Виды иерархических коллизий между нормами права




(в том числе между индивидуальными договорами и нормами объективного права; между актами высших судов и нормами объективного права)

 

Какие существуют иерархические коллизии (противоречия, антиномии) между нормами права в системе права РФ, и как их разрешать? И правовой доктрине (науке), и юридической практике известны около 44 видов разрешимых коллизий и 3 вида - неразрешимых (существенных и критических). Вспомним те же противоречия между многочисленными указами президента в 1990-х и Законами (разрешимые коллизии), или противоречия между главами 1 и 2 нынешней Конституции и последующими главами новой Конституции (критически неразрешимые коллизии).

Принципиально важно подчеркнуть, что каждый из этих 47 видов коллизий, к сожалению, знаком РФ, каждый из них может быть подкреплён примерами, а большинство и многочисленными. Российская система права буквально «пропитана» всевозможными противоречиями. Наряду с огромным количеством нормативно-правовых актов существует множество устаревших. Стоит ли напоминать о списке из тысяч актов советского периода, подготовленном Минюстом к отмене? Если бы какой-либо вид коллизии между нормами права существовал лишь теоретически, но на практике бы не встречался, это бы отнюдь не означало, что данный вид коллизии не имеет права на существование. А подтверждение теоретической классификации реальными практическими примерами свидетельствует о корректности классификации и её адекватности юридической практике и в целом правовой системе РФ.

 

Использованные источники:

· относительно разрешимых коллизий - преимущественно нормативно-правовые акты и акты высших судов РФ (указываются в тексте);

· относительно неразрешимых коллизий - научная статья (указывается в тексте).

 

Определения:

· Нормы международного права - общепризнанные принципы (нормы-принципы) и нормы (нормы-правила поведения) и нормы ратифицированных международных договоров РФ.

 

Аббревиатуры:

· РФ - Российская Федерация

· НПА - нормативно-правовой акт

· НА - нормативный акт

· ФЗ - Федеральный закон

· ФКЗ - Федеральный конституционный закон

· ЕСПЧ - Европейский суд по правам человека

 

Итак. Виды разрешимых коллизий между нормами права:

1) между ФЗ, ФКЗ, с одной стороны, и общепризнанными принципами и нормами международного права, ратифицированными международными договорами РФ, с другой стороны.

Если соответствующие нормы международного права не противоречат Конституции – применяются нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Нормы международного права имеют приоритет:

· если ратифицированы в виде ФЗ – над ФКЗ, ФЗ и всеми низшими по иерархии НПА (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. номер 5 “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ”);

· если ратифицированы в виде подзаконного НПА – над подзаконными НПА органа государственной власти или уполномоченной организации, заключившими данный договор, и всеми низшими по иерархии НПА (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5.
Таким образом, скажем, межправительственный международный договор РФ имеет меньшую юридическую силу, чем НПА президента РФ, ФЗ, ФКЗ и, безусловно, Конституция РФ. Межведомственный международный договор РФ имеет меньшую юридическую силу, чем НПА правительства РФ, НПА президента РФ, ФЗ, ФКЗ и, безусловно, Конституция РФ.

Если соответствующие нормы международного права (даже и общепризнанные принципы и нормы международного права, как видно из определения, данного в начале статьи) противоречат Конституции - применяется Закон РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

2) между Конституцией РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права, ратифицированными международными договорами РФ – применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ; п. 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П);

 

3) между Конституцией РФ, с одной стороны, и Федеративным договором, нормативными договорами между РФ и субъектами РФ и нормативными договорами между субъектами РФ, с другой стороны - применяется Конституция РФ (п. 4 ст. 1 разд. 2 Конституции РФ);

 

4) между Конституцией РФ и ФКЗ - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

5) между Конституцией РФ и ФЗ - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

6) между Конституцией РФ и подзаконным НПА президента РФ - применяется Конституция РФ (ст. 90 ч. 3 Конституции РФ);

7) между Конституцией РФ и подзаконным НПА правительства РФ - применяется Конституция РФ (ст. 115 ч. 3 Конституции РФ);

8) между Конституцией РФ и подзаконными постановлениями Совета Федерации - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

9) между Конституцией РФ и подзаконными постановлениями Государственной Думы - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

10) между Конституцией РФ и подзаконными НПА федеральных органов исполнительной власти - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

11) между Конституцией РФ и региональным НПА - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

12) между Конституцией РФ и муниципальным НПА - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

13) между Конституцией РФ и локальным НА - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

 

14) между ФКЗ и ФЗ - применяется ФКЗ (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ);

 

15) между ФЗ и подзаконным НПА президента РФ - применяется ФЗ (ст. 90 ч. 3 Конституции РФ);

16) между ФЗ и подзаконным НПА правительства РФ - применяется ФЗ (ст. 115 ч. 3 Конституции РФ);

17) между ФЗ и региональным НПА:

· применяется ФЗ, принятый по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон);

· применяется региональный НПА, принятый по предмету ведения субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ: в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ);

18) между ФЗ и муниципальным НПА - применяется ФЗ (ч. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

19) между ФЗ (например, Трудовым кодексом РФ) и локальным НА - применяется ФЗ (ст. 8, абз. 4 Трудового кодекса РФ);

 

20) между подзаконными НПА: между НПА президента РФ и НПА правительства РФ - применяется НПА президента РФ (ст. 115 ч. 3 Конституции РФ);

21) между подзаконными НПА федеральных органов исполнительной власти и ФКЗ - применяется ФКЗ (абз. 1 ч. 1 разд. 1 Постановления правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»);

22) между подзаконными НПА федеральных органов исполнительной власти и ФЗ - применяется ФЗ (абз. 1 ч. 1 разд. 1 Постановления правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»);

23) между подзаконными НПА: между подзаконными НПА федеральных органов исполнительной власти и подзаконным НПА президента РФ - применяется подзаконный НПА президента РФ (абз. 1 ч. 1 разд. 1 Постановления правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»);

24) между подзаконными НПА: между подзаконными НПА федеральных органов исполнительной власти и подзаконным НПА правительства РФ - применяется подзаконный НПА правительства РФ (абз. 1 ч. 1 разд. 1 Постановления правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»);

 

25) между региональным НПА и подзаконным НПА президента РФ - применяется подзаконный НПА президента РФ: указы и распоряжения президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90 ч. 2 Конституции РФ);

26) между региональным НПА и подзаконным НПА правительства РФ - применяется подзаконный НПА правительства РФ: постановления и распоряжения правительства РФ обязательны к исполнению в РФ (ст. 115 ч. 2 Конституции РФ);

27) между региональными НПА: между правовыми актами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, иных органов государственной власти субъекта РФ, а также правовыми актами должностных лиц указанных органов, с одной стороны, и конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, с другой стороны - применяются конституция (устав) и законы субъекта РФ (ст. 27 ч. 1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ);

28) между региональным НПА и муниципальным НПА - применяется:

· муниципальный НПА, если он принят в пределах исключительной компетенции муниципального образования и не противоречит Конституции (уставу) субъекта РФ - например, устав муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов принимаются в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (ст. 35, ч. 10, п. 1, 2, 3 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

· региональный НПА, если нарушено хоть одно из перечисленных выше условий - муниципальный НПА принят не в пределах исключительной компетенции муниципального образования и/или, более того, противоречит Конституции (уставу) субъекта РФ;

29) между региональным НПА и локальным НА - применяется региональный НПА;

 

30) между муниципальным НПА, с одной стороны, и подзаконными НПА президента РФ и подзаконными НПА правительства РФ, с другой стороны - применяется муниципальный НПА, исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно);

31) между муниципальными НПА: между уставом муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан), с одной стороны, и нормативными и иными правовыми актами представительного органа муниципального образования, правовыми актами главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, с другой стороны - применяются устав муниципального образования и правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан) (ст. 43 ч. 2 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

32) между муниципальным НПА и локальным НА - применяется муниципальный НПА;

 

33) между локальными НА: между коллективным договором, соглашениями в трудовом праве, с одной стороны, и иными локальными НА, с другой стороны - применяются коллективный договор, соглашения (ст. 8, абз. 4 Трудового кодекса РФ);

34) между локальными НА – например, между уставом и иными локальными НА – применяется устав;

 

35) между индивидуальным договором (трудовой договор, договор купли-продажи, договор займа, договор клиента с банком, договор об оказании платных образовательных услуг и т.п.) и Конституцией РФ - применяется Конституция РФ (ст. 15 ч. 1 Конституции РФ);

36) между индивидуальным договором и ФЗ:

· если норма Закона диспозитивная (например, в Гражданском кодексе: «... если иное не предусмотрено договором») - применяется индивидуальный договор;

· если норма Закона императивная - применяется Закон;

37) между индивидуальным договором и региональным НПА:

· если норма регионального НПА диспозитивная - применяется индивидуальный договор;

· если норма регионального НПА императивная - применяется региональный НПА;

38) между индивидуальным договором и муниципальным НПА:

· если норма муниципального НПА диспозитивная - применяется индивидуальный договор;

· если норма муниципального НПА императивная - применяется муниципальный НПА;

39) между индивидуальным договором и локальным НА - весьма спорный вопрос. Скорее всего, применяется локальный НА;

 

40) между актами правотолкования (актами, разъясняющими смысл норм права) высших судов РФ и законодательством РФ: между актами правотолкования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, упразднённого Высшего Арбитражного Суда РФ, с одной стороны, и законодательством РФ, с другой стороны - должно применяться законодательство РФ в силу принципа законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Однако, к сожалению, на практике суды в силу централизованности судебной системы предпочитают следовать позициям высших судов, а не Законам, что нарушает принцип законности и принцип единства законности. К слову, и актам высших судов, не противоречащих законодательству РФ, суды следуют не всегда;

 

41)! между судебными актами Верховного Суда РФ, упразднённого Высшего Арбитражного Суда РФ, с одной стороны, и судебным актом Конституционного Суда РФ, с другой стороны - данная коллизия весьма сложная. НЕЛЬЗЯ однозначно заявить, что применяется судебный акт Конституционного Суда РФ, основываясь ст. 79, ч. 1 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Однако в Конституционном Суде РФ можно оспорить практику применения норм, содержащихся в судебных актах Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. НО сами судебные акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ оспорить в Конституционном Суде РФ нельзя;

42) !! между судебным актом Верховного Суда РФ и судебным актом упразднённого Высшего Арбитражного Суда РФ - крайне спорный вопрос. Зависит от ситуации, можно предположить, что должен применяться судебный акт Верховного Суда РФ, но иногда может применяться и судебный акт Высшего Арбитражного Суда РФ. Например, поскольку споры о привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ (нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов) подведомственны арбитражным судам, а Высший арбитражный суд РФ в силу закона и АПК РФ формирует единообразную судебную практику, постольку правовое толкование, даваемое им, является обязательным для всех арбитражных судов и судей. Поэтому для арбитражных судов имеет значение позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, а не Верховного Суда РФ. Но это с чисто практической точки зрения;

43) между судебным актом ЕСПЧ и судебными актами российских судов (кроме Конституционного Суда РФ):

· если судебный акт ЕСПЧ не противоречит Конституции РФ, применяется судебный акт ЕСПЧ (п. 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П. Поскольку Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации является составной частью ее правовой системы, постольку государство обязано исполнять вынесенное на основании положений Конвенции постановление Европейского Суда по правам человека по жалобе против России в отношении участвующих в деле лиц и в рамках конкретного предмета спора);

· если судебный акт ЕСПЧ противоречит Конституции РФ, применяется судебный акт суда РФ (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П. Решение уполномоченного межгосударственного органа, в том числе постановление Европейского Суда по правам человека, не может быть исполнено Российской Федерацией в части возлагаемых на нее мер индивидуального и общего характера, если толкование нормы международного договора, на котором основано это решение, нарушает соответствующие положения Конституции Российской Федерации);

44) !! между судебным актом ЕСПЧ и судебным актом Конституционного Суда РФ - применяется судебный акт Конституционного Суда РФ (ст. 104.2 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»: исполнение решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (то есть ЕСПЧ) невозможно, если оно основано на положениях международного договора РФ в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ).

 

!! Неразрешимые коллизии (дискреционные коллизии) - правовой тупик (коллизионный пробел):

45) !! существенные: между нормами двух НПА, принятых не только в один и тот же день, но и максимально одновременно, так что невозможно установить точные часы и минуты их принятия, регулирующими одно и то же общественное отношение. Крайне спорный вопрос. Существует точка зрения, согласно которой разрешение подобной коллизии полностью отдаётся на усмотрение правоприменителя - применить систематический и исторический способы толкования норм права, ограничительное толкование норм права, ограничивающих субъективные права и субъективные свободы личности; выбрать ту норму права, которая наиболее точно соответствует принципам отрасли права, и более точно отражает общий замысел законодателя (Петров А.А. Может ли коллизия юридических норм порождать пробел в праве? // Вестник Томского государственного университета. - 2018, № 432. - С. 218–223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozhet-li-kolliziya-yuridicheskih-norm-porozhdat-probel-v-prave);

46) !! существенные: между нормами права, содержащимися в одном и том же НПА – например, между нормами одного и того же ФЗ (к примеру, между ч. 6 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ч. 1 ст. 116 того же УИК РФ). Также крайне спорный вопрос. Согласно одной из точек зрения, разрешение подобной коллизии также полностью отдаётся на усмотрение правоприменителя - применить систематический и исторический способы толкования норм права, ограничительное толкование норм права, ограничивающих субъективные права и субъективные свободы личности; выбрать ту норму права, которая наиболее точно соответствует принципам отрасли права, и более точно отражает общий замысел законодателя (Петров А.А. Может ли коллизия юридических норм порождать пробел в праве? // Вестник Томского государственного университета. - 2018, № 432. - С. 218–223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozhet-li-kolliziya-yuridicheskih-norm-porozhdat-probel-v-prave);

 

47) !!! между нормами Конституции РФ – критические. Конечно, при коллизии между нормами, содержащимися в главе 1 и любой другой главе - можно применить норму, содержащуюся в главе 1 - основываясь на ст. 16, ч. 2, в силу которой никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. А как быть, если противоречат, скажем, нормы, содержащиеся в главах 2 и 3, 2 и 4 и т.д.? Ведь Конституционный Суд РФ не может отменить никакую норму Конституции, он уполномочен лишь толковать Конституцию, выявлять конституционно-правовой смысл норм права. Но что-то мне подсказывает, что толкование, которое будет давать КС РФ, не устранит коллизии между нормами новой Конституции РФ.

А что устранит? Отмена редактирования Конституции? Они уже давно её изменили и никого слушать не собираются. Принятие новой Конституции? До сих пор не принят ФКЗ “О Конституционном Собрании” по таинственным причинам, хотя соответствующие законопроекты вносились на рассмотрение в госдуму уже 6 (!) раз.

Вот и пришли вновь к правовому тупику. Концовка получилась ни положительной, ни отрицательной. Что ещё раз подчёркивает важность и актуальность проблематики юридических коллизий между нормами права и особенно такого их вида, как неразрешимые коллизии между нормами права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: