Ценности как определяющие характеристикичеловеческого бытия




Тема:Ценности в жизни человека и общества

 

Название учебной дисциплины ОГСЭ.01

Основы философии

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

32.02.01 «Медико-профилактическое дело»

 

Форма обучения: очная

Курс: І

Количество часов: 2

Разработчик: Тарасенко Е.Н.

 

Утверждено на

Заседании методической комиссии

«______» __________________

Председатель Россенко Е.В

 

Донецк 2020

 

 

Организация – разработчик:

 

ГПОУ «Донецкий медицинский коледж»

 

 

Разработчик:

 

Тарасенко Е.Н. – преподаватель высшей категории, преподаватель – методист методической комиссии общей гуманитарной и социально – экономической подготовки.

 

 

 

1.Мотивация изучения темы:

 

Изучение основ философии формирует умение постигать причины явления, предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, - тому нечего делать в философии. Философское знание - это культура разумного мышления, которая не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. Она выражена не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?

 

2. Цели занятия:

Учебные цели:

Знать:

З.1. Базовые ценностичеловеческого бытия;

3.2Определять высшие духовне ценности;

3.3Ценности и цель.

Цель развития личности:

 

-Формировать понятие совість как основу морального сознания и свободы.

 

-Персонифицировать характер морального выбора.

 

Способствовать формированию соответствующих компетенций

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Воспитательные:

· Формировать гуманное отношение к пациенту

· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов

 

Развиваюшие:

· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа

 

Интеграционные связи

Дисциплина Знать Уметь
1. Предыдущие/обеспечивающие дисциплины    
- История Историю Древней Греции и Древнего Рима Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом
     
2.Последущие дисциплины   - Математика     Историю жизни и открытий Пифагора     Использовать теоремы Пифагора в медицине
3. Межпредметные связи      
- История Историю Древней Греции и Древнего Рима Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом
     

 

 

4.Оснащение:

Раздаточный материал: таблицы, схемы.

Основные этапы занятия

Название этапа Время этапа
1. Организационный момент 5 минут
2. Объяснение нового материала 130 минут
3. Закрепление материала 20 минут
4. Задание на дом 5 минут

6.Список литературы:

Основная литература:

  1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.
  2. Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.
  3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
  4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
  5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст]/ Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. –

 

 

  1. Задание для самоподготовки: выучить материалы лекции,ознакомиться с материалами учебника (Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с, с.20-25) ,ответить на вопрос: перечислите ценности по квалификациям.

 

План

 

1. Ценности как определяющие характеристики человеческого бытия.

2. Ценности и цель.

 

 

Ценности как определяющие характеристикичеловеческого бытия

Сократ стал первым, кто заговорил о сущности и ценности блага. Это произошло из-за кризиса афинской демократии, когда произошла смена культурных образцов философии наблюдается развитие и становление учения о природе ценностей, закономерностях и их появления, функционирования, а также о том, какое место они занимают в жизни человека и общества в целом. Также говорилось о связи ценностей с другими феноменами жизнедеятельности человека, о классификации ценностей и их развитии. Это учение получило название аксиология. Первым, кто использовал это понятие, был французский мыслитель П. Лапи в 1902 г., а в 1908 г. Это был немецкий философ Э. Гартман.

В юридических науках и практике феномен "ценность" играет важную роль, поскольку в контексте понимания и интерпретации ценностей в стране используются нормативные акты, которые дают характеристику всем видам деяний субъектов и судебных процессах. Деятельность судов невозможна без присутствия феномена ценности.

Ценности не могут быть исключены из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов, которые сопровождаются передачей традиций или обычаев, нельзя говорить о культуре без феномена ценности, не представляется возможным жизнь народов, народностей и даже этносов без этого понятия

Классификация ценностей

Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.

Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.

На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.

На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:

· Ценности жизни, поскольку они предопределены биологическим существованием человек и его физиологическим бытием.

· Ценности культуры, поскольку они обуславливаются результатами духовно-преобразовательной деятельностью человека, а также созданием им самим "второй природы" своего бытия.

Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:

· Жизнь человека, поскольку её наличие даёт возможность выявлять иные ценности и использовать их.

· Здоровье человека.

· Труд как способ существования общества, который одновременно является основой формирования самого человека.

· Смысл жизни как цель, придающая жизни высокую ценность.

· Счастье и ответственность быть личностью.

· Общественная жизнь как форма и способ бытия человека.

· Мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей.

· Любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, которая является основой патриотизма и героизма.

· Дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей.

· Материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:

· Материальные ценности.

· Духовные ценности.

· Социально-политические ценности.

Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:

· Являются основой для реальной активности людей, жизнь.

· Представляют значимость сами по себе, поскольку жизнь человека или общества не представляется возможной без них.

К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:

· Результаты духовного творчества людей.

· Различные виды и формы этого творчества.

К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:

· Различными социальными институтами.

· Нормами общественной жизни.

· Идеями, которые отвечают требованиям и целям людей.

Особенность социально-политических ценностей заключается в отношении к материальной, духовной жизни человека. Их отсутствие может быть воспринято людьми как насилие на телом или духом. Им свойственен двойственный характер. Они – это результат творчества человека и общества вместе с его институтами.

Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность.

Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.

Ценности и цель

Цель

Осознание смысла жизни и собственных базовых ценностей помогает человеку ставить перед собой жизненные цели. Психика людей устроена таким образом, что мотивацией к деятельности могут быть только актуальные цели. Поэтому каждый человек на собственном уровне, но отвечает себе на вопрос о том, зачем он живет. И обычно этот ответ увязывается с общечеловеческими ценностями. Если спросить обывателя, что в его жизни самое главное и зачем он живет, то, скорее всего, он ответит, что главное – семья и близкие, а он живет для их благополучия и счастья. Таким образом, цели и ценность человеческой жизни тесно взаимодействуют друг с другом. Самой частой целью бывает создание семьи и продолжение своего рода. Эта цель диктуется биологией и социумом. Не для каждого человека эта цель является действительно актуальной, именно поэтому нередко люди разводятся, порой оставляют детей, которых, казалось бы, так сильно когда-то хотели. Иногда человек ставит перед собой цель, а при ее достижении испытывает разочарование и ему кажется, что жизнь утратила смысл. Такое часто бывает с пожилыми людьми, которые достигали социально-одобряемых целей: образование, карьера, семья, но не прислушивались к своим истинным желаниям. Поэтому смысл нашего пребывания в этом мире именно в том, чтобы понять, что нужно и ценно именно для тебя и как достигать реально важны ценности.

Смысл

Так или иначе, и философы, и психологи, и обычные люди увязывают два понятия: смысл и ценность человеческой жизни. Еще с античных времен философы начали размышлять над вопросом о том, зачем живет человек. Многовековые размышления не внесли окончательной ясности в этот вопрос. Признается, что смысл есть суть всех вещей и явлений, соответственно, идея наличия смысла жизни в основном ни у кого не вызывает сомнений. Однако есть вероятность того, что человек не способен его постичь. Его познавательный горизонт довольно узок, и в условиях информационного дефицита (а человек далеко не все знает о жизни) постичь смысл с абсолютной точностью невозможно. В целом большинство философов и обыденное сознание сошлись на том, что смысл жизни заключается в самой жизни. Нужно жить для того, чтобы жить. Также признается вариант смысла как поиска пути. Человек должен заглянуть в себя и ответить на вопросы о том, что для него наиболее важно.

Философ и психолог с удивительной судьбой Виктор Франкл говорит, что поиски и обретение смысла делают человека психически здоровее и состоятельнее. При этом он видит три пути осмысления жизни: повседневный труд, осознание ценности отношений с другими людьми и своих переживаний, связанных с другим человеком и рефлексия по поводу ситуаций, которые приносят страдания. Таким образом, для обретения смысла человек должен заполнить свое время работой и заботами о других людях, а также необходимо осознавать опыт и извлекать из него уроки.

З



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: