Тема:Ценности в жизни человека и общества
Название учебной дисциплины ОГСЭ.01
Основы философии
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.01 «Лечебное дело»
31.02.02 «Акушерское дело»
32.02.01 «Медико-профилактическое дело»
Форма обучения: очная
Курс: І
Количество часов: 2
Разработчик: Тарасенко Е.Н.
Утверждено на
Заседании методической комиссии
«______» __________________
Председатель Россенко Е.В
Донецк 2020
Организация – разработчик:
ГПОУ «Донецкий медицинский коледж»
Разработчик:
Тарасенко Е.Н. – преподаватель высшей категории, преподаватель – методист методической комиссии общей гуманитарной и социально – экономической подготовки.
1.Мотивация изучения темы:
Изучение основ философии формирует умение постигать причины явления, предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, - тому нечего делать в философии. Философское знание - это культура разумного мышления, которая не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. Она выражена не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?
2. Цели занятия:
Учебные цели:
Знать:
З.1. Базовые ценностичеловеческого бытия;
3.2Определять высшие духовне ценности;
3.3Ценности и цель.
Цель развития личности:
-Формировать понятие совість как основу морального сознания и свободы.
-Персонифицировать характер морального выбора.
Способствовать формированию соответствующих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные:
· Формировать гуманное отношение к пациенту
· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов
Развиваюшие:
· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа
Интеграционные связи
Дисциплина | Знать | Уметь |
1. Предыдущие/обеспечивающие дисциплины | ||
- История | Историю Древней Греции и Древнего Рима | Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом |
2.Последущие дисциплины - Математика | Историю жизни и открытий Пифагора | Использовать теоремы Пифагора в медицине |
3. Межпредметные связи | ||
- История | Историю Древней Греции и Древнего Рима | Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом |
4.Оснащение:
Раздаточный материал: таблицы, схемы.
Основные этапы занятия
№ | Название этапа | Время этапа |
1. | Организационный момент | 5 минут |
2. | Объяснение нового материала | 130 минут |
3. | Закрепление материала | 20 минут |
4. | Задание на дом | 5 минут |
6.Список литературы:
Основная литература:
- Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.
- Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.
- Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
- Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
- Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительная литература:
1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 507с.
2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.
3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.
4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.
5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.
6. Философия медицины [Текст]/ Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.
7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.
8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.
9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.
10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.
11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. –
- Задание для самоподготовки: выучить материалы лекции,ознакомиться с материалами учебника (Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с, с.20-25) ,ответить на вопрос: перечислите ценности по квалификациям.
План
1. Ценности как определяющие характеристики человеческого бытия.
2. Ценности и цель.
Ценности как определяющие характеристикичеловеческого бытия
Сократ стал первым, кто заговорил о сущности и ценности блага. Это произошло из-за кризиса афинской демократии, когда произошла смена культурных образцов философии наблюдается развитие и становление учения о природе ценностей, закономерностях и их появления, функционирования, а также о том, какое место они занимают в жизни человека и общества в целом. Также говорилось о связи ценностей с другими феноменами жизнедеятельности человека, о классификации ценностей и их развитии. Это учение получило название аксиология. Первым, кто использовал это понятие, был французский мыслитель П. Лапи в 1902 г., а в 1908 г. Это был немецкий философ Э. Гартман.
В юридических науках и практике феномен "ценность" играет важную роль, поскольку в контексте понимания и интерпретации ценностей в стране используются нормативные акты, которые дают характеристику всем видам деяний субъектов и судебных процессах. Деятельность судов невозможна без присутствия феномена ценности.
Ценности не могут быть исключены из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов, которые сопровождаются передачей традиций или обычаев, нельзя говорить о культуре без феномена ценности, не представляется возможным жизнь народов, народностей и даже этносов без этого понятия
Классификация ценностей
Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.
Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.
На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.
На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:
· Ценности жизни, поскольку они предопределены биологическим существованием человек и его физиологическим бытием.
· Ценности культуры, поскольку они обуславливаются результатами духовно-преобразовательной деятельностью человека, а также созданием им самим "второй природы" своего бытия.
Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:
· Жизнь человека, поскольку её наличие даёт возможность выявлять иные ценности и использовать их.
· Здоровье человека.
· Труд как способ существования общества, который одновременно является основой формирования самого человека.
· Смысл жизни как цель, придающая жизни высокую ценность.
· Счастье и ответственность быть личностью.
· Общественная жизнь как форма и способ бытия человека.
· Мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей.
· Любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, которая является основой патриотизма и героизма.
· Дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей.
· Материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.
Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:
· Материальные ценности.
· Духовные ценности.
· Социально-политические ценности.
Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:
· Являются основой для реальной активности людей, жизнь.
· Представляют значимость сами по себе, поскольку жизнь человека или общества не представляется возможной без них.
К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:
· Результаты духовного творчества людей.
· Различные виды и формы этого творчества.
К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:
· Различными социальными институтами.
· Нормами общественной жизни.
· Идеями, которые отвечают требованиям и целям людей.
Особенность социально-политических ценностей заключается в отношении к материальной, духовной жизни человека. Их отсутствие может быть воспринято людьми как насилие на телом или духом. Им свойственен двойственный характер. Они – это результат творчества человека и общества вместе с его институтами.
Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность.
Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.
Ценности и цель
Цель
Осознание смысла жизни и собственных базовых ценностей помогает человеку ставить перед собой жизненные цели. Психика людей устроена таким образом, что мотивацией к деятельности могут быть только актуальные цели. Поэтому каждый человек на собственном уровне, но отвечает себе на вопрос о том, зачем он живет. И обычно этот ответ увязывается с общечеловеческими ценностями. Если спросить обывателя, что в его жизни самое главное и зачем он живет, то, скорее всего, он ответит, что главное – семья и близкие, а он живет для их благополучия и счастья. Таким образом, цели и ценность человеческой жизни тесно взаимодействуют друг с другом. Самой частой целью бывает создание семьи и продолжение своего рода. Эта цель диктуется биологией и социумом. Не для каждого человека эта цель является действительно актуальной, именно поэтому нередко люди разводятся, порой оставляют детей, которых, казалось бы, так сильно когда-то хотели. Иногда человек ставит перед собой цель, а при ее достижении испытывает разочарование и ему кажется, что жизнь утратила смысл. Такое часто бывает с пожилыми людьми, которые достигали социально-одобряемых целей: образование, карьера, семья, но не прислушивались к своим истинным желаниям. Поэтому смысл нашего пребывания в этом мире именно в том, чтобы понять, что нужно и ценно именно для тебя и как достигать реально важны ценности.
Смысл
Так или иначе, и философы, и психологи, и обычные люди увязывают два понятия: смысл и ценность человеческой жизни. Еще с античных времен философы начали размышлять над вопросом о том, зачем живет человек. Многовековые размышления не внесли окончательной ясности в этот вопрос. Признается, что смысл есть суть всех вещей и явлений, соответственно, идея наличия смысла жизни в основном ни у кого не вызывает сомнений. Однако есть вероятность того, что человек не способен его постичь. Его познавательный горизонт довольно узок, и в условиях информационного дефицита (а человек далеко не все знает о жизни) постичь смысл с абсолютной точностью невозможно. В целом большинство философов и обыденное сознание сошлись на том, что смысл жизни заключается в самой жизни. Нужно жить для того, чтобы жить. Также признается вариант смысла как поиска пути. Человек должен заглянуть в себя и ответить на вопросы о том, что для него наиболее важно.
Философ и психолог с удивительной судьбой Виктор Франкл говорит, что поиски и обретение смысла делают человека психически здоровее и состоятельнее. При этом он видит три пути осмысления жизни: повседневный труд, осознание ценности отношений с другими людьми и своих переживаний, связанных с другим человеком и рефлексия по поводу ситуаций, которые приносят страдания. Таким образом, для обретения смысла человек должен заполнить свое время работой и заботами о других людях, а также необходимо осознавать опыт и извлекать из него уроки.
З