Дополнительные средства,




используемые в игротеке “Ловкие ручки”.

Наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти).

Наборы колец различной величины, для нанизывания их на стержень.

Цветные клубочки ниток для перематывания.

Деревянные игрушки (собрать пирамиду, матрешку, сложить из кубиков поезд и т.д.).

Мозаика по возрастающей сложности.

Бусы, бисер, пуговицы и т.п.

Пособия по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков, шнуровка элементов одежды.

Наборы веревочек различной толщины, для завязывания и развязывания узелков.

Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь).

Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп.

Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

Глина и пластилин.

Шершавые буквы.

Дощечки с материями различной шероховатости (наждачка, бархат, шелк, мешковина, мех и т.д.).

 

Заключение

 

В работе, была сделана попытка, на основе интеграции знаний наук о человеке раскрыть значение мелкой моторики руки ребенка в педагогической практике. На основе анализа научной литературы подтверждено мнение о том, что виды деятельности, имеющие мануальный аспект, способствуют развитию психических, социальных, духовных сфер личности.

Рассматривая мелкую моторику руки как феномен исследований наук о человеке, мы пытались зафиксировать имеющийся опыт в медицине, коррекционной педагогике. Деятельность руки человека как биологического органа может быть использована не только в качестве функциональной единицы - для осуществления двигательных операций, но и как элемент самонастраивающий и регулирующий деятельность системы внутренних органов человеческого тела. Кроме того, в дефектологической практике мелкая моторика способствует установлению связи внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью на основе чувственного опыта; целесообразной организации психических процессов; обогащению интеллектуального потенциала.

В своей работе мы опирались на известное в педагогике положение, что игра это один из видов деятельности - яркая и неповторимая часть жизни ребенка, гармонично вплетающаяся в учебно-воспитательный процесс. Игра ребенка это и условие наиболее интенсивного развития личности, и фактор становления основ самосознания и ценностных ориентаций, и способ освоения основных видов учебной деятельности, и средство выражения первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. А кроме того, именно в процессе игры, ребенок имеет возможность бесконфликтно преодолевать, имеющиеся у него учебные затруднения.

Предложенная автором игротека “Ловкие ручки” может быть дополнена и расширена играми, которые способствуют преодолению мануальных затруднений ребенка. Практика педагогической работысвидетельствует, что не все дети по-разному воспринимают задания мануального характера. Среди детей можно условно выделить группы, которые предпочитают либо игры-манипуляции, либо игры-упражнения, либо ролевые игры. Игротека ловкие ручки предоставляет таким детям возможность выбора игр того или иного типа. Исходя из широкого спектра игр и обладая наблюдательностью воспитатель (учитель) сможет конструировать педагогические ситуации, которые позволят ребенку преодолеть затруднения мануального характера в комфортной и непринужденной обстановке.

 


Литература

 

1. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. - М.: Экономика, 1972. - 478 с.

2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.

3. Журба Л.Т. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981. - 272 с.

4. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 430 с.

5. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. - М., 1956.

6. Иваничев Г.А. Клинические лекции по нейрофизиологии акупунктуры. - Казань, 1994. - 48 с.

7. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / Под ред. С.А.Зыкова - М., 1976. - 144 с.

8. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1970. - 222 с.

9. Корват А.И. Психофизиологические механизмы движения пальцев и кисти при построении письменных знаков. /Автореф. дис.канд. пед. наук. - М.,1971. - 17 с.

10.Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей / Под ред. Л.И.Солнцевой. - М., 1990. - 131 с.

11. Кругляков С.В. 100 приемов мануальной терапии. - М.,1994.- 208 с.

12.Медицина. Культура. Философия. Сборник научных трудов /Под ред. В.К.Юрьева, Г.Г.Ершова - СПб., 1994. - 144 с.

13. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М., 1974.

14. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М., 1993. - 168 с.

15. Пак Чже Ву Большой палец - голова. - Сеул: О Хенг, 1994. - 375с.

16.Педагогическое руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста с нарушением зрения. / Сост. Т.П.Свиридюк - Киев, 1981. - 46 с.

17. Петров А.В. Мануальная деятельность как фактор развития личности, в исследованиях русских и немецких педагогов. / Тезисы. Международная конференция-семинар. Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. Российская академия образования. – М., 1994. - 285 с.

18. Петров А.В. Мануальная деятельность как фактор развития личности, в исследованиях русских и немецких педагогов. / Исследования молоды ученых. Тезисы. Научный редактор док. пед. наук, проф. А.П.Тряпицына. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена НИИ непрерывного образования, 1994. - 79 с.

19. Петров А.В. Игры на все случаи жизни. / Метод. рекомендации. – Новгород: изд. НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1995. - 32 с.

20. Петров А.В. Феномен мануальной деятельности в педагогике. / Герценовские чтения. Актуальные проблемы развития педагогики. Тезисы. Научный редактор докт.пед. наук, проф. А.П. Тряпицына. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. - 68 с.

21. Петров А.В. Игра как средство преодоления учебных затруднений школьника, связанных с деятельностью руки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. – Новгород, 1997. - 17 с.

22. Петров А.В. Педагогическая организация мануального аспекта игровой деятельности ребенка. – Новгород: изд. НовГУ им. Я. Мудрого, 1998. - 33 с.

23. Петров А.В. Игра как средство преодоления учебных затруднений школьника, связанных с деятельностью его руки. В сб. “Программы подготовки социальных педагогов. (Спецкурсы.) П/р. С.А.Расчетиной. – СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 1998., 17 стр.

24. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.

25.Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топрокова И.Г., Щербинина С.В. - Ярославль: “Академия развития”, 1997. 192 с.

26. Сельченок К.В. Тайны восточной медицины. - Воронеж,-1994.,- 446с.

27. Сеченов И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого. Осязание как чувство, соответствующее зрению. / В кн. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947. - с.551-556

28. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижн.Новгород: Флокс, 1995. - 32 с.

29. Шевчик С.Н. Акупунктура кистей. - 1994. - 356 с.

30. Шемякин Ф.Н. Развитие руки на первом году жизни ребенка. - В кн.: "Ученые записки государственного научно-исследовательского института психологии". - М., 1941. - Т. 2. - 321 с.

31. Hellmich A., Teigeler P. Montessori-, Freinet-, Waldorf-pдdagogik. Konzeption und aktuelle Praxis. - Beltz Verlag Weinheim und Basel, 1992.

32. Kiphard E.J. Psychomotorische Elementarenziehung. - Flottmann Verlag 4830 guterslor 1, Postfacht 1704 Berliner str.63.

33. Pauli S., Kisch A. Geschickte Hдnde. - Dortmund: Verlag modernes lernen, 1993.

 


Содержание

 

Введение............................................................................................ 3

 

1.Значение мануальных контактов в онтогенезе............................. 6

 

2.Значение мануальныхконтактов коррекционной педагогике. 10

 

3. Способы диагностики и организации мануального аспекта деятельности ребенка, в ходе его обучения.................................................................. 16

 

4. Содержание обучающей и воспитывающей игротеки "Ловкие ручки 23

 

Заключение..................................................................................... 40

 

Литература..................................................................................... 41

 

Приложение 43

 


 

 

Методическое издание

 

Андрей Валерьевич Петров

 

Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает.

Методические рекомендации

 

Редактор

___________________________________________

Лицензия № от

Подписано в печать Формат Бумага

Уч.- изд. л. Тираж Заказ

Издательско-полиграфический центр Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 173003 Новгород, Б.Санкт-Петербургская, 41. Отпечатано в ИПЦ НовГУ им. Ярослава Мудрого. 173003 Новгород, Б.Санкт-Петербургская, 41

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: