Совещание в группе. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос.




Тема урока: Вирусы –неклеточная форма жизни.

Цели урока:

· Образовательная - формирование новых биологических понятий: вирус, вирион, облигатный паразит, лизис.

· Развивающая - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений.

· Воспитательная - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.

Оборудование: Мультимедийная презентация

Ход урока

«Вирус» - одно из понятий, с которым человек часто встречается в жизни, начиная с детства.

· Какой образ или ассоциации возникают у вас при упоминании слова «вирус»?

Вирусные заболевания: корь, краснуха, свинка, гепатит, грипп и др.

В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевали 2/3 родившихся, а из 8 человек заболевших умирали 3. И хотя оспа - продолжает существовать лишь в лабораториях США, России, ЮАР, тем не менее эпидемиологи опасаются её возвращения в связи с бактериологической войной, начатой террористами против США. Вслед за использованием бацилл сибирской язвы террористы могут использовать и законсервированные штаммы оспы.

Последний случай оспы был описан в 1977 году в Сомали, а вот есть заболевание, которое ежегодно приводит к эпидемиям, существует и поныне.

· Как вы думаете, о какой болезни идет речь? (грипп).

Впервые грипп был описан в 412 г. до н.э. Гиппократом.

В 1918 г. эпидемия гриппа «Испанка» заразила 1,5 млрд. человек и унесла 20 млн. человеческих жизней.

В 1957 г. в результате «Азиатского гриппа» погиб 1 млн. человек за 7 месяцев.

В 1969 году «Гонкогский грипп» охватил не только Азию, но и Европу.

Число эпидемий возрастает с каждым столетием: в 15 в. - 4 эпидемии, в 17 в. - 7, в 19 в.- 45. Периодичность проявления мировых эпидемий (пандемий) гриппа - 12 лет.

· Чем же страшен грипп?

Вирусное заболевание, которое хотя и лечится, но не дает иммунитета. Им может заболеть любой, а после выздоровления нужно несколько месяцев придерживаться диеты, т.к. оно поражает печень.

· О какой болезни идет речь? (о гепатите). «Вирусный гепатит».

· Какое заболевание называют «Чумой 20 века»? СПИД

Чтобы победить врага, надо его изучить.

· Что же на данном этапе нам известно о вирусах?

Обсуждение проблемы с учащимися, актуализация знаний.

Итак, о вирусах нам известно следующее:

  1. вызывают разнообразные заболевания, иногда смертельные;
  2. способны воспроизводить себя;
  3. являются внеклеточными формами жизни;
  4. способны быстро изменяться, т.е. эволюционировать.

· Как вы думаете, что отличает вирусы от других живых организмов?

  1. не имеют клеточного строения
  2. не растут
  3. не имеют обмена веществ
  4. являются облигатными паразитами, т.е. могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, а вне ее существуют в неактивном состоянии.

Изложение нового материала с опорой на презентацию.

Учащиеся заполняют таблицы.

Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым Дмитрием Иосифовичем Ивановским, профессором Варшавского университета, ныне РГУ. Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью. Когда такой экстракт пропустили через фильтр, способный задерживать бактерии, отфильтрованная жидкость ещё сохраняла инфекционные свойства. В 1898 году голландец Мартин Бейерник предложил использовать термин «вирус» (лат.яд), чтобы обозначить инфекционную природу некоторых профильтрованных жидкостей.

· Что же такое вирус? Как дать ему определение?

Учащиеся работают с учебником, заполняют таблицу

Вирусы - живые внеклеточные организмы, являющиеся облигатными паразитами, способными переходить из одной клетки в другую. Вне клетки хозяина они существуют в неактивной форме, в состоянии вириона. Во внутриклеточной форме может осуществляться процесс размножения вирусов.

· Как же устроен вирус?

Вирус обладает наследственностью и изменчивостью.Различают ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Кроме того, вирус имеет белковую оболочку - капсид.

Заполняют графу «определение вируса».Работа в группах.

Капсид почти у всех вирусов состоит из полипептидных цепей. У многих вирусов их белковый капсид окружен ещё и мембраной, в которую помимо белка входят липиды и которая по своему строению напоминает плазматическую мембрану. У вирусов, имеющих мембрану, липидные компоненты идентичны тем, которые содержатся в плазматической мембране клетки - хозяина.

Строение оболочки, тип его НК, способы проникновения в клетку у различных вирусов варьируется.

· Какое действие оказывает вирус на организм?

Совещание в группе. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос.

Вирион - неактивная форма вируса - внедряется в клетку хозяина и заставляет её синтезировать ДНК или РНК вируса, т.е. вирус использует генетические механизмы клетки, нарушая их нормальное функционирование.

Обычно вирусная инфекция завершается разрушением (лизисом) инфицированной клетки и высвобождением потомства вируса.

· Итак, вирусы - опаснейшие противники человечества. В чем же их сила?

Индивидуальные ответы учащихся.

  1. Вирусы имеют мельчайшие размеры, что делает их всепроникающими.
  2. Живучесть вирусов обеспечивается, с одной стороны, их стабильностью, позволяющей сохранить уникальные и полезные гены, с другой - необычайной изменчивостью.

Ещёоднин РНК-содержащем вирус, который родом из Центральной Африки - ВИЧ.

· Что же известно об этом вирусе?

ВИЧ относится к группе ретро-вирусов - старейших вирусов человечества, поэтому считать, что ВИЧ - новый вирус, неправильно.

В 1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ. Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, только в России - более 15 тысяч выявленных и столько же являются носителями.

Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.

· Глядя на схему, назовите пути передачи ВИЧ-инфекции:

  1. Половой
  2. От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,
  3. Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,
  4. При использовании загрязненных мед.инструментов (шприц наркомана)

· Какова вероятность заболеть СПИДом?

· Выделите группы риска, где вероятность заболеть достаточно высока.

  1. гомосексуалисты
  2. люди, ведущие беспорядочную половую жизнь
  3. проститутки
  4. наркоманы
  5. доноры и реципиенты

Давайте представим ситуацию: двое неизвестных из вашего класса инфицированы. У каждого учащегося в руках пробирки с бесцветной жидкостью: у двух раствор щелочи КОН, у остальных - вода.

· Как быстро распространится «инфекция» среди учащихся класса?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: