Женское образование при Николае II (1894-1917)




С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование: «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: «Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности». 3 мая 1908г Николай II подписал закон, по которому образование в школах стало обязательным для всех. С 1908 года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000.

Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковно-приходские школы были увеличены почти вдвое.

К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.

В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение - Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав.

 

Правительственная реакция 80-х годов создала на пути женского высшего образования в России непреодолимый барьер, разрушить который демократическим силам удалось лишь в условиях общественно-политического подъема конца 19 - начала 20 века. Новым типом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петербурге известным ученым и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Видный ученый-гуманист, горячий сторонник равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своим учебным планам и программам, методам преподавания и всему внутреннему строю резко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщине высшее образование.

 

После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только была лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 13,1%, в сельской местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.

 

В 1895 г. на курсах было возобновлено чтение курса ботаники, а в 1902 г. и физиологии. С 1906 г. вводилось юридическое отделение. В 1901 г. окончившие Бестужевские курсы получили право преподавания в старших классах женских гимназий, а позднее, в 1906 г., и в некоторых классах мужских гимназий. Под веянием времени изменился политический настрой курсисток; если до 1886 г. ни одна слушательница Бестужевских курсов не привлекалась к политическим процессам, то в конце 1880-х гг. это стало нормой.

В других городах приём на Высшие женские курсы был возобновлён только в 1890 г. Наряду с Бестужевскими курсами существовали Владимирские, дававшие серьёзное медицинское образование. Причём директор и инспектриса на них назначались министром народного просвещения.

Анализ специализации женских высших учебных заведений показывает, что 57,5% слушательниц высших женских курсов обучалось на историко-филологических отделениях, 13,5% — на естественнонаучных и 29% изучали педагогические науки. По официальным данным, к 15 мая 1893 г. в России числилось 546 женщин-врачей, из которых большинство окончило обучение на высших женских курсах. Почти половина этих лиц состояла земскими врачами. Многолетняя серьёзная практическая деятельность женщин-врачей привлекла к ним всеобщую любовь и доверие. Уравнение женщин-врачей с мужчинами в их правах совершилось уже в царствование Николая II. Бывшие выпускницы Высших женских курсов стали первооткрывателями во многих областях знаний. Е. И. Лихачёва издала «Материалы по истории женского образования в России». Е. В. Балабанова написала первый в России учебник библиотечного дела. Е. И. Тиме и О. Г. Клементьева, актрисы, преподавали в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Писательница А. А. Караваева дважды награждалась Государственной премией. О. А. Добиаш-Рождественская стала первой женщиной в дореволюционной России, получившей докторскую степень по истории. С. В. Романская — первая русская женщина-астроном.

 

 

Выводы

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, на Руси женщина в средневековье находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни, женщина проводила дома, в семье. Им не полагалось показываться на глаза посторонним людям и посещать общественные места. Иногда девушкам везло: их выдавали замуж за любящего, ласкового супруга, который сам был образован и не препятствовал домашнему обучению жены и детей. Однако чаще картина была куда печальнее. Девушку держал в ежовых рукавицах отец, а затем муж, дабы она не посрамила семейную честь. Выходить из дома она могла только в церковь, и то в сопровождении родных или слуг. Главной наукой для неё было умение управляться с домашними делами и заниматься детьми. А для того, чтобы научить девушку быть покладистой женой и вести хозяйство, школы не нужны.

Как настоящий рыцарь, Петр I пытается спасти русских девиц из затворничества. Желая превратить Россию в просвещённую, сильную и культурную державу, он полностью меняет уклад жизни высшего света. В 1724 году Петр I издал Указ, предписывающий монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. Образование девочек оставалось домашним, но для их обучения иностранным языкам, танцам, музыке, приглашались учителя и гувернантки. В годы правления Петра I начали открываться частные школы и пансионы для девочек.

В годы правления Екатерины I образование девочек было домашним.

При Елизавете Петровне просвещение, женское образование продвинулись значительно.

Началом общественного образования женщин принято считать 1764 год, при Екатерине II, когда в Петербурге было основано Воспитательное общество благородных девиц, в котором обучались девицы дворянских сословий. Настоящим прорывом в этой области стал Смольный институт благородных девиц, открывшийся в 1764 году в Санкт-Петербурге по инициативе Екатерины II. В институте девушек в течение 12 лет обучали грамоте, истории, географии, арифметике, иностранным языкам, этикету, религиозным правилам. Но задача преподавателей состояла в том, чтобы дать обществу образованных женщин, покладистых жён и фрейлин для императорского двора, а не учёные умы.

При Александре I женские училища распространились по другим городам империи.

В годы правления императора Николая I система образования претерпела важные изменения. Новый царь вознамерился выработать в образовании "единообразную" политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности, создание препятствий для чрезмерного, на его взгляд, влияния Запада. С 1843 года, в период правления Николая I, начинают создаваться женские духовные и епархиальные училища, частные женские школы и пансионы. Открылось Мариинское училище.

Александр II провел ряд реформ, направленных на создание всесословных женских школ. В 1860-х годах у женщин в России возникла потребность в получении высшего образования. В столице начали формироваться кружки, выступающие за то, чтобы представительницы прекрасного пола могли обучаться в университетах и получать степени наравне с мужчинами.

При царе Николае II значительно расширилась сеть женских воскресных школ, растет число женских гимназий. В 1896 открыты курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1897 году в Петербурге открыт женский медицинский институт, в 1903 году – педагогический институт.

На протяжении всего XIX столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. Женские училища давали и среднее образование (7 лет), и повышенное образование.

Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г., по закону, подписанному Николаем II, оно практически сделалось обязательным. С 1908 года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России. Впрочем, Россия и так почти достигла этого результата. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Несомненно, что они обучались грамоте при дореволюционном режиме. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия и до 1917 года занимала первое место в Европе.

Первое высшее учебное техническое заведение для девушек в Российской империи начало свою работу 28 января 1906 года. На женских политехнических курсах было четыре отделения: архитектурное, инженерно-строительное, электромеханическое и химическое. Директор курсов Николай Щукин (которого с любовью называли «отцом русского паровозостроения») тщательно выбирал преподавателей для студенток, следил, чтобы девушкам не оказывали послаблений в силу их пола. Только в 1911 году, когда вышел закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц», курсы получили статус вуза. Выпускницы стали допускаться к экзаменам «в комиссиях для лиц мужского пола».

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.

Как мы видим из истории, в царской России специально для женщин делалось немало. Каждый из правителей внес свой вклад в развитие женского образования. За рассматриваемый в работе период времени, женское образование преодолело немалые трудности. Женщины завоевали равенство и признание мужчин и ныне трудятся наравне с мужчинами в самых различных областях науки и производства.

 

Список используемых источников:

[URL:] https://ru.wikipedia.org (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://pravoslavie.ru/113708.html (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://vuzlit.ru/529005/obschee_opisanie_istorii_zhenskogo_obrazovaniya_rossii (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://malorossijanin.livejournal.com/1422176.html (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://rosuchebnik.ru/material/istoriya-zhenskogo-obrazovaniya-v-rossii/ (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://medn.ru/statyi/zhenskoeobrazovanie.html (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://zen.yandex.ru/media/knigi_semejnoje_chtenie/rol-chetyreh-imperatric-v-dele-jenskogo-obrazovaniia-5e2e920db477bf00b1cc5218 (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://spravochnick.ru/pedagogika/zhenskoe_obrazovanie_v_rossii_xix_veka/ (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://istoriarusi.ru/imper/reforma-obrazovaniya-1864.html (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://ped.bobrodobro.ru/9515 (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://spravochnick.ru/pedagogika/zhenskoe_obrazovanie_v_rossii_xix_veka/ (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm) (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://www.liveinternet.ru/users/institytka/post294248263/ (дата обращения 19.04.2021).

[URL:] https://proza.ru/2010/03/15/1426 (дата обращения 19.04.2021).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: