Тема В.Шекспир «Король Лир»




Тема В.Шекспир «Гамлет» Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Прочитайте материал учебника на стр. 326 -329

Работа с терминами

Трагедия Конфликт Завязка Кульминация Развязка Вечный образ

2 Запишите определения к этим терминам

История сюжета трагедии (сообщение учащегося) Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Самсона Грамматика (1150-1220).

Проследим развитие событий

- Когда перед нами впервые предстает Гамлет?
- В чем же завязка трагедии?
Просмотрите кинофрагменты

Тень отца https://www.youtube.com/watch?v=MIfJzdhzHuY

Каково было настроение принц ДО встречи?

О чем просит отец?

Почему принц не торопится с местью?

Убийство Гонзаго https://www.youtube.com/watch?v=uj9WllDrlOo

- Каков конфликт трагедии? В чем заключается внешний и внутренний конфликт?

Внешний – принц и низменная среда датского двора + Клавдий. Внутренний – душевная борьба героя.

Какие черты характеризуют королевский двор? (Ответы на листочках)

Вспоминаем сюжет трагедии

Датский принц Гамлет учился в Германии в университете

Его вызывают домой на похороны отца.

Гамлет узнает, что отца убил родной брат, дядя принца.

Убийца, захватив трон, женился на вдове брата, матери Гамлета.

Гамлет клянется отомстить за смерть отца.

Он больше не верит любви Офелии, дочки первого министра Полония

В королевский замок Эльсинор приезжает группа странствующих актеров. Гамлет рождается мысль использовать труппу артистов в борьбе против коварного дяди. Принц просит лицедеев поучаствовать в пьесе. Она называется «Смерть Гонзаго». В этом произведении короля погибает от рук собственного брата, который после женится на ставшей вдовой королеве и становится правителем. Так, Гамлет решил узнать, какова будет реакция дяди, которого он подозревает в убийстве отца, на это представление. Во время спектакля король Клавдий явно нервничает, а под конец действия полностью себя разоблачает.

Теперь у Клавдия еще сильнее хочет избавиться от Гамлета, Полоний советует отослать Гамлета в Англию. Распускают слух о безумии принца.

Просмотрите видеофрагмент О флейте

https://www.youtube.com/watch?v=Aw6KlkwJhu4

Узнав о замыслах дяди, Гамлет намеревается убить Клавдия, но тот на коленях молит Бога о прощении. И принц не может покончить с дядей.

Перед отплытием в Англию Гамлета ожидает встреча с матерью. Полоний спрятался за портьерой, чтобы подслушать беседу королевы и ее сына, а потом пересказать Клавдию. Но Гамлет, услышав шум, убивает человека за шторой. Он думает, что там король.

Офелия (дочь Полония и возлюбленная Гамлета), узнав о смерти отца, сходит с ума.

из Франции прибывает брат Офелии, Лаэрт. Поначалу он убежден в том, что именно Клавдий виновен в смерти его отца, Полония. Но Клавдию удается убедить в том, что виной всему Гамлет.

И на кладбище у могилы Офелии, покончившей с собой, должна была состояться дуэль между Гамлетом и Лаэртом. Но по настоянию Клавдия бой был перенесен.

Король готовит вино с ядом. сам в это время подготавливает зелье с ядом.

Лаэрт отравляет свое оружие

Просмотрите эпизод Гибель Гамлета

https://go.mail.ru/search_video?fr=ffpult&gp=813025&q=%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D1%81%D

 

Тема В.Шекспир «Король Лир»

В центре — конфликты между поколениями. И нам показаны внутрисемейные отношения. Обратимся к тексту. Первая сцена — раздел королевства и вопросы Лира, требовавшего от дочерей признания, как они его любят, — вызывают справедливое недоумение: неужели 80-летний король, наблюдавший дочерей с их появления на свет, не знал, как они относятся к нему, и нуждался в их словесных заверениях? Как мог он, умудренный жизнью, не заметить того, что видно всякому: Гонерилья и Регана лгут? И как мог он усомниться в любви к нему Корделии?

Ситуация во 2 сцене напоминает предыдущую. Похоже, Глостер так же плохо разбирается в характере своих сыновей, как Лир — в характере дочерей. Как мог он попасться на нехитрый подлог Эдмунда — поверить письму, якобы написанному Эдгаром?

- Таким образом, перед нами предстают сразу два конфликта: в королевской семье и в семье приближенного к нему вельможи. Но является ли конфликт отцов и детей для Шекспира главным? (Выскажите свое мнение с аргументацией).

Конфликт отцов и детей является только «завязкой», «отправной точкой» для развития событий, которые, в конечном счете, открывают глаза Лиру на истинное положение вещей. Настоящая трагедия – в самом его прозрении.

- Действительно, что же произошло? Почему Лир решает отдать свой трон дочерям?

Н. А. Добролюбов писал: «В Лире действительно сильная натура, и общее раболепство перед ним только развивает ее односторонним образом — не на великие дела любви и общей пользы, а единственно на удовлетворение собственных, личных прихотей. Это совершенно понятно в человеке, который привык считать себя источником всякой радости и горя, началом и концом всякой жизни в его царстве. Тут, при внешнем просторе действий, при легкости исполнения всех желаний, не в чем высказываться его душевной силе. Но вот его самообожание выходит из всяких пределов здравого смысла: он переносит прямо на свою личность весь тот блеск, все то уважение, которым пользовался за свой сан, он решается сбросить с себя власть, уверенный, что и после того люди не перестанут трепетать перед ним. Это безумное убеждение заставляет его отдать свое царство дочерям и через то, из своего варварски-бессмысленного положения, перейти в простое звание обыкновенного человека испытать все горести, соединенные с человеческою жизнию».

- Что более всего потрясло Лира в момент «передачи власти»?

Он любит Корделию и не сомневается в ее любви. Поэтому полной неожиданностью, ударом, становятся ее холодные слова. Он потрясен, опозорен, разгневан, не может поверить: «- Ты говоришь от сердца? - Да, милорд. - Так молода и так черства душой? - Так молода, милорд, и прямодушна».

- Нужна ли эта «прямота» Корделии, не позерство ли за этой безжалостной грубой «правдой», высказанной любимому отцу принародно?

Корделия тоже горда собой, боли потрясенного отца она не чувствует. Последовавшая ярость Лира, отречение, град проклятий – эмоциональный срыв. Кент, очевидно хорошо знавший королевских дочерей, пытается остановить, уберечь от ошибки. Но Лир – король (это слово в заголовке неспроста). Он не может изменить произнесенному слову. «Низкий раб!.. Ты убеждал нас слову изменить…» - Лир вновь чувствует себя оскорбленным. Ему вторично доказывают, что он дурак. А он, должно быть, предвкушал триумф, думая об этом важном для него дне… Он несчастен, потеряв в одночасье любимую дочь и верного друга, – и все еще слеп.

- Как показана «слепота» Лира и к чему она ведет? (Кстати, есть в трагедии и настоящий слепой! Глостер)

Регана и Гонерилья же делают свои выводы: «Видишь, как он взбалмошен… Невольно призадумаешься. И это с сестрой, которую он всегда любил больше нас! Давай держаться сообща. Если власть отца останется в силе, его сегодняшнее отречение ничего не даст, кроме неприятностей…» Лир не думал жить у них, он надеялся на Корделию, – но путь к ней отрезан. Ему не остается ничего другого, кроме как ехать к старшим дочерям. Не доверяя их любви, наверное, в их почтении он был уверен: он отец, он их вырастил, он дал им все. Но былое почтение оказывалось не отцу, не человеку, а королю, в чьих руках было будущее наследниц. Расчетливые, рассудительные дочери вознаграждены за свое терпение и умение скрывать истинные чувства. Это уже не дочери, это – королевы. А Лир – просто своенравный и капризный по привычке старик, которого ничего не стоит «поставить на место». Вот это самый страшный удар. Он потерял свою социальную роль. Оказывается, ей принадлежало все, что он имел…

- И вот здесь, вероятно, происходит переход (перетекание) одной проблемы в другую. Семейный конфликт вдруг превращается в социальный. Случайна ли сцена бури? Какое значение имеет она для прояснения смысла? Что из этой сцены выносит Лир?

И, как в ответ бушующей крови, сердечной буре Лира надвигается гроза, – боги услышали его. Разрывается небо, молнии хлещут степь – чтоб не разорвалось от боли раненое сердце… Буря вышла наружу, объяла мир… Этот мир еще – Целое, где человек с ним един, где власть - от Бога, где связи еще не порвались… В ответ на вопрос Кента: «Кто здесь, кроме бури?», придворный отвечает: «Человек, как буря неспокойный… сражается один». И тут в короле просыпается человеческое: «-Что, милый друг, с тобой? Озяб, бедняжка? … средь собственного горя, Мне также краем сердца жаль тебя».

- Куда девался сумасбродный Король? Лир прозревает. В чем состоит прозрение, в чем ошибка?

Уже и тени сумасбродства нет в его словах: «Ты думаешь, промокнуть до костей Такое горе? Но несчастье меркнет Пред большею напастью… Бездомные, нагие горемыки, Где вы сейчас? Чем отразите вы Удары этой лютой непогоды В лохмотьях, с непокрытой головой И тощим брюхом? Как я мало думал Об этом прежде! Вот тебе урок, Богач надменный! Стань на место бедных, Почувствуй то, что чувствуют они, И дай им часть от своего избытка В знак высшей справедливости небес.» Король волею судьбы поставлен на место бедных. Он получил возможность на себе испытать их долю… Еще одно прозренье.

- Но народ ему жаль, как и его бедного шута, только «краем сердца»… Сердце его переполняет собственное горе. Одна за другой его пронзают мысли о том, что есть человек… Почему он назвал себя не королем, а просто человеком? Кто в первом акте называет себя просто человеком? (Кент, сц.4)

Через всю трагедию проходит вопрос большого нравственно-философского значения: что нужно человеку для счастья? Лир сначала был твердо убежден, что счастье — в могуществе, заставляющем всех преклоняться перед тем, кто обладает всесилием. Пройдя тяжелейшие испытания, он делает совершенно противоположный вывод. Во время бури, ночью, в степи Лир встречает притворяющегося безумным Эдгара, который предстает почти голым в жалких отрепьях. Глядя на него, Лир задается вопросом: «Неужели вот это, собственно, и есть человек?.. На нем все свое, ничего чужого. Ни шелка от шелковичного червя, ни воловьей кожи, ни овечьей шерсти, ни душистой струи от мускусной кошки. Все мы с вами поддельные, а он настоящий. Неприкрашенный человек и есть именно это бедное, голое двуногое животное, и больше ничего. Долой, долой с себя все лишнее!»

Лир, который не мыслил себя без свиты в сто рыцарей, теперь понимает, что не только бедняк, но и сам он не больше чем голое двуногое существо. И высшее счастье — любовь одного человеческого существа к другому, побеждающая все: обиды, страх, опасность.

- Как вы думаете, с какой целью введены образы Эдмунда, Гонерильи и Реганы? В чем им противопоставлена Корделия?

Социальный смысл трагедии обнаруживается и в другом. В ней резко противопоставлены друг другу те, кто верны вековечным понятиям о подчинении младших старшим, подданных — королю, те, для которых старый порядок — самый разумный и справедливый, и те, кто восстают против этого строя жизни. Яснее всего выражает это отрицание старого уклада Эдмунд: он незаконнорожденный сын Глостера и поэтому не имеет права на наследство, принадлежащее Эдгару, рожденному в законном браке. При первом же своем появлении на сцене Эдмунд с глубоким убеждением говорит о несправедливости закона, лишающего его жизненных благ.

Он отвергает «проклятье предрассудков» и намерен добиться того, чего закон лишил его. Ради этого он идет на подлог и клевету. Эдмунд — человек нового склада. Он признает только себя, свои желания и ради них готов идти по трупам тех, кто стоит на его пути к богатству и власти. Таковы же и старшие дочери Лира — Гонерилья и Регана, а также герцог Корнуэльский.

В противоположность им Корделия, Кент, Глостер, шут верят в святость семейных связей и в долг подданного по отношению к монарху. Если у Эдмунда сознание своего достоинства принимает сугубо эгоистический характер и для него существуют только его личные интересы, то у Корделии чувство собственного достоинства свободно от эгоизма. Как ни любит она отца, она не хочет участвовать в нелепой и унизительной игре, затеянной им при разделе королевства. В этом глубинный смысл ее поведения, так удивляющего Лира.

- Шекспир раскрывает в своей трагедии сдвиги, происходящие в сознании людей под влиянием меняющихся условий жизни. Распад семейных связей, осознание себя каждым отдельной личностью, имеющей право на свое мнение и на самостоятельные решения жизненных вопросов, - вот что в центре внимания пьесы. Шекспир выводит перед нами два вида самосознания личности: одно ведет к эгоизму, своекорыстию, жестокости (Эдмунд и подобные ему); другое проникнуто духом истинной человечности, милосердия, бескорыстным стремлением помочь обиженным, страждущим и обездоленным (Корделия, Кент, отчасти Глостер). К какому из этих двух лагерей принадлежит Лир?

Вначале Лир явно ведет себя как человек, чрезмерно высоко ставящий свою личность и вместе с тем презирающий достоинство и волю других. Несчастье заставляет его понять не столько неразумность своего поведения при разделе королевства — прозревшему Лиру уже не нужны ни власть, ни помпа,— сколько несправедливость, которую он совершил.

- О чем же трагедия У. Шекспира «Король Лир»?

Да, это и семейная трагедия, и трагедия личности … Но эта личность – король. В выяснение семейных отношений втянуты 2 королевства. (Благородная Корделия подняла на Британию французское войско – для спасения отца.) А может, вся трагедия и заключается в том, что не знает человек, чем обернется его слово, даже иногда просто интонация?

Прочитайте и перескажите.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: