Формирование элементарных математических представлений




Игра «Овощной магазин»

Дидактическая задача. Расширять представления о форме и вели­чине; развивать навыки сравнения предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.

Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На при­лавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предла­гает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сер­дито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощ­ной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей ве­личины).

Игра «Строим дом»

Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме; учить соотносить количество (один —много).

Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понра­вится собачке и кошке.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), со­общает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает де­тям помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка —из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из кубиков — кошке.

В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кубиков в машине?» (Много.)



Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался один кубик: «Сколько теперь стало кубиков?» (Один.)

Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кош­ке их домики. Животные радуются и весело пляшут.


Игра «Разные кружки для зайца и лисы»

Дидактическая задача. Развивать представления о цвете и форме. Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы. Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на ма­шины соответствующих цветов.

Ход игры

Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой—для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики, похо­жие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Ли­сичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу—зеленого. Де­ти должны отобрать коврики и погрузить их для лисички — на красную машину, для зайки —на зеленую.

Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и ма­ленькие одного цвета; разных цветов.


 


Игра «Большие и маленькие мячики»

Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Игровая задача. Подобрать мячики для кукол. Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры

Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:

Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык.

Воспитатель выносит две куклы — большую и маленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира то­же хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мя-


 


чи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле — большой мяч, маленькой кукле — маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сер­дится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспита­тель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Нравственное воспитание

Игра «Едут машины»

Дидактическая задача. Развивать потребность в общении и взаи­модействии, показывать пример правильного разрешения конфликта, формировать доброжелательные взаимоотношения.

Игровая задача. Соблюдать правила.

Игровое правило. Столкнувшись с партнером, следует извиниться и уступить дорогу, иначе не появится зеленый сигнал.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поехать кататься на машине. Дети берут в руки воображаемый руль, дают сигнал: «Би-би!», и едут, под­ражая шуму машины: «Ж-ж-ж» — под соответствующую характеру иг­ры музыку. Педагог поднимает красный кружок и громко сообщает: проезд закрыт. Дети ждут сигнала. Воспитатель поднимает зеленый кружок и сообщает: можно ехать. Дети едут дальше.

Затем воспитатель сажает детей на стульчики и показывает с по­мощью игрушек инсценировку «Упрямцы».

Две машины едут по мосту и неожиданно наталкиваются друг на друга. Один шофер (козлик) просит другого (барашка) уступить ему дорогу, но первый шофер не хочет уступать. Шоферы выходят на мос­тик, спорят, бодаются и падают в реку.

Воспитатель задает вопросы: «Что случилось с машинами? Кто вел эти машины? Как спорили барашек и козлик? Что случилось с ними потом?»

После инсценировки педагог снова приглашает детей покататься на машинах. Дети-«шоферы» должны не толкаться на дорогах, смо­треть на светофор, слушать сигнал: стоять или ехать. Если «маши­ны» сталкиваются, воспитатель показывает желтый кружок («спор»). Шоферы говорят друг другу: «Извините, проезжайте», и один усту­пает другому дорогу.

Воспитатель специально останавливает «машины», которые стал­киваются, и дает им возможность разрешить спор. После разреше­ния каждой спорной ситуации делает вывод: надо жить дружно, ус­тупать друг другу.


Игра «Вежливый медвежонок»

Дидактическая задача. Формировать нравственные качества (веж­ливость, внимательность); учить проявлять заботу.

Игровая задача. Познакомиться с медвежонком Мишей.

Игровое правило. Внимательно слушать медвежонка и отвечать ему вежливо.

Ход игры

Воспитатель знакомит детей с медвежонком Мишей (показывает игрушку) и рассказывает о нем: «Миша любит встречать гостей. При встрече он говорит гостям „здравствуйте", а когда они уходят, гово­рит „до свидания". Когда гости хотят сесть, он подвигает им стул и говорит „пожалуйста, садитесь". Когда в комнате становится жарко, он говорит гостю: „Вам не жарко? Открыть окно?" Все называют Ми­шу вежливым медвежонком, и он очень этим гордится. С таким мед­вежонком все дружат, не ссорятся».

Затем дети подходят к медвежонку и по очереди беседуют с ним: здороваются, справляются о здоровье друг друга, просят са­диться, расспрашивают и т. д. В конце игры-знакомства дети го­ворят медвежонку ласковые слова («Ты хороший», «Я тебя люб­лю», «Приходи еще»). Если слова, сказанные ребенком, нравятся медвежонку, он приветливо машет лапой, если не нравятся, на­клоняет мордочку вниз (обижается). Затем дети «дарят» медвежон­ку песенку.

Игра «Обидчивый цветок»

Дидактическая задача. Учить выражать в словах, в интонации и в мимике ласку и внимательность.

Игровая задача. Помочь цветку расти красивым и крепким. Игровое правило. Говорить цветку вежливые слова.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к цветочному горшку, показывает цве­ток и сообщает: «Этот цветок такой красивый и большой, потому что его выращивала добрая хозяйка». Воспитатель демонстрирует детям, как действуют на цветок хорошие, ласковые слова: стебли расправля­ются, головка поднимается. Педагог говорит: «Этот цветок не выно­сит невнимательного, грубого обращения. Если к нему обращаться без ласковых слов, то он вянет».

Дети при поддержке воспитателя играют с цветком: говорят с ним, употребляя вежливые и ласковые слова. Цветок покачивается, «ки-


 


вает». Если ребенок про такие слова забывает, то цветок начинает вя­нуть (вздыхать).

Игра «Мамины помощники»

Дидактическая задача. Учить проявлять заботу и внимание к маме. Игровая задача. Помочь маме.

Игровое правило. Сказать (ясно и отчетливо), как нужно помогать маме, чтобы она была довольна.

Ход игры

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих мам. Затем спрашивает, кто как помогает маме, и предлагает рассказать об этом.

Проводится игра. На фланелеграфе расположена большая картин­ка, на которой изображены мама и дети. Воспитатель предлагает детям выбрать из лежащих на столе картинок те, которые показывают, как можно помочь маме: подмести пол, помыть посуду, убрать игрушки. Воспитатель обращается к ребенку: «Андрюша, скажи, как можно по­мочь маме?» Ребенок приносит картинку и объясняет, как можно по­могать маме. (Мыть пол.) Воспитатель и дети рассматривают ее. Дети по очереди подходят к педагогу с выбранными картинками. В конце игры воспитатель показывает картинку: дети дарят маме пирог.

Педагог и дети исполняют песенку «Пирожок» муз. Е. Тиличее-вой, ел. Е. Шмаковой:

Пирожок, пирожок Испекли мы сами, Пирожок, пирожок Мы подарим маме.

Затем воспитатель хвалит детей и приглашает поплясать под весе­лую музыку.


 


Трудовое воспитание

Игра «Плакать не надо»

Дидактическая задача. Вызвать желание помочь другому.

Игровая задача. Помочь Филе и Хрюше.

Игровое правило. Не забывать сказать «пожалуйста».

Ход игры

Воспитатель заранее готовит предметную среду и вводит детей в игровую ситуацию: «Филя и Хрюша сидят, отвернувшись друг от дру­га. Они играли в машинки, возили на них кирпичики. Филина ма-


шинка сломалась, а Хрюша не дает ему играть со своей машинкой». Воспитатель обращается к детям: «Давайте поможем Филе и Хрю-ше. Вы поможете Филе починить машинку?» Малыши берут моло­точки и «чинят машину».

Молоточек застучал, Застучал,застучал, Саша Филе помогал, Помогал, помогал. Леша гайку подкрутил, Подкрутил, подкрутил, И машину починил, Починил, да.

Воспитатель вовлекает всех детей в починку машины. Филя го­ворит «спасибо» каждому ребенку. Ребенок отвечает «пожалуйста». Воспитатель предлагает детям спеть песенку «Плакать не надо» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Е. Шмаковой):

Плакать не надо, Слушаться нужно, Будем играть мы Дружно, дружно.


Игра «Ухаживаем за обувью»

Дидактическая задача. Обратить внимание детей на необходимость ухаживать за обувью; побуждать к взаимодействию в труде. Игровая задача. Помочь кукле и мишке убрать обувь. Игровое правило. Правильно расставить обувь на полке.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу стоптанный Башмачок, хозяин которого, мальчик Витя, неправильно с ним обращается: не моет, бросает на пол. Башмачок просит воспитателя найти ему нового хо­зяина. Педагог показывает на детей и говорит, что все они умеют ухаживать за своей обувью. Дети «ведут» Башмачок к своим шкаф­чикам, открывают их и показывают, как аккуратно расставлена их обувь (воспитатель заранее, специально для этой игры, после про­гулки просит детей аккуратно поставить обувь). Башмачок радуется, хвалит детей и просит научить его хозяина, мальчика Витю, ухажи­вать за обувью.

Проводится игра «Поставим обувь на полку». Воспитатель ставит на один столик мишку, на другой — куклу. Возле каждого из них до­щечки («полки»), на которые дети по одному будут ставить куколь­ную обувь: сапожки для мишки и туфельки для куклы (игрушечные


 

 


или нарисованные). Башмачок хвалит детей за правильно выполнен­ное задание.

Игра «Поручения»

Дидактическая задача. Учить действовать в соответствии с задани­ем, побуждать к самостоятельности. Игровая задача. Убрать комнату. Игровое правило. Убрать комнату чисто, аккуратно.

Ход игры

В гости к детям приходит киска (игрушка) и говорит: «Как чисто и уютно у вас в групповой комнате!» Воспитатель просит детей объяс­нить, как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке.

Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети, в нашей комнате порядок? Где должны стоять машинки?» Дети отвечают: «В гараже». Воспитатель называет ребенка по имени и просит его по­ставить машинки в гараж. Ребенок говорит киске: «Машины в гара­же». Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в му­сорное ведро.

Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее выте­реть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ре­бенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:

Я поставлю в шкафчик миску, Вытру крошки со стола, Я — хозяйственная киска, Тут порядок навела.

Игра «Две руки»

Дидактическая задача. Учить детей понимать словесную инструк­цию; вовлекать в совместную трудовую деятельность.

Игровая задача. Помочь киске и куклам правильно обуться. Игровое правило. Не перепутать обувь.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу картинку, на которой изображен плачущий мальчик, и говорит: «Этот мальчик не хочет обуваться сам». Спрашивает у детей, умеют ли они обуваться самостоятельно. Потом показывает им киску (игрушку), которая обувалась самостоятельно и


 



перепутала левый и правый сапожки. Просит ребят помочь киске пе­реобуться.

Надевает киска сапожки. На левую ножку, На правую ножку Надела киска сапожки. Ходит киска в сапожках. Красивы у киски ножки: На левой ножке, На правой ножке Надеты у киски сапожки.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Надень сапожок». Дети надевают куклам обувь. При этом они должны не перепутать и правильно надеть ботинки.

Киска смотрит, как обуты куклы, и хвалит детей. Воспитатель го­ворит, что у ребят есть два помощника — две руки. Затем педагог ин­сценирует стихотворение.

Две руки

Два зеленых башмачка,

Два шнурка

И два носка.

И еще — две руки.

Для кого

Две руки?

Для того две руки,

Чтоб надеть носки,

Натянуть башмачки,

Завязать шнурки.

Г. Сатир



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: