ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ




ВВЕДЕНИЕ

Туризм в современных условиях является достаточно динамичной и высокодоходной отраслью экономики, обеспечивая приток инвестиций, новые рабочие места, развитие инфраструктуры, укрепление позиций малого и среднего бизнеса. Развитие внутреннего туризма в РФ следует рассматривать не только в экономической плоскости, в частности как фактор повышения дохода от туристической деятельности, налоговых поступлений в бюджет, но и в социальном аспекте, т.е. с точки зрения доступности туристических благ для широких слоев населения, удовлетворенности российских граждан качеством туристских предложений. В условиях, когда путешествия становятся определенной социальной нормой, а достаточно затратные поездки – показателем социального статуса, классовой идентичности, сокращение уровня доступности и качества туристских услуг может ухудшать социальное самочувствие населения.

Оценка туристической привлекательности российских территорий определяется как объективными факторами (туристская инфраструктура, соотношение цены и качества предоставляемых услуг, особенности и специфика объектов туристического показа), так и субъективными (стереотипы, устоявшиеся представления, опыт, потребительские предпочтения, социальный статус). Как свидетельствуют результаты исследований, престиж внутреннего туризма недостаточно высок, что отрицательно сказывается на развитии отечественной туристической отрасли. В связи с чем особую актуальность приобретают исследования таких вопросов, как мотивация потребителей туристских услуг, их социальные ожидания, факторы и ресурсы формирования туристической привлекательности российских территорий.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

 

В настоящее время туризм и рекреация относятся к числу наиболее перспективных направлений социально-экономического развития большинства государств. Рекреационно-туристический сектор экономики является не только одной из основных составляющих и драйвером экономического роста, но и важным фактором решения социальных проблем, который способствует увеличению занятости населения, расширению спектра предоставляемых услуг, созданию среднего класса. Нельзя не отметить постоянную динамику увеличения валовой добавленной стоимости туристической индустрии (рис. 1).

Также возрастает доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации с 2,9% в 2011 году до 3,4 в 2015 году.

Рисунок 1 - Валовая добавленная стоимость туристской индустрии

Туризм является отраслью, которая оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Данный вид народнохозяйственной деятельности характеризуется мультипликативным эффектом, генерируя образование доходов в смежных отраслях экономики. Среди видов туризма ключевую роль стал играть внутренний туризм как основной источник финансовых поступлений от туристской деятельности. В регионах Российской Федерации внутренний туризм развит слабо, что связано с несовершенной инфраструктурой отрасли, несоответствием цены на туристские продукты их качеству, а также недостатком квалифицированных кадров. В последнее время особую значимость для данного направления приобрело воздействие внешних факторов, таких как неспокойная геополитическая обстановка в ряде стран, кризисные явления в экономике, запрет выезда россиян на популярные зарубежные курорты.

Отрасль туризма и рекреации в России обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 12 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры, 108 музеев-заповедников и 142 национальных парка.

В то же время, в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности стран путешествий и туризма, опубликованном в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе в 2015 г., Россия занимает 45-ю позицию с индексом 4,08.

Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма (Travel and Tourism Competitiveness Index — TTCI) составляется каждые два года по 141 стране мира.

При его подготовке используется информация из открытых (общедоступных) источников, оценки международных организаций, а также оценки экспертов в сфере туризма и путешествий. Именно TTCI в большинстве стран мира является инструкцией для правительства, так как предоставляет информацию о конкурентных преимуществах и недостатках, охватывающую разные сферы деятельности страны, а не только туризма.

В рейтинге TTCI за 2007 г. (первый год составления TTCI), Российская Федерация находилась на 68 месте. Несмотря на действие негативных внешних факторов (экономические санкции и т. д.) по сравнению с 2013 г. (63 место) Россия поднялась в рейтинге на 18 позиций, продемонстрировав незначительное снижение показателя общего индекса (2013 г. - 4,16; в 2015 г. - на 0,08 меньше). Положительная динамика продвижения России в рейтинге TTCI за период 2007– 2015 гг. приведена на рисунке 1.

Рисунок 2 - Динамика продвижения России в рейтинге Travel and Tourism Competitiveness Index

Продвижение России в рейтинге TTCI можно объяснить успешно проведенными зимними Олимпийскими и Паралимпийскими играми (2014 г.), этапами чемпионата мира «Формулы-1» (начиная с 2014 г. в городе-курорте Сочи), Всемирной летней Универсиадой в Казани (2013 г.), сложившейся устойчивой системой проведения крупных экономических форумов (Санкт-Петербург, Сочи, Москва, Красноярск) и другими массовыми событийными мероприятиями, проводимыми в соответствии с лучшими мировыми стандартами.

Индекс TTCI состоит из нескольких подиндексов, в том числе подиндекса «Природные ресурсы и культурное наследие», который определяется на основании двух критериев: природные ресурсы; культурное наследие и деловой туризм. В данном подиндексе наша страна занимает более высокую позицию: 34 место - по первому критерию (3,77); 21 место - по второму критерию (3,32).

Положительно на туристической сфере в России сказалось закрытие Турции и Египта для российских туристов, что позволило отечественным курортам достичь максимальной загрузки и получить сверхприбыль. Курорты Краснодарского края и Крыма с трудом справлялись с нескончаемым потоком туристов. После «открытия» Турции весной 2017 года многие представители туротрасли прогнозировали резкий спад спроса на основные туристские дестинации на Черноморском побережье, чего не произошло. Решение транспортной проблемы Крыма посредством работы новый суперсовременного терминала аэропорта в Симферополе и начала движения по новому мосту должно дать мощный толчок для развития полуострова.

В июле 2017 года был принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». С 1 мая 2018 года в этих регионах со всех туристов будет взиматься плата за пользование инфраструктурой. Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей, а в 2018 году не может превышать 50 рублей. На наш взгляд, только прозрачная структура уплаты данного налога позволит избежать недовольства туристов. По подсчетам властей края, предполагается, что уже в первый год удастся собрать около 181 млн рублей, а за пять лет доходы от курортного сбора составят более 1,2 млрд рублей.

По Методологии Национального туристического рейтинга была произведена оценка туристической привлекательности российских регионов, их туристического потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов. Критериями оценки являются:

1. Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры.

2. Значимость туристической отрасли в экономике региона: доля занятых в сфере туризма и гостеприимства от общего населения региона.

3. Доходность отрасли туризма и гостеприимства региона.

4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней.

5. Популярность региона у иностранцев.

6. Туристская уникальность: количество достопримечательностей, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе объекты ЮНЕСКО.

7. Экологическое «здоровье» региона.

8. Криминогенная обстановка: количество совершенных преступлений на 1000 жителей региона.

9. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе.

10. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве.

Лидеры Национального туристического рейтинга-2017 представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Регионы-лидеры Национального туристического рейтинга

№ п/п Наименование субъекта РФ Общее количество баллов
  Краснодарский край 98,3
  Город федерального значения Москва 96,8
  Московская область 95,5
  Республика Крым 95,2
  Город федерального значения Санкт-Петербург 94,5
  Ставропольский край 89,3
  Алтайский край 88,7
  Нижегородская область  
  Приморский край 83,7
  Свердловская область 83,5
  Республика Башкортостан 82,2
  Ростовская область 80,8
  Иркутская область 80,3
  Республика Татарстан  
  Калининградская область 79,5
  Пермский край 76,5
  Челябинская область 75,9
  Тверская область 75,7
  Калужская область  
  Новосибирская область 73,6

 

Лидером рейтинга в 2017 году стал Краснодарский край, являющийся безусловным лидером по количеству мест в гостиницах, по их доходам, количеству ночевок туристов.

Лидер 2016 года – Москва сместилась на 2-е место, при этом у нее самые высокие показатели по количеству размещенных в гостиницах российских и иностранных граждан и обороту общественного питания. Вместе с тем столица имеет невысокие баллы за экологию и преступность.

На 3-е место в рейтинге вышла Московская область, имеющая огромный номерной фонд и отличные показатели по количеству размещенных туристов, ночевкам и обороту общественного питания. Крым сохранил свои прошлогодние позиции в рейтинге и остался на 4-м месте. Республика имеет самый высокий балл по критерию «значимость отрасли в экономике региона», значительно опережает все другие регионы по запросам в интернете и по количеству публикаций в СМИ. Замыкает пятерку лидеров Северная столица, ставшая в 2016 году «Лидирующим культурно-туристическим направлением мира» по версии World Travel Awards.

На 6-е место рейтинга поднялся Ставропольский край, значительно улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом. Регион Кавказских Минеральных Вод обладает огромным номерным фондом (6-е место среди всех субъектов), занимает 3-е место по доле занятых в сфере туризма.

Алтайский край прочно удерживает 7-ю строчку рейтинга, а вот Нижегородская область опустилась с 6-го на 8-е место. Улучшил свои позиции Приморский край. По количеству размещенных иностранных туристов он занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга. Замыкает десятку лидеров Свердловская область, имеющая высший балл за объем платных туристических услуг. В следующем году в уральской столице – Екатеринбурге – будут проходить матчи чемпионата мира по футболу и отмечаться 100-летие со дня гибели последней императорской семьи Романовых.

Улучшили в этом году свои показатели Иркутская, Калужская, Ростовская, Новосибирская и Челябинская области, Пермский край и Республика Башкортостан, также вошедшие в ТОП-20 рейтинга. При этом Ростовская область занимает 1-е место в стране по количеству достопримечательностей, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Касаясь оценки спроса на услуги в сфере внутреннего и въездного туризма обратимся к таблицам 2 и 3.

Таблица 2 – Оценка спроса на услуги в сфере внутреннего туризма

  Увеличение Без изменений Уменьшение Баланс оценок  
 
2015 г.  
I квартал       -36  
II квартал          
III квартал          
IV квартал       -36  
2016 г.  
I квартал       -42  
II квартал          
III квартал          
IV квартал       -33  
2017 г.  
I квартал       -26  
II квартал          
III квартал          

 

Таблица 3 – Оценка спроса на услуги в сфере въездного туризма

  Увеличение Без изменений Уменьшение Баланс оценок  
 
2015 г.  
I квартал       -50  
II квартал       -13  
III квартал       -4  
IV квартал       -35  
2016 г.  
I квартал       -58  
II квартал       -15  
III квартал       -6  
IV квартал       -31  
2017 г.  
I квартал       -26  
II квартал          
III квартал          

В вышеуказанных таблицах в форме баланса представлена разность оценок «благоприятных» и «неблагоприятных», «улучшение» и «ухудшение», в процентных пунктах в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом впроцентах от числа обследованных организаций, занимающихся туристской деятельностью.

Как правило, 1 и 4 квартал отличается отрицательными оценками во внутреннем и въездном туризме, что может сопровождаться плохими природными условиями в России, приходящимися на данные периоды. Второй и третий квартал в оценках со стороны внутреннего туризма отмечается положительными оценками, возрастающими с 2015 по 2017 год. Оценки въездного туризма во 2 и 3 квартале 2015 и 2016 годов также отрицательно, однако, в 2017 году удалось достичь положительных оценок во 2 и 3 квартале.

На наш взгляд, для позитивных изменений тенденций в развитии сферы туризма и рекреации необходима продуманная и эффективная поддержка со стороны государства, сопровождающаяся активным содействием в развитии инфраструктуры. Немаловажно проведение маркетинговых исследований туристической отрасли, а также комплексные опросы не только российских, но и зарубежных туристов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: