Глава 1. Курс математики в 5-6 классах




КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнил:

студент 4 курса очной формы обучения

Феофанов

Андрей

Сергеевич

 

Руководитель:

к.пед.наук, доцент, Татьяна Вячеславовна Рыбакова

 

Итоговая оценка - ________________________________

Подпись______________________доц., к.пед.наук, Т.В.Рыбакова

 

Коломна, 2019 г.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Курс математики в 5-6 классах. 6

§1. Содержание курса. 6

§2. Особенности изучения. 9

Глава 2. Проверка знаний, умений, навыков учащихся. 12

§1. Функции проверки. 12

§2. Формы и методы проверки. 14

§3. Средства контроля. Тестовый контроль. 18

Глава 3. Важные моменты работы по контролю знаний. 20

§1. Дифференцированные проверочные задания. 20

§2. Работа учащихся над ошибками. 23

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 25

 


Введение

Математику можно сравнить с многоэтажным зданием. Понятное дело, что верхние этажи обязаны опираться на фундамент и то, что ниже. Путь до верхнего этажа совсем не лёгкий, да и нужен ли он? В последнее время всё больше разговоров о том, что математика теряет свою значимость, сокращаются часы её преподавания. Разговоры эти кажутся не очень дальновидными и слышны чаще от тех, кто сфокусирован на гуманитарной сфере образования и пытается сделать это поводом для гордости. Математика – основа всех наук. Была, есть и будет.

Кому-то и на самом деле достаточно основ арифметики в жизни, но благодаря изучению в школе других разделов математики (в частности, алгебры и геометрии) происходит структурирование мыслительного процесса в голове каждого. На самом деле, далеко не всем требуется в том самом многоэтажном здании забираться на самый верх. Важно, чтобы это здание было построено каждым для себя. Освоение математики и овладение умениями и навыками должно произойти хоть в какой-то степени. Пусть построенное здание не будет небоскрёбом, пусть оно будет совсем небольшим, но у этого здания будет хозяин – человек, – и это самое главное.

Учитель в этом плане – поставщик строительного материала для возведения новых зданий. Но нельзя же поставлять материал без заказчика. Ребёнок в школе может быть разным. Кто-то заказывает мало (или совсем ничего), кому-то нужно больше, чем он вообще может принять. Учителю часто приходится ещё и оценивать имеющийся спрос и формулировать подходящее предложение. Факт остаётся фактом в том, что, будучи хорошим строителем, нельзя строить новый этаж без оценки качества уже ранее проделанной работы.

В математике как предмете обучения этой оценкой качества является проверка знаний, умений и навыков. У каждого ученика свой путь, своя индивидуальная траектория обучения. Кто-то с одного этажа своего математического здания на другой ползёт по лестнице, кто-то вообще не может найти дверь в следующую комнату, а кто-то стремится сесть на лифт и сразу подняться как можно выше. Всё это не отменяет того, что учитель обязан организовать такую работу над проверкой уже сформированных умений и навыков, чтобы каждый смог увидеть свои достижения, мог задуматься над тем, как улучшить имеющийся результат, ведь кто не мечтает сделать свой дом лучше? Также ученик благодаря контролю способен отточить те приёмы, которые он использовал ранее, а многие из них довести до автоматизма, благодаря чему он в дальнейшем сможет помочь в возведении нового дома своему товарищу.

Вообще говоря, в настоящее время в школах проходит огромное количество работ, с помощью которых проверяют и оценивают уровень обученности и уровень знаний обучающихся. Среди них метапредметные, выпускные проверочные работы, диагностические, тренировочные для подготовки к государственной итоговой аттестации и т.д. В связи с этим формы проверки и контроля, осуществляемые на обычных уроках, не всегда, но чаще всего должны быть такими, чтобы дети писали их не с мыслью «опять контрольная», а с пониманием, что эта работа поможет им усовершенствовать себя. А также сделать процесс обучения проще, и, наконец, просто проверить себя и свой уровень без того стресса, который дети чаще всего испытывают при написании работ под прицелом видеокамер. В этом плане учителю приходится дополнительно изощряться и придумывать что-то новое, чтобы и знания проверить, и умения оценить, и план дальнейшей работы составить.

Данная курсовая работа посвящена вопросам проверки знаний, умений и навыков учащихся, формам, методам и приёмам этого процесса. Рассмотрены различные вопросы, связанные с содержанием курса математики в 5-6 классах, так или иначе влияющим на используемые формы контроля. Отдельный параграф работы говорит о функциях, которыми обладает осуществляемый контроль.

Цели курсовой работы:

− рассмотрение содержания курса математики в 5-6 классах и возможных в связи с ним форм проводимого контроля знаний, умений и навыков;

− обобщение знаний о формах, методах, приёмах и функциях проверки знаний при изучении школьного курса математики в 5-6 классах.

Задачи курсовой работы:

− систематизировать знания, связанные с оценкой и контролем знаний, умений и навыков обучающихся;

− рассмотреть различные формы и методы проверки знаний учащихся.


Глава 1. Курс математики в 5-6 классах

Содержание курса

Школьная математика – центральный предмет для освоения всех других смежных дисциплин. В настоящее время очень часто можно услышать, что каждому человеку требуется возможность непрерывного образования, а это требует полноценной общеобразовательной подготовки, важной частью которой является математическое образование. В высших учебных заведениях России всё больше специальностей, для получения которых требуется качественное математическое образование. Математика помогает развивать точную, чёткую, информативную речь, отбирая необходимые языковые средства.

Весь теоретический блок курса математики основывается на наглядно-интуитивном подходе, в котором все математические законы и методы излагаются в виде правил. В том числе благодаря этому математика развивает пространственное воображение.

Курс 5-6 класса, в первую очередь, обобщает и систематизирует знания обучающихся, полученные в начальной школе. Учителя предпринимают попытку выровнять общий уровень, подтянуть тех, кто отстаёт, и на самом первом этапе создать мотивацию для дальнейшей, длительной и большой работы. Начало 5 класса сильно связано с адаптацией учащихся к новым реалиям, в связи с чем учитель вынужден подбирать такие формы проверки и контроля, которые будут помогать детям адаптироваться к условиям. Тем не менее, учитель обязан в самом начале обозначить те требования, которые ждут 5-классников теперь и достаточно твёрдо держать взятый курс.

В ходе изучения курса математики учащиеся, согласно Примерной программе основного общего образования по математике, рекомендованной Министерством просвещения РФ [3], развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений. Также учащиеся продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

[2] Все содержательно-методические линии курса математики, начатые в младшей школе, имеют своё продолжение и развитие в курсе математики 5-6 классов. Среди этих линий отмечаются: арифметическая, алгебраическая, функциональная, геометрическая, логическая, анализ данных. Все они служат основой для изучения алгебры, геометрии и математического анализа в более старших классах.

Относительно новой считается содержательно-методическая линия «Анализ данных». Вообще говоря, этот раздел также можно именовать «реальной математикой». Он призван формировать у учащихся навыков работы с реальной информацией, с оценкой различных данных. Актуальность материала этой содержательной линии объясняется практической важностью. Благодаря математической статистике, комбинаторике и теории вероятности учащиеся получают практические навыки по сбору, анализу и представлению информации. Изучение данного раздела позволяет создавать в математическом здании каждого человека общую интуицию, понимать принципы обустройства этого дома.

Есть ещё два раздела, которые присутствуют в программах 5-6 классов и заслуживают отдельного внимания. Раздел «Логика и множества» редко изучается отдельно в начале основной школы, но по ходу учебного года не раз обращает на себя внимание. Благодаря ему происходит определённое математическое развитие, формирование умений чётко, сжато и точно формулировать свою устную и письменную речь.

Для создания культурно-исторической среды обучения используется раздел «Математика в историческом развитии». В рамках него учитель прибегает к интересным историческим событиям, связанным с математикой, упоминает различные факты из жизни великих математиком. Тем самым показывая, что математика – древнейшая из наук. В первую очередь, обусловленная практическим применением в жизни. На этот раздел чаще всего не отведено ни единого часа, отсутствуют какие-либо формы контроля и проверки, но содержание раздела присутствует в программах весьма органично.

Помимо конкретных предметных результатов усвоения математического образования, важное место занимают результаты личностные. Математика позволяет достичь очень многих индивидуальных показателей в развитии. Она развивает критичность и креативность мышления, повышает способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, рассуждений и решений.

 


 

Особенности изучения

В основе курса математики лежит общее интеллектуальное развитие каждого ученика при помощи математики. То есть математика выступает в современных реалиях не целью, а средством. Материал подбирается таким образом, чтобы он удовлетворял психологическим и педагогическим особенностям, возможностям и потребностям детей 10-12 лет.

Одна из особенностей была отмечена в предыдущем параграфе, когда речь шла о содержательно-методической линии «Анализ данных», которая в последнее время, как было отмечено, приобрела особенную значимость.

Также важной особенностью является достаточно большое изменение в подходах к геометрической содержательной линии. Геометрия в курсе математики 5-6 классов является наглядно-деятельностной. В связи с этим пересмотрено отношение к изучению геометрии в начале средней основной школы. Различные геометрические закономерности принимаются как утверждения, не требующие обоснований. Учитель прививает детям мысль о том, что любой геометрический факт можно получить экспериментальным путём, но принять его можно только тогда, когда он установлен теми средствами, которые приняты в математике.

Задача учителя – развивать пространственные представления, максимально расширять геометрический кругозор, добиваться принятия учащимися геометрических свойств посредством здравого смысла и собственного опыта. В том числе при выполнении самых простых заданий, например, связанных с числовой прямой, учащиеся должны максимально совершенствовать свои изобразительные умения.

Можно выделить некоторые особенности, связанные с алгебраической линией в программе. Одна из первых проявляется в том, что изучение материала происходит на примитивном уровне. Уровень научности определяется возрастными особенностями и возможностями обучающихся.

Система упражнений выстроена таким образом, чтобы она являлась надёжным средством для овладения современным математическим языком, способствовала развитию соответствующих умений и навыков. Вообще говоря, для разработки системы упражнений у любого автора уходит очень много времени, поскольку этот процесс очень важен и состоит из огромного числа деталей.

Важное место в 5-6 классах занимает вычислительная культура. Развитию мышлений у учащихся способствуют повышенное внимание к выбору стратегии при решении текстовых задач, анализу ситуаций, сопоставлению данных, приёмам прикидки и оценки результатов действий. Особый акцент в настоящее время у многих преподавателей падает на эвристические методы счёта, мнемонические правила и техники.

Важной особенностью курса математики 5-6 классов является функциональная пропедевтика. Несмотря на то, что понятие функции вводится только в 7 классе, в 5-ом уже рассматриваются понятия переменной, выражений с переменной, формулы и т.д.

Выше было отмечено, что первые полгода в 5-ом классе обобщаются и систематизируются знаний из начальной школы. Важно отметить, что это происходит уже на новом уровне. С привлечением правильной математической терминологии, а также по некоторым программам и новой символики.

Очень отчётливо в 5-6 классах проявляется линейно-концентрическое изложение материала. Согласно этому подходу учащиеся неоднократно возвращаются к важным вопросам, но каждый раз это происходит на новом уровне.

Иногда в 5-ом классе в процесс вмешивается плохая работа с материалом учебника. Это связано с недостаточным развитием у учащихся навыков техники чтения и малым словарным запасом. Проблема и в том, что в начальной школе такие большие, объёмные тексты встречаются редко. Важной задачей для учителя на этом этапе становится деятельность над систематическим пониманием текста, умением читать и работать с ним. Эта работа – важная база для успешного изучения не только математики сейчас и в дальнейшем, но и по другим дисциплинам.

Ещё одна большая особенность при изучении математики в младшем школьном возрасте – невозможность поддерживать внимание учащихся на протяжении хоть сколько-нибудь длительного периода. Это связано с тем, что на математике учащиеся вынуждены проявлять активные умственные усилия. Задача учителя – сделать часто рутинный для ученика труд по однотипным арифметическим вычислениям менее напряжённым для учащихся. Выход в этой ситуации один – давно всем известный способ: смена вида деятельности. Делать процесс занимательным и увлекательным – это то, что точно поможет поддерживать учащихся в тонусе.

В конце концов, в силах учителя сделать так, чтобы математика была для 5-6 классов не тихим ужасом, а большой радостью.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: