Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2019-2020 учебном году на региональном уровне




Таблица 13

Дата Мероприятие (указать тему и организацию, проводившую мероприятие)
1. Октябрь 2019 г Вебинар для учителей географии «Предметно-содержательный анализ выполнения ОГЭ по географии в 2019 году» ИРО
  Ноябрь 2019 г Семинар в рамках курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы подготовки к ОГЭ по географии в новой форме» ИРО
  Март 2020 г Методический семинар «Методические аспекты подготовки к ГИА по географии в 2019 году»
 
В течение года  

 

Консультации учителей образовательных организаций, обучающиеся которых не преодолели мин. порога на экзамене по географии
  В течение года Презентация лучших педагогических практик (проведение открытых уроков) в рамках методических семинаров
  По плану Методические семинары совместно с корпорацией «Российский учебник», издательством «Просвещение»

ВЫВОДЫ

 

В целом, географическую подготовку выпускников 9-х классов следует признать удовлетворительной (качество обучения 59,95%).

Большая часть выпускников знает основные географические факты, умеет читать карту с помощью легенды, выбирать необходимый источник информации для решения конкретной проблемы, приводит примеры распространения географических явлений, извлекает необходимую информацию из статистических источников.

Выпускники 2019 года понимают географические следствия движений Земли, умеют работать с географическими моделями, такими как план местности и основными его параметрами и элементами (масштабом, условными знаками), определяют на местности, плане и карте направления, высоты точек, местоположение географических объектов, анализируют таблицы. При этом испытывают затруднения при анализе в разных источниках информации, необходимой для изучения территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами; при определении на карте географических координат; не владеют умением выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений.

Результаты показывают, что умение интерпретировать и анализировать географическую информацию, представленную в различной форме, пока сформировано только у хорошо подготовленных выпускников.

Одним из главных недостатков подготовки выпускников по географии является несформированность умений работать с различными источниками географической информации, прежде всего – с географическими картами.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Анализ проведения и результатов ОГЭ по географии позволяют сформулировать некоторые рекомендации по организации более эффективной подготовки к экзамену в следующем учебном году.

1. На заседаниях школьного методического объединения провести анализ результатов итоговой аттестации по географии за курс основной школы с вынесением конкретных рекомендаций и сроков исполнения.

2. С учетом результатов экзамена по географии рекомендовать учителям изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена в форме ОГЭ, обращая внимание не только на задания демонстрационного варианта, но и на содержание спецификации и кодификатора.

3. Недостатки географической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания географии на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.

4. Важное направление совершенствования преподавания географии связано с этапами объяснения материала, отработки и закрепления знаний. Результаты ОГЭ показали, что большинство выпускников успешно справляются с заданиями на воспроизведение знаний. Проблемы же возникают в ходе решения задач, требующих применения знаний и умений в измененной или новой учебной ситуации. Поэтому рекомендуется шире использовать задания, которые способствуют формированию различных практических умений и навыков, нацеленные на применение полученных знаний и умений. На каждом уроке необходимо предлагать обучающимся такие задания и применять активные приемы и методики. Педагоги для проверки знаний и умений должны использовать рисунки, схемы, профили, диаграммы, графики, таблицы, предлагать обучающимся задачи, которые предполагают приведение аргументов, требующие доказательств.

5. Необходимо добиваться знания и понимания географических терминов, а также свободного уместного применения их при выполнении заданий.

6. Важно не только выучить понятия, научные теории и гипотезы, факты и номенклатуру, но и усвоить причинно – следственные и пространственные связи между географическими объектами и явлениями. Целесообразно организовать повторение не по учебникам, а по содержательным блокам, которые используются при составлении КИМ. Например, «Глобус, географическая карта и план местности», «Природа Земли и человек», «Природа России», «Население и хозяйство России». Школьные курсы географии построены таким образом, что материал каждого предыдущего курса углубляется и расширяется в последующем.

7. Совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом новых форм итогового контроля по географии. При проведении текущего и тематического контроля целесообразно использовать задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы. Анализируя конкретные тесты, учителю следует познакомить учащихся с правилами их выполнения, учить внимательно читать задания, не спешить с выбором ответа, анализировать все предложенные варианты, проверять правильность своего выбора.

8. При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование компетентности:

- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;

- владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);

- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;

- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;

- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.

9. На уроках необходимо развивать умения читать и анализировать рисунки, схемы, графики, выполнять задания проблемного и практического характера.

10. Рекомендовать ввести элективный курс по подготовке к государственной итоговой аттестации.

11. Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации по географии в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

- перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

- перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

12. Наиболее часто встречающаяся ошибка на экзамене — это неполный ответ. От волнения или страха не успеть выполнить полностью работу выпускники читают только начало задания или все, но «по диагонали», ухватывают его суть (как им кажется) и начинают отвечать, не дочитав до конца. Такая невнимательность характерна для школьников и в период обычного обучения в течение года. Поэтому необходимо приучать ученика полностью читать задания, осмысливать их, не торопясь спросить себя: какая информация дана, что я могу извлечь из нее, какие конкретно вопросы поставлены и сколько их. И ответить необходимо на каждый. В задании значимо каждое слово, лишних, не несущих какой-то важной для его решения информации, нет. Правильно прочитанное и понятое задание — это уже половина его успешного выполнения.

13. Учитывая типичные ошибки, допускаемые выпускниками девятых классов на ОГЭ, сле­дует обратить пристальное внимание на закрепление со школьниками следующего материа­ла: задания на знание факторов размещения производства, представление о рациональном и нерациональном природопользовании, об особенностях отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, знание географической номенклатуры и определение геогра­фической грамотности учащихся.

14. На протяжении всех лет обучения при изучении всех тем курса целесообразно обращать специальное внимание на то, как и какие карты могут использоваться для выявления и анализа информации. Необходимо сделать карты атласов одним из специальных объектов изучения, каждый раз обращая внимание, какую информацию можно получить с данной конкретной карты. Особое внимание следует обратить на использование географических карт на всех этапах урока.

15. Нелегко даются девятиклассникам указание географических координат объектов или нахождение по ним географической точки на карте. Овладеть этими знаниями, умениями, навыками за день-два невозможно. Требуется постоянная тренировка в каждом курсе географии с привлечением карт атласа различного масштаба и построенных в различных картографических проекциях.

16. Результаты экзамена показывают, что наиболее трудными для обучающихся являются задания на соотнесение объектов (явлений) и их признаков, на установление правильной последовательности. Для выполнения таких заданий важно научить обучающихся работать по алгоритму. Сначала надо постараться вспомнить информацию о каждом объекте, далее соотнести имеющуюся информацию с перечнем предложенных в тесте признаков, каждый раз фиксируя получившиеся связи. Установленные связи необходимо проанализировать на предмет правильности. Аналогично отрабатывается ход выполнения заданий на установление верной последовательности.

17. При преподавании географии в основной школе следует уделять особое внимание формированию умений работать со статистическими таблицами, текстами, географическими рисунками. Несмотря на дефицит учебного времени, в ходе учебного процесса целесообразно формировать у учащихся осознанные приемы учебной работы. Необходимо шире использовать задания на преобразование одного вида информации в другой, анализ географических рисунков и их составление, работу с текстами учебников и текстами разных жанров (научно-популярных, популярных и пр.) – составление конспектов, планов, вычленение необходимой информации, ее сопоставление с информацией, представленной в другом виде с целью формулирования определенных выводов.

18. В учебном процессе и при подготовке к экзамену по географии следует уделять особое внимание формированию картографической предметной компетенции. Особенно актуально это для выпускников с низкой мотивацией к изучению предмета. Неудовлетворительных результатов можно избежать, пошагово, по определенному алгоритму действий, прорабатывая с данной категорией выпускников задания ФИПИ. Выпускник должен чувствовать себя успешным в решении тех заданий, которые он в силах решить, прорабатывая их при поддержке своего учителя на протяжении учебного года.

19. Совместно с учителями математики необходимо систематически обра­щаться к таким темам, как: проценты, дроби, графики линейных функций, решение задач практической математики, задания, посвященные статистическим данным.

20. С целью рационального использования УМК в обучении географии, проектирования уроков географии на основе требований ФГОС ООО, принимать участие в семинарах и вебинарах, проводимых специалистами корпорации «Российский учебник», издательства «Просвещение», издательского дома «АСТ-ПРЕСС».

 


[1] % - Процент от общего числа участников по предмету

[2] % - Процент от общего числа участников по предмету

[3] Указывается доля обучающихся от общего числа участников по предмету.

[4] Для политомических заданий (максимальный первичный балл за выполнение которых превышает 1 балл), средний процент выполнения задания вычисляется как сумма первичных баллов, полученных всеми участниками, выполнявшими данное задание, отнесенная к количеству этих участников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: