- собирать электрические схемы;

- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

знать:

- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

- методы расчета и измерения основных параметров электрических и магнитных цепей;

- основные законы электроники;

- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

- основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

- параметры электрических схем и единицы их измерения;

- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

- свойства проводников, полупроводников, изоляционных и магнитных материалов;

- способы получения, передачи и использования электрической энергии;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электрических и электронных устройств и приборов;

- устройство, принципы действия и основные характеристики электрических приборов;

- характеристики и параметры электрических и магнитных цепей.

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, формируемыми на дисциплине:

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 244 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 222 часа;

консультирование 4 часа;

самостоятельной работы обучающегося 2 часа;

промежуточная аттестация 16 часов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные и практические занятия  
Консультирование  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
Промежуточная аттестация  
Промежуточная аттестацияв форме экзамена в 3 и 4 семестрах

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Электротехника и электроника

Наименование разделов и тем Номер занятия Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов   Уровень освоения
         
Раздел 1.   Электротехника    
    Введение. Характеристика учебной дисциплины, ее место и роль в системе получаемых знаний. Краткий обзор и основные направления развития электроэнергетики и электроники.    
Тема 1.1   Электрические цепи постоянного тока. 30/8  
    Цепи постоянного тока.    
  Сопротивление. Проводимость.    
  Последовательное и параллельное соединение резисторов.    
  Энергия, мощность и КПД приемника электрической энергии.    
  Законы Ома, Кирхгофа.    
  Разветвленная электрическая цепь.    
  Практическое занятие № 4: Правила пользования измерительными приборами.    
  Лабораторное занятие №1: Исследование источника ЭДС.    
  Лабораторное занятие №2: Измерение потенциалов электрической цепи.    
  Лабораторное занятие №3: Исследование последовательного и параллельного соединения резисторов.    
  Лабораторное занятие №4: Исследование Законов Кирхгофа.    
  Практическое занятие №5: Расчет электрических цепей методом наложения.    
  Практическое занятие №6: Расчет электрических цепей с двумя узлами методом узловых напряжений.    
  Практическое занятие №7: Расчет электрических цепей методом узловых и контурных уравнений.    
  Практическое занятие №8: Расчет электрических цепей методом контурных токов.    
  Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету цепей постоянного тока различными методами. Расчет делителя напряжения.    
Тема 1.2   Магнитное поле. 14/6  
    Магнитное поле и его характеристики. Магнитный поток.    
  Магнитные свойства вещества    
  Электромагнитная индукция. Самоиндукция и взаимоиндукция.    
  Взаимные преобразования механической и электрической энергии. Вихревые токи.    
  Лабораторное занятие №5: Измерение и исследование параметров индуктивно-связанных катушек.    
  Практическое занятие №9: Решение задач по расчету параметров магнитного поля.    
  Практическое занятие №10: Решение задач по расчету ЭДС электромагнитной индукции, самоиндукции и взаимоиндукции электромагнитных сил, действующих на проводник с током.    
  Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету параметров магнитного поля. Изучить и законспектировать классификацию и конструкцию трансформаторов.    
Тема 1.3   Магнитные цепи. 12/4  
    Классификация магнитных цепей.    
  Магнитное сопротивление.    
  Постоянные магниты. Характеристики размагничивания постоянных магнитов Определение магнитного потока в магнитной цепи с постоянным магнитом.    
  Лабораторное занятие №6: Построение петли магнитного гистерезиса.    
  Практическое занятие №11: Расчет неоднородной неразветвленной магнитной цепи. Прямая и обратная задачи. Решение задач по расчету магнитной цепи.    
  Практическое занятие №12: Расчет разветвленной магнитной цепи.    
  Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету магнитных цепей. Изучить и законспектировать основные виды магнитотвердых материалов применяемых для изготовления постоянных магнитов.    
Тема 1.4   Электрические цепи переменного однофазного тока 40/22  
    Переменный ток.    
  Уравнения и графики синусоидальных величин. Характеристики синусоидальных величин.    
  Элементы и параметры электрической цепи переменного тока. Цепи переменного тока с активным сопротивлением.    
  Цепи переменного тока с индуктивностью.    
  Цепи переменного тока с емкостью.    
  Цепи переменного тока с индуктивностью и активным сопротивлением,    
  Цепи переменного тока с емкостью и активным сопротивлением    
  Цепи переменного тока с емкостью, индуктивностью и активным сопротивлением.    
  Резонанс напряжений.    
  Параллельное соединение реактивных сопротивлений. Резонанс токов.    
  Лабораторное занятие №7: Исследование параллельного соединения активного и реактивного элементов при различных соотношениях реактивных сопротивлений    
  Лабораторное занятие №8: Исследование резонанса напряжений и резонанса токов.    
  Практическое занятие №13: Расчет неразветвленной цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью при различных состояниях величин реактивных сопротивлений.    
  Практическое занятие №14: Расчет неразветвленной цепи переменного тока.    
  Практическое занятие №15: Расчет разветвленной цепи с активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью при различных состояниях величин реактивных сопротивлений.    
  Практическое занятие №16: Расчет цепи переменного тока с двумя узлами с произвольным числом ветвей методом проводимостей и векторных диаграмм.    
  Практическое занятие №17: Расчет разветвленной цепи переменного тока с помощью векторных диаграмм символическим методом.    
  Зачетное занятие.    
  Трехфазные системы. Получение трехфазной ЭДС.    
  Виды соединения трехфазных генераторов и приемников    
  Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету цепей переменного тока. Построение векторных и топографических диаграмм. Оформление отчетов по лабораторным занятиям.    
Тема 1.5   Электрические цепи трехфазного тока. 20/10  
    Симметрична нагрузка в трехфазной цепи.    
  Несимметричная нагрузка в трехфазной цепи при соединении ее звездой.    
  Четырехпроводная трехфазная система.    
  Мощность трехфазной цепи    
  Лабораторное занятие №9: Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «звездой».    
  Лабораторное занятие №10: Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «треугольником»    
  Практическое занятие №18: Расчет трехфазной цепи при соединении приемников энергии «звездой» при симметричной и несимметричной нагрузке.    
  Практическое занятие №19: Расчет трехфазной цепи при соединении приемников энергии «треугольником» при симметричной и несимметричной нагрузке.    
  Практическое занятие №20: Расчет трехфазной цепи методом преобразования «звезды» и «треугольника».    
  Зачет    
  Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету трехфазных цепей. Изучить и законспектировать устройство трехфазного генератора.    
Тема 1.6   Электроизмерительные приборы. 6/2  
    Общие сведения и классификация приборов..    
  Системы электроизмерительных приборов    
  Измерение силы тока, напряжения, сопротивления    
  Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач.    
Тема 1.7   Трансформаторы 10/4  
    Общие сведения о трансформаторах. Принцип действия трансформатора    
  Режимы работы трансформатора    
  Практическое занятие №21: Режим холостого хода.    
  Лабораторное занятие №11: Режим короткого замыкания.    
  Лабораторное занятие №12:Рабочий режим трансформатора    
  Самостоятельная работа обучающихся: Изучить и законспектировать принцип действия автотрансформатора. Решение задач    
Тема 1.8   Электрические машины 20/10  
    Принцип действия и устройство асинхронного двигателя.    
    Практическое занятие №22: Работа асинхронного двигателя под нагрузкой.    
    Вращающий момент асинхронного электродвигателя    
    Рабочие характеристики асинхронного электродвигателя    
    Принцип действия и устройство синхронного генератора    
    Практическое занятие №23: Работа синхронного генератора под нагрузкой    
    Синхронный двигатель    
    Принцип действия и устройство генератора постоянного тока    
    Коммутация тока    
    Зачетное занятие    
    Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач    
Раздел 2   Электронная техника    
Тема 2.1   Электронные приборы 22/12  
    Классификация электронных приборов. Собственная и примесная проводимость полупроводников.    
    Прямое и обратное включение р-n перехода.    
    Стабилитроны, туннельные диоды.    
    Фотодиоды, светодиоды.    
    Биполярные транзисторы.    
    Практическое занятие №24: Схемы включения биполярных транзисторов с общей базой, общим эмиттером, общим коллектором, характеристики.    
    Полевые транзисторы и их типы.    
    Полевые транзисторы с встроенным и индуцированным каналом.    
    Фототранзисторы.    
    Тиристоры.    
    Устройство и принцип действия триодных тиристоров. Симисторы.    
    Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическим занятиям. Оформление отчетов.    
Тема 2.2   Усилители и генераторы. 16/10  
    Практическое занятие №25: Интегральные микросхемы.    
    Оптроны и составляющие их элементы.    
    Приборы для отображения информации.усилители, их свойства и применение. Интегральные операционные 2усилители.    
    Лабораторное занятие №13: Исследование полупроводникового диода.    
    Лабораторное занятие №14: Снятие характеристик и определение основных параметров транзистора по схеме с общей базой.    
    Лабораторное занятие №15: Снятие характеристик и определение основных параметров полевого транзистора.    
    Лабораторное занятие №16: Исследование фотоэлементов с внешним фотоэффектом и фоторезисторов.    
    Лабораторное занятие №17: Исследование фотодиода и фотореле.    
    Самостоятельная работа обучающихся: решение задач. Подготовка к лабораторным занятиям. Оформление отчетов.    
Тема 2.3   Источники питания и преобразователи. 18/12  
    Лабораторное занятие №18: Изучение работы электронного осциллографа.    
    Практическое занятие №26: Расчет n-параметров биполярных транзисторов по статическим характеристикам.    
    Назначение и классификация усилителей, их параметры и характеристики.    
    Практическое занятие №27: Температурная стабилизация.    
    Практическое занятие №28: Усилители постоянного тока.    
    Усилители мощности.    
    Лабораторное занятие №19: Исследование усилителя низкой частоты.    
    Лабораторное занятие №20: Исследование схем с использованием операционного усилителя.    
    Практическое занятие №29: Графический анализ усилительного каскада.    
    Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов    
Тема 2.4   Импульсные устройства. 7/6  
    Назначение и типы генераторов гармонических колебаний.    
    Назначение и классификация выпрямителей.    
    Принцип действия тиристорного выпрямителя.    
    Назначение и классификация инверторов, стабилизаторов.    
    Самостоятельная работа обучающихся: решение задач.    
Всего: 227/109  
Тема 3.3 Несинусоидальные периодические токи Содержание учебного материала    
Несинусоидальный ток, напряжение, ЭДС. Причины их возникновения. Гармоники.  
Линейные электрические цепи при несинусоидальном воздействии. Электрические фильтры.  
Самостоятельная работа обучающихся  
Законспектировать из учебника свойства периодических кривых и примеры их разложения на гармоники.  
Раздел 4 Переходные процессы в электрических цепях    
  Содержание учебного материала   1
Понятие о переходных процессах. Переходные процессы заряда и разряда конденсатора.  
Переходные процессы при подключении и отключении катушки.   1
Лабораторные работы  
Исследование переходных процессов зарядки и разрядки конденсатора  
Самостоятельная работа обучающихся    
Рассчитать постоянную времени заряда и разряда конденсатора по заданным параметрам цепи.    
Раздел 5 Электроника    
  Содержание учебного материала    
Основы физических процессов в полупроводниках Классификация электронных приборов, их устройство и область применения   1
Полупроводниковые диоды. Основные определения и классификация Принцип действия, устройство, схемы включения, основные характеристики полупроводниковых диодов   2
Транзисторы. Классификация. Принцип действия, устройство, основные характеристики.   1
Условные обозначения, схемы включения, область применения биполярных, полевых и фототранзисторов.   1,2
Тиристоры. Классификация тиристоров, их условные обозначения, устройство. Принцип действия, основные характеристики и параметры тиристоров.   1
Оптоэлектронные приборы для отображения информации   1
Интегральные микросхемы (ИМС)   1
Лабораторные работы    
Исследование полупроводниковых диодов    
Исследование стабилитрона    
Исследование биполярного транзистора    
Исследование полевого транзистора    
Исследование тиристора    
Самостоятельная работа обучающихся    
Подобрать по справочнику устройства электронной техники с заданными параметрами и характеристиками. Составить таблицу обозначений и параметров электронных приборов согласно справочной литературы  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: