Темы докладов, рефератов




1. Истоки тоталитаризма.

2. Социальная опора тоталитарного режима.

3. Роль культуры и идеологии в функционировании тоталитарного общества.

4. Сравнительная характеристика тоталитарных режимов (на примере СССР и Германии).

5. Социальные утопии Е. Замятина, Дж.Оруэлла, О.Хаксли, В. Войновича о тоталитарных обществах.

6. Авторитаризм и власть военных.

 

Вопросы и задания для самопроверки

· Дайте определение понятию «политический режим».

· Какие исторические и политические условия приводят общество к тоталитаризму?

· «Всякое полицейское государство естественно и в силу внутренней необходимости всегда приводит и должно приводить к анархии», - писал Кистяковский. Верно ли это? В каких случаях?

· Прокомментируйте высказывание немецкого философа В. Райха: «Фашизм есть желание масс».

· А. де Токвиль отмечал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. В чем заключается эта опасность? Актуальны ли эти выводы сегодня? Почему?

· Русский философ Ив. Ильин так определяет основные черты тоталитаризма: «Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования… имеется единый властный центр – он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать… Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное полезно; тоталитарный режим внушает совершенно иное: «все не предписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес и ты им связан». Подумайте, какие властные, управленческие, работодательские структуры обеспечивают функционирование тоталитарного режима?

· Тоталитаризм – это цель или средство достижения цели?

· Попробуйте определить закономерности перехода от тоталитарного государства к демократическому правовому.

· Определите соотношение демократических, авторитарных и тоталитарных тенденций в государственно-политическом развитии России.

 

Задания

«Что такое демократия? Древние отмечали: строй, при котором власть в руках народа. Такой ответ уже не удовлетворял ни Аристотеля, ни далее Платона, поскольку они проводили черту между демократией, регулируемой законами, и демократией, лишенной таковых, при которой народ, то есть большинство, находящееся под влиянием демагогов, обладало неограниченной властью* (К. Лефор).

Как называется такое правление по Аристотелю?

*Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и наделены своим творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью... если какой-нибудь государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй...» (Декларация независимости США).

Какой принцип положен в основу этого документа?

* А может быть, думал он уже не в первый раз, я — сумасшедший? Может быть, сумасшествие — быть одному против всех? Когда-то безумством была вера в то, что Земля вращается вокруг Солнца, сегодня — вера в то, что прошлое изменить нельзя. Возможно, он один верит в это, а раз он один, то это безумие. Но его не очень волновала мысль о том, что он сумасшедший. Уимстон боялся другого — вдруг он все- таки ошибается?

Он взял учебник истории и взглянул на фронтиспис — на портрет Большого Брата. Гипнотизирующие глаза глядели на него. Казалось, какая-то страшная сила давит на вас, она проникает в черепную коробку, сминает мозг, запугивает настолько, что вы отказываетесь от всех убеждений, заставляет не доверять собственным чувствам. Дойдет до того, что Партия объявит: дважды два — пять, и вам придется поверить. Рано или поздно они обязательно дойдут и до этого, это логически вытекает из их политики. Ведь партийная философия отрицает не только опыт, но и саму реальность внешнего мира. Здравый смысл — вот самая страшная ересь. И потому самое ужасное не то, что вас убьют за инакомыслие, а то, что вдруг они все-таки правы! Потому что, в конце концов, откуда мы знаем, что дважды два — четыре? Откуда мы знаем, что есть сила тяжести? А если и прошлое, и внешний мир существуют лишь в нашем воображении, и ест наш разум можно контролировать, то что тогда?* (Дж. Оруэлл *1984*).

Какие особенности тоталитарного режима отражены в данном отрывке?

Вопросы для самопроверки

1. Объясните, почему для составления точного представления о реальной политической власти в той или иной стране необходимо знать не только о провозглашенной в ней форме правления (монархия, республика), но и о государственном политическом режиме?

2. Перечислите вопросы, на которые необходимо ответить при характеристике политического режима в конкретной стране.

3. Назовите основные предпосылки возникновения того или иного политического режима.

4. Какие зависимости существуют между политическим режимом и уровнем социально-экономического развития государства?

5. Как соотносятся понятия власти и авторитета? Каково их сочетание в различных политических режимах?

6. Можно ли считать институт президентства признаком демократического политического режима? Какова его роль при переходе к фажданскому обществу?

7. Каковы, на ваш взгляд, субъективные и объективные причины, вызывающие необходимость демократизации политического режима в нашей стране?

8. В чем должна быть выражена демократизация общественной жизни в институте? Каковы препятствия и резервы для реализации принципа самоуправления в студенческом коллективе?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: