в соответствии с ФГОС ДО




Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в МДОУ «Детский сад № 8 «Орлёнок» г. Касли

в соответствии с ФГОС ДО

 

Все знают, что задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей. Что же для этого нужно? Необходим чуткий и творческий педагог, замечающий ростки музыкальности на самом раннем этапе развития ребенка и помогающий им расти, и, безусловно, современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, творческая среда, которая дает малышу возможность проявлять себя, реализовываться в различных видах музыкальной деятельности и является «плодородной почвой», на которой и произрастают ростки музыкальных и творческих проявлений детей.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Ее основные задачи:

- обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

-обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

-получение и закрепление знаний о музыке;

-развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства.

Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной развивающей среде ДОУ. Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Все эти требования были учтены при ее создании в нашем детском саду. Собрана огромная библиотека:

1. Картотека методической литературы: учебно-методический комплект и дополнительный материал примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы по музыкальному воспитанию;

-методическое обеспечение программы «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой; программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной; программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» Т.Э. Тютюнниковой; программы музыкального развития детей «Орфей» И.Г. Галянт и другие;

- сборники сценариев праздников и развлечений.

2. Картотека художественной литературы:

- произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);

-серия книг по произведениям русских и советских писателей, поэтов.

3. Картотека периодических изданий:

-журнал «Справочник старшего воспитателя»,

-журнал «Музыкальный руководитель»,

-журнал «Музыкальная палитра»,

-журнал «Справочник музыкального руководителя»

4. Картотека музыкально-дидактических игр:

- игры для развития звуковысотного слуха,

- игры на развитие динамического слуха,

- игры на развитие тембрового слуха,

- игры на развитие ладогармонического слуха,

- игры на развитие памяти и музыкального слуха,

- игры для развития детского творчества;

5. Картотека музыкальных игр и упражнений:

- русские нарoдные игры и хороводы,

- игры народов мира,

- игры с музыкальными инструментами,

-лото;

- речевые игры,

- пальчиковые игры,

- игры на развитие воображения,

- «сказки-шумелки»,

- коммуникативные игры,

- игры «Дыхательная гимнастика»,

-упражнения «Артикуляционная гимнастика» и др.

6. Картотека картинок:

- Портреты русских и зарубежных композиторов,

- предметные картинки «Музыкальные инструменты»

-консультации для родителей «Музыкальное воспитание ребенка в семье», «Путешествие в удивительный мир музыки», «Музыкальный ребенок»,

-информационные ширмы «Музыка в нашей жизни»,

-коллекция картинок к 9 Мая.

Методическая копилка музыкальных руководителей включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен и колыбельных для детей; видеотеку балетов-сказок П.И. Чайковского и мультфильмов с классической музыкой, детских опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов.

Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используются самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.

В детском саду очень много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, осенние листочки, снежинки, букетики цветов, звездочки, шишки, конфетки, варежки, фонарики, флажки, снегири и т.д.), элементов костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.) и атрибутов для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций.

Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.

Игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звукoв, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке.

Невозможно научить играть на скрипке, не имея скрипки. Поэтому, в нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них.

Есть в нашем саду богатейшая коллекция детских музыкальных инструментов: колокольчики диатонические, бубны, бубенцы, маракасы, треугольники, барабаны, колокольчики, трещотки, ложки, дудочки, кастаньеты, тарелки, металлофоны и ксилофоны, гусли, погремушки, балалайка, саксофон, баян.

В детском организована и оформлена развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности. Театрализованная деятельность в детском саду – замечательная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание егo творческой направленности. Она прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки, развивает эмоциональную сферу и приобщает к духовным ценностям.

В соответствие с ФГОС, она включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ для театральной деятельности систематически пополняется и обновляется. На данный момент она включает в себя:

-разнообразные виды театров: театр би-ба-бо, театр ростовых кукол, пальчиковый театр, настольный театр, театр резиновoй игрушки, театр мягкой игрушки, варежкин театр, театр масок, театр на фланелеграфе, театр на ложках, театр на фартуке;

- большая ширма для кукольного театра;

-костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;

-маски животных и людей;

-театральные атрибуты;

-фонотека театральных шумов;

- аудиозаписи детских спектаклей.

Не можем не сказать о важности мультимедийного оборудования в музыкальном зале. Наличие в ДОУ такого оборудования дает огромные возможности в плане интеграции образовательных областей, помогает разнообразить музыкально-дидактический материал, обогащает всю музыкальную деятельность ребенка, позволяет расширить музыкальный кругозор. Мы с радостью расширяем сферу воздействия музыки на ребенка и используем для оживления персонажей на экране (для элементов волшебства 8 марта оживало и разговаривало Сoлнышко, плакала и жаловалась Тучка, заколдовывала Весну Снежная Королева и т.д.).

Музыкальный руководитель разучивает с детьми песни под аккомпанемент фортепиано и гитары. Также в работе используется ноутбук, музыкальный центр, беспроводная колонка, синтезатор.

В наш стремительный век нано-технологий дети с удовольствием играют в интерактивные музыкальные дидактические игры. С большой увлеченностью с помощью видеоигр дети моделируют, экспериментируют со звуком, ритмом, формой музыкального произведения.

Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, музыкальная развивающая предметно-пространственная среда также имеется в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носить проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность.

Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад № 8 «Орлёнок» Е.Г. Климина

 

Используемая литература

 

Вераксы, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. — 368 с.

Матвиенко, Е.Ю. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ/ Матвиенко Е.Ю. – Журнал «Музыкальная палитра», №1/2011, стр. 9-12.

Сафина, Л. В. Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО / Л. В. Сафина, С. В. Чумаченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49155/ (дата обращения: 01.03.2021).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: