Возникновение и развитие школы документоведения и делопроизводства




Журнал Делопроизводство. 2014. № 2.

Историко-архивный институт (до 1932 г. — Институт архивоведения), созданный в 1930 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР, развивался как центр подготовки кадров, где историческое знание сплавлялось с исследовательскими практиками.

Основа научно-образовательных традиций ИАИ заложена в первые десятилетия деятельности Института. Конечно, они складывались постепенно — формирование научно-образовательной школы происходило непросто, порой в острых дискуссиях.. С самого открытия руководство Института и его первые преподаватели искали наилучший подход к построению учебного процесса, пытаясь определить круг дисциплин, которые должны входить в учебный план подготовки специалиста.

В первом 1931/32 учебном году был установлен двухлетний срок обучения. Однако вскоре выяснилась недостаточность такой продолжительности цикла для фундаментальной подготовки архивиста. В связи с этим уже в 1932/33 учебном году она была увеличена до 2,5 лет, а в 1933/34 учебном году — до трёх лет. В 1934 г. директор Института С.М. Абалин (1901-1956) предложил увеличить срок обучения до четырёх лет.

В октябре 1933 г. в Институте состоялась первая учебно-производственная конференция, на которой В.В. Максаков подчеркнул, что архивист должен быть прежде всего историком-архивистом, для чего программы исторических дисциплин должны быть не формально, а по существу связаны с проблемами архивного дела.

Ученый Совет ИАИ через год всё ещё констатировал, что кафедры в своей работе не обеспечили «увязки» исторических дисциплин с основными проблемами архивоведения.5 В том же году перед кафедрой архивоведения была поставлена задача подготовить учебные программы по источниковедению, делопроизводству, истории архивного дела и др. Директор ИАИ Н.И. Соколов начал продвигать идею приглашения в институт лучших историков и архивистов страны. В Институт были приняты на работу репрессированные по «Академическому делу» учёные, возвращавшиеся из ссылки в 1934-1935 гг., — Ю.В. Готье (1873-1943), Е.В. Тарле (1874-1955) и др.

В ИАИ преподавали учёные, олицетворявшие живую связь с дореволюционной архивной практикой. К их числу можно отнести и И.Ф. Колесникова (1872-1952), одного из первых выпускников Московского археологического института, проработавшего в нём с 1909 г. и вплоть до закрытия в 1922 г.

Таким образом, ещё в 1930-е гг. задачу по привлечению ярких учёных и крупных специалистов Историко-архивному институту удалось в значительной степени решить.

Постепенно из разнородных дисциплин выкристаллизовались те, которые в полной мере отвечали формированию широко образованного, культурного профессионала. В середине 1930-х годов состоялась дискуссия по вопросу о сущности историко-архивного образования.

Высказывались и другие, принципиально несводимые мнения. Обобщив предложения преподавателей и студентов, Н.И. Соколов решил перестроить учебные программы. Именно в это время утверждается установка на выпуск не узких специалистов, а историков-архивистов, к чему призывал В.В. Максаков.

В июле 1938 г. состоялась первая конференция научных и руководящих работников системы Центрального архивного управления (ЦАУ), окончивших ИАИ, на которой был поставлен вопрос об улучшении преподавания вспомогательных исторических дисциплин и образовании отдельной кафедры.

После включения в 1938 г. архивной системы страны и Историко-архивного института в структуру НКВД, руководитель Главного архивного управления И.И. Никитинский (1904-1974) отнёс вуз к «периферии архивного дела».

В 1939 г. была основана серия «Труды Историко-архивного института», издающаяся и поныне. Первый том «Трудов…» составили «Очерки по истории Мануфактур-коллегии» Д.С. Бабурина (1909-1982). У истоков издания «Трудов…» стояли В.В. Максаков и пришедшие в ИАИ позднее А.И. Андреев (1887-1959) и И.Л. Маяковский (1878-1954).

Подлинный расцвет Института приходится на труднейший военный и послевоенный период, когда в стенах ИАИ работала плеяда историков, не мыслящих свою исследовательскую деятельность вне архивов. К ним можно отнести А.И. Андреева, И.Ф. Колесникова, В.К. Лукомского (1882-1946), И.Л. Маяковского, П.П. Смирнова (1882-1947), А.Н. Сперанского, Л.В. Черепнина (1905-1977), А.А. Зимина (1920-1980) и многих других.

В июне 1943 г. на Всесоюзной конференции историков-архивистов идея А.Н. Сперанского, скончавшегося в январе 1943 г., была подхвачена В.В. Максаковым. Он выступил с предложением переориентировать работу по комплектованию ГАФ на общенациональный сбор документов, отражающих события военных лет, в новом хранилище — Центральном государственном архиве Великой Отечественной войны.

С именами А.И. Андреева и В.К. Яцунского связана разработка теоретических и практических основ исторической географии и изучение историко-географических источников. Дореволюционная отечественная наука уделяла географии пристальное внимание как при изучении общего курса истории страны, так и в рамках специальных направлений исследований. Однако после революции историческая география оказалась вытесненной на периферию гуманитарного знания, и её перестали преподавать в вузах. Возрождение интереса к этой дисциплине связано с Историко-архивным институтом.

В феврале 1943 г. администрация ИАИ разработала новый план подготовки кадров. В преамбуле плана отмечалось, что институт выпускает историков-архивистов — научных работников архивов, имеющих «широкую основательную историческую подготовку…».

В годы войны Совет Института получил право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по дисциплинам специальных кафедр.

Во второй половине 1940-х гг. в Институт приходит А.А. Зимин, умевший сохранять внутреннее достоинство в любых, даже самых тяжёлых ситуациях и обладавший спасительным чувством юмора и способностью свободно «перемещаться» по годам и эпохам. Лекции А.А. Зимина были своего рода лекциями-размышлениями.

В 1947 г., после смерти П.П. Смирнова, А.А. Новосельский возглавил кафедру истории СССР, на которую в 1946 г. пришел преподавать Н.П. Ерошкин (1920-1988), ставший автором классических трудов по истории государственных учреждений, не потерявших научного значения и ныне.

В 1946-1947 гг. была предпринята попытка реорганизации факультета историко-архивоведения с выделением из него факультетов исторических архивов и архивов Октябрьской революции.

В 1947 г. к 800-летию Москвы кафедра вспомогательных исторических дисциплин организовала выставку книг и документов по истории Московского Печатного двора и Синодальной типографии. Значимость места проведения выставки, которая проходила в помещениях бывшей Прави́льной палаты Печатного двора — «теремка», сподвигла заведующего кафедрой А.И. Андреева высказать идею о превращении временной экспозиции в постоянно действующий музей русской книги.

В 1947 г. Историко-архивный институт был передан из системы МВД в ведение Министерства высшего образования СССР и подчинён Главному управлению университетов министерства. Институт стал называться Московским государственным историко-архивным институтом (МГИАИ).

В 1949/50 уч. году был введён 5-летний срок обучения, вопрос о котором поднимался директором ИАИ К.С. Гулевичем (1898-1939) и В.В. Максаковым ещё в 1938-1939 гг. Целый ряд учебных дисциплин не имел аналогов в программах других вузов страны.

Во второй половине 1940-х – 1950-е гг. шёл процесс расширения номенклатуры учебных дисциплин. Список сложившихся в предшествующий период лекционных курсов в послевоенные годы пополнился исторической географией, историей зарубежных архивов, технических и кинофотофоноархивов, микрофотокопированием.

В эти годы кафедрами Института были подготовлены и изданы такие фундаментальные учебники и учебные пособия, как «Теория и практика архивного дела в СССР» (1958), «Методическое пособие по археографии» (1958), «Технические архивы» (1956) и «Кинофотофоноархивы» (1960) А.А. Кузина, «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России» (1960) Н.П. Ерошкина и многие другие.

Результаты научных разработок К.Г Митяева, введшего ещё в 1943 г. термин «документоведение»34, представляют несомненный интерес и сегодня, так как автор «многое предвидел из того, чем будет делопроизводство для Историко-архивного института».35 К.Г. Митяев создал стройную теорию организации системы делопроизводства, от зарождения документов до передачи в государственный архив со всеми необходимыми атрибутами: описью, номенклатурой, перечнями.

В 1959 г. К.Г. Митяевым издано учебное пособие «История организации делопроизводства в СССР». В 1960 г. была открыта первая в стране самостоятельная кафедра советского делопроизводства, выделенная из состава кафедры истории государственных учреждений и советского делопроизводства, и создано, таким образом, первое в стране документоведческое направление.

В 1957 г. была создана кафедра археографии под руководством М.С. Селезнёва (1916-1998), костяк которой составили преподаватели кафедры теории и практики архивного дела (ТиПАД) Л.И. Арапова37, Т.В. Ивницкая (Батаева) (1929-2006), Д.М. Эпштейн (1917-2002). На кафедре ТиПАД сложился сильный преподавательский состав: Н.А. Ковальчук (1922 2011), А.А. Кузин (1911-2000), Н.А. Орлова (1922-2009), Н.А. Павлова (1897-1989), М.Ф. Петровская (1909-1966), К.И. Рудельсон (1919-2000), Л.Г. Сырченко, М.Н. Шобухов. Начало изучению технических архивов на кафедре положил А.А. Кузин.

В 1962 г. становится преподавателем кафедры советского делопроизводства Т.В. Кузнецова, окончившая Институт в 1956 г., деятельность которой в области делопроизводства и документоведения составила целую эпоху в жизни Института. Основным направлением её научной деятельности стал анализ функционирования документа в обществе.

В сегодняшнем ИАИ РГГУ провозглашена идея необходимости перехода на новый тип университетского образования, суть которого — от образования репродуктивного к образованию развивающему.Однако следует отметить, что при обсуждении проблем обучения в Историко-архивном институте Т.П. Коржихина (1932-1994)

Вывод:
Способность выявлять, анализировать и обобщать документальные источники и вместе с тем владеть глубоким представлением о контексте того или иного эпизода отечественной и зарубежной истории — то, что отличает и всегда отличало специалистов, вышедших из стен Института. Преподаватели ИАИ предлагали знание, основанное на фундаментальных исследованиях, и призывали студентов непосредственным образом проводить научные разработки. Они учили студентов анализировать источники и научную литературу в их поиске научной истины. Студенты, обретая такое знание, должны были формулировать вопросы, ответов на которые ещё не было, и искать собственные ответы на другие вопросы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: