Общая психология под ред. Немова Р. С




Министерство образования и науки РФ
Московский психолого-социальный университет
Факультет: Психология
Немов Р.С.
Лекции
По дисциплине «Общая психология»
Выполнил: Глухов И.И.
Часть 1.
План
1. Введение
2. Психология и другие науки
3. Деятельность человека
4. Ощущение
5. Восприятие
6. Внимание
7. Память
8. Мышление
9. Речь
Введение.
Психология – это наука о системе особых явлений, которые называются психическими или психологическими.
Эти явления проявляются в практической деятельности человека, формируются и развиваются в ней, поэтому психологию можно так же определять о деятельности человека, которая рождается или развивается психологическими явлениями.
Последнее определение принадлежит российскому психологу А. Н. Леоньтьеву. Оно считается правильным, поскольку с древних времен психология называлась «наукой о душе». Психология должна была описывать и объяснять не только душевные или психические явления, но так, же поведение человека на основе психологических явлений. В этом случае можно назвать 4-ре основные группы психологических явлений:
а) познавательные процессы
б) психологические состояния
в) психологические свойства личности
г) массовые явления психики
В число познавательных процессов входят: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Они называются познавательными, поскольку с их помощью человек получает знание о себе и окружающем его мире.
Психологические состояния – это временное и излечимое состояние человека, которое описывается в психологических терминах: эмоциональное состояние, состояние внимания, чувства, переживание и т. д.
Психологические свойства личности – устойчивые психологические особенности, отличающие людей друг от друга и характеризующие их индивидуальное своеобразие (темперамент, воля, характер, потребности, интересы)
Групповые или массовые явления психики – это такие явления, характеризуют не отдельных людей, а группы или массы людей (мода, религия и др.) Они изучаются не в общей психологии, а в науке социальная психология.
Отрасли современной психологии.
Современная психология представляет собой целую систему наук о психологических явлениях и поведении людей и животных. Таких наук около 80-ти шт. Они делятся на 2-е большие группы: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные – такие науки, которые возникли давно и содержат в себе основные научные знания, которые используются в других науках и знаниях (общая психология, социальная психология, психология индивидуального развития людей, возрастная психология, психофизика и психогенетика).
Знания, имеющиеся в фундаментальных науках напрямую в практике, как правило, не используются. Этой цели служат прикладные науки. В них поведение человека изучается в отдельной области его деятельности и там же соответствующие знания применяются. Таких наук больше чем фундаментальных и в настоящее время они охватывают почти все сферы деятельности современного человека. В самих названиях наук указывается сфера деятельности, в которой ведутся соответствующие действия.
Методы исследования психологии.
Для изучения образования мышления используется метод психологического явления интроспекция – наблюдение человека за теми психологическими явлениями, которые происходят в его сознании. Этим явлением ученые-психологи пользовались вплоть до 20-го столетия, считая интроспекцию прямую, полную и достоверную для получения информации. Однако О. Конт доказал ее несостоятельность как научного метода:
а) с помощью интроспекции можно изучать те явления, которые человек осознает. Существуют неосознанные психические явления, которые невозможно изучать с помощью интроспекции.
б) использование интроспекции предполагает разделение сознания человека на 2-е независимые части: ту, которую наблюдают и ту, за которой ведется наблюдение. Никакие научные данные не подтверждают возможность такого разделения сознания человека.
в) использование интроспекции предполагает, что получают точные знания о психических явлениях в тот момент, когда они происходят. Это невозможно по 2-м причинам: человек сначала наблюдает, а потом описывает, следовательно, восстанавливает по памяти результаты наблюдения. Память человека не сохраняет полную информацию о том, что видел и передает ее с искажениями. Следовательно, интроспекция дает неполные и неточные знания.
Отказ от интроспекции вынудил психологов искать новые методы исследования. Поиски пошли по 2-м направлениям: заимствование из других наук и создания новых собственных методов исследования (например, психологические тесты). К началу 2-й половины 20века психология как наука была обеспечена большим количеством методов исследования:
а) метод наблюдения
б) метод опроса
в) физиологические методы исследования
г) экспериментальные методы
д) математический метод
Метод наблюдения – методы, основанные на наблюдении за самими психическими явлениями или поведением человека. Выводы делаются на основе анализа наблюдаемых поступков и реакций.
Сюда входят: интроспекция, самонаблюдение, открытое (скрытое) наблюдение, свободное наблюдение, стандартизованное наблюдение, включаемое наблюдение за свойствами, действиями, поступками, реакциями с целью по ним судить о психологическом состоянии человека.
Открытое наблюдение – когда человек знает о том, что за ним ведется наблюдение. Скрытое наблюдение – ведется в тайне от человека. Свободное наблюдение – наблюдение, при котором все вопросы свободно решаются в ходе наблюдения (что наблюдать, как наблюдать, как записать, как обработать, как объяснить и т.д.). Стандартное наблюдение – наблюдение, при котором заранее решены все вопросы, а само наблюдение ведется по заранее составленному плану. Включаемое наблюдение – сам наблюдатель участвует в том процессе, за которым идет наблюдение.
Метод опроса – основаны на получении информации о психологических явлениях на основе анализа ответов людей на задаваемые им вопросы.
Сюда входят: устный (письменный) опрос, свободный (стандартизированный) опрос, очный (заочный) опрос, открытый (закрытый) опрос, анкетный опрос.
Очный опрос – психолог напрямую беседует с человеком, задавая вопросы и тут же получает ответы на них. Заочный опрос – психолог напрямую не беседует с человеком, задает вопросы и получает ответы с помощью каких-либо средств массовой коммуникации. Открытым опросом – называется опрос, при котором человек может давать любые ответы. Закрытый опрос, – при котором возможные ответы определены заранее, а человек имеет право только выбрать один из них. Анкетный опрос – отличается тем, что человеку задают вопросы, касающиеся его личности.
Физиологический метод, – при котором о психологических явлениях судят на основе изучения связанных между ними физиологических процессов происходящим с человеком. При этом сами показатели регистрируются с помощью приборов, а мнение человека сведено к минимуму. Поэтому метод называется еще объективным, а не только физиологическим.
Экспериментальный метод – организуется и проводится специальный эксперимент, предназначенный для изучения психических явлений. Такой метод позволяет создавать наилучшие условия для проявления психологических явлений и изучить их подробно. Используются 3-и разновидности: лабораторный, полевой, естественный.
Лабораторный эксперимент – проводится в специально оборудованном помещении. Полевой эксперимент – проводится в реальной жизни. Естественный эксперимент – проводит сама жизнь без вмешательства ученого, а он только наблюдает.
Математический метод – предназначен для количественной оценки и количественной обработки данных об изучаемых явлениях.
Метод делится на: метод математической статистики и метод математического моделирования.
Метод математической статистики – можно получать цифровые данные об изучении психологических явлениях и подвергаться обработке, обнаруживать математические закономерности. Метод математического моделирования – представление законов характеризующие психологические явления в виде математических формул и выражений.
Основные задачи современной психологии.
а) выявление, точное определение, описание психологических явлений, включая построение классификаций
б) разработка и обоснование методов научного изучения психологических явлений
в) выявление законов характеризующих психические явления
г) разработка и обоснование научных теорий объясняющих психологические явления.
Психология и другие науки.
Психология и философия.
В древние времена философия была единственной наукой, которая включала в себя все научные знание в т.ч. психологические. Постепенно из философии выделились и становились самостоятельными отдельные науки. В психологии этот процесс начался в 18веке и завершился в конце 19века. Однако и после этого связи с философией не прервались и сохраняются до сих пор. Это объясняется тем, что психология и философия нуждаются друг в друге для решения совместных проблем. Например: философам необходимы психологические знания, когда они обсуждают проблемы человека и возможности познания человеком себя и окружающего мира. Психологам необходимы знания философов в типичных случаях (когда возникают проблемы, которые по тем или иным причинам не могут исследовать опытным путем и могут только рассуждать по поводу этих проблем). Кроме того для психологов достаточно острой остается проблема методов исследования. Общее решение они находят в философии в разделе методология научного познания.
Психология и медицина.
Их связывают еще более древние отношения. Первые размышления о психологических явлениях содержались в трудах древних врачей (др. критских и др. индийских). Частично их учения дошли до нашего времени, будучи отраженными в др. восточных религиозно-гномических учениях (йога, дзен-буддизм). Эти учения возникли во втором-третьем тысячелетии н.э. На протяжении всей истории, как науки, врачи (медики) вносили существенный вклад в развитие науки. Например: Гипократ (5в до н.э.) считался создателем первого психологического учения о темпераментах, Х. Уарте (16в. н.э.) разработал первое психологическое учение о способностях, З. Фрейд создал психоанализ. Со своей стороны психологи не остались в долгу. Например: в начале 19века в медицине появилась новая область научных и практических исследований под названием психотерапия. В ней впервые стали использовать психологические методы для лечения различных заболеваний. В начале 20века появились первые психологические тесты. Они стали использоваться в медицинской практике. В настоящее время сотрудничество медиков и психологов продолжается в тех областях, которые связаны с медициной: клиническая психология, нейропсихология, психофармакология.
Психология и биология.
Оставаясь частью философии, психология сначала никак не была связана с биологическими науками, вплоть до начала 19века. Затем произошли события, которые заставили психологов переориентироваться с философии на биологические науки. В 18веке – первой половине 19века ученые физиологи и анатомы детально изучают мозг человека, его строение и работу, а так же органов чувств человека. Они получают новые данные о формировании ощущений и образах воспринимаемых предметов. Ближе к середине 19века публикуются и получают всеобщее признание теория эволюции Ч. Дарвина, доказавшее естественное происхождение людей и животных. Сам ученый использовал теорию для объяснения происхождения эмоций человека. Тем самым была доказана возможность объяснений психологических явлений с точки зрения биологии. В этих условиях физиологами был поставлен вопрос кому и как разрабатывать психологию. В нашей стране этот вопрос поставил И. М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» 1863). Он высказался за то, чтобы психологию разрабатывали физиологи, а не философы. Его поддержал немецкий ученый В. Вундт (основатель экспериментальной психологии). Он назвал свою экспериментальную психологию физиологической, чтобы противостоять философии. С конца 19века психология четко ориентируется на биологические науки и в ней возникают новые направления исследований, сближавшие психологию и биологию (например: психофизиология, психогенетика).
Психология и точные науки.
Все науки стремятся стать точными, то есть точно измерять изученные явления и представлять в виде точных законов с помощью математических формул и выражений. До начала второй половины 19века не было такой возможности, поскольку она никак не была связана с точными науками. Затем ситуация изменилась благодаря Э. Верберу и Г. Фехнеру. Они открыли строгий математический закон, связывающий ощущения человека.
S = k * log I + C
I - физический стимул вызывающий ощущения
S – Самоощущение поражаемое данным стимулом
k, C – постоянная для разных видов ощущений (разл.)
Формула позволяла на основные знания физического стимула точно определять какую силу ощущения вызовут у человека. Г. Фехнер основал новую науку и назвал ее психофизикой. Основной задачей этой науки было изучение связей, которые ощущают между физическими и психическими явлениями. В конце 19века были разработаны специальные математические методы, предназначенные для использования их в психологии.
Психология и педагогика.
С 16века многие педагоги призывают к широкому использованию психологических знаний в педагогике. Однако до конца 19века такой возможности не было, поскольку психология оставалась философской наукой. Ситуация изменилась когда в психологии появились новые области: детская и педагогическая психология. Ряд ученых выступило с идеей объединения всех знаний о детях в единую науку, где ключевую роль играли бы педагогика и психология. Такая наука была создана по инициативе С. Холла (амер.), но просуществовала недолго и привела к сближению. С этого времени педагоги и психологи тесно сотрудничают друг с другом решая общие вопросы обучения, воспитания детей и взрослых.
Психология и история.
Первыми проявили интерес к психологии историки. Это было связано с событиями: изучая и пытаясь объяснить ход истории событий, историки приходят к выводу, что они напрямую зависят от людей (участников этих событий). В истории появляется новое направление исследований под названием психологическая. В этом направлении специально изучают психологию людей живущих в ту эпоху, чтобы понять ход событий. Несколько позднее психологи стали проявлять интерес к истории. Они в свою очередь пришли к выводу, что психология современного человека является продолжением длительного истории существования и культуры людей. Соответственно в психологии возникает новое направление: культурно историческая психология.
Психология и социология.
Практически одновременно выделились из философии и стали самостоятельными науками (19в.). Некоторое время они развивались независимо друг от друга. Однако революционные движения прокатившееся по странам Европы в начале 20-х годов сблизили эти две науки. После свершения революций их активность не прекратилась. Появляется новая область исследований социальная психология. Дальнейшее сотрудничество социологов и психологов продолжается уже в рамках социально психологической проблематики.
Деятельность человека.
Повышенная активность – это наиболее характерная особенность отличающая живое от не живого. Кроме того в пределах живого, чем выше уровень развития живого существа, тем более развитой и разнообразной является его активность. В этом отношении человек значительно превосходит все остальные живые существа и кроме того формы активности, свойственные людям существенно отличаются от активности присуще животным. Активность животных ограничена их биологическим потреблением в то время как активность человека в обществе имеет совершенно иной характер. Люди в результате своей активности создают мир материальных и духовных ценностей преобразуют самих себя. На эту особенность человеческой активности, отличающую людей от животных, обратили внимание немецкие философы в первой половине 19века и предложили дать ей название деятельность. Ее обсуждение велось в работах Гегеля, а позднее К. Маркса. Долгое время не обращали внимание на существенное отличие активности человека от активности животного и не использовали понятие деятельности в своих научных трудах. Первым это сделал российский психолог Рубинштейн в своей статье «Проблемы психологии в трудах Маркса», где призывает активнее использовать понятие деятельность в психологии и объясняет это следующим образом: «Психические способности формируются и развиваются в деятельности человека. Поэтому изучение деятельности помогает глубже понять психические явления свойственные человеку». Сам Рубинштейн отрицал необходимость включения деятельности в предмет науки. Ему возражал А. Н. Леонтьев. Его доводы были следующими:
а) психология человека не только проявляется, но и формируется в деятельности, поэтому изучение деятельности необходимо.
б) сами по себе процессы представляют собой психические явления, поэтому изучение деятельности в этой ее форме тоже необходимо.
В последствии имя Леонтьева связывают с созданием теории деятельности в психологии. Леонтьев поставил и решил следующие задачи:
а) раскрыл и описал структуру деятельности
б) доказал происхождение психологических процессов как внутренних
в) использовал понятие деятельности для представления и описания человека как личности.
Леонтьев определил: Деятельность – есть единица жизненной активности человека, направленная на удовлетворение потребностей. В свою очередь каждая отдельно взятая деятельность внутри себя называется действиями. В целом деятельностью управляет мотив (предмет данной деятельности). Мотив может быть: осознаваемым, неосознаваемым. Что касается цели выполняемого действия, то она всегда представлена в сознании человека. Действие включаемое в состав деятельности может выполнятся разными способами или операциями.
Виды деятельности:
а) общение
б) игра
в) учение
г) труд
Общение – вид деятельности благодаря которому люди обмениваются информацией и оказывают друг на друга влияние. Начиная с момента появления человека на свет с возрастом могут меняются цели, средства, формы общения.
Игра – вид деятельности, которая выполняет двоякую роль: средство развлечения и отдыха и развитие. В жизни человека есть период, когда игра становится главным образом жизни. Далее постепенно время, отведенное на игры, уменьшается.
Учение – вид деятельности, благодаря которому люди развивают свои способности и приобретают умение, навыки. Учение распределяется неравномерно по возрастам, и большая честь его приходится на детские годы и юность.
Труд – вид деятельности, с помощью которого человек создает новые образы культуры и поддерживает свое человеческое существование.
Деятельность человека – динамичное образование, которое может формироваться и неоднократно изменяется в течение жизни человека.
Формы изменения, происходящие в деятельности человека с развитием:
а) появление новых видов деятельности (происходит тогда, когда у человека появляются новые потребности
б) изменение структуры деятельности (за счет появления новых действий и операций)
в) превращение внешних действий, входящих в состав деятельности во внутренние операции (интериоризация)
г) освоение или совершение деятельности человека за счет превращения данной деятельности.
Деятельность можно описать через понятия умение, навыки, привычки.
Умение – операции, которые человек хорошо освоил и научился выполнять быстро, точно и с высоким качеством в условиях сознательного контроля. Умение входит в состав развитых способностей человека.
Навыки – операции, доведенные до автоматизма, выполняемые быстро, точно, без ошибочно и без осознанного контроля. Обычно навыки связывают с автоматическими движениями. Есть другие виды навыков (навыки умственной работы). Это объясняется причинами: были широко распространены виды физического труда, где навыки играют существенную роль и до сих пор играют важную роль в различных видах спорта.
Привычка – сложный комплекс умений и навыков в той или иной конкретной ситуации. Хорошая привычка – приносит пользу человеку и окружающим людям. Плохая привычка – приносит вред человеку и окружающим людям.
Деятельность и психика.
Психику человека невозможно отделить от деятельности, а деятельность нельзя ограничивать только внешне наблюдаемыми процессами человека. Доказано на примере восприятия памяти.
Восприятие – психическая деятельность, направленная на построение правильного образа воспринимаемого объекта.
При построении такого образа человек совершает специальные действия и операции, которые носят части внутреннего и внешнего характера. Например: в построении образа воспринимаемого объекта существенную роль играют движения совершаемые головой и глазами человека. Информация, поступающая от мышц используется при построении правильных образов воспринимаемых предметов.
Память – процесс запоминания при процессе построения образа (так же играет существенную роль)
Процесс решения человеком задач, это так же сложно организованная деятельность, причем даже в том случае если человек решает задачи в уме. В том, что деятельность играет существенную роль в понимании можно убедиться, изучая личность человека. Леонтьев распространил понятие деятельности на личность человека. Он представил человека как личность через иерархирезованную систему деятельности. Им было доказано, что люди как личности отличаются друг от друга по количеству и набору характерных для их личности, а так же по их иерархии (значимости).
Ощущение.
Разнообразную информацию об окружающем нас мире и о том, что происходит внутри организма, человек получает через ощущения. Это первичные знания и являются единственным источником его первичного познания. За психологическими явлениями лежат объективные свойства окружающего человека мира. Например: зрительным ощущениям человека соответствуют электромагнитные волны определенной длины в диапазоне 380 – 780 нм. Слуховые ощущения человека поражают физические явления – колебания в воздухе, колебание давления воздуха с частотой 20 – 20000 Гц, поражают у человека слуховые ощущения. В этом диапазоне находятся все цвета радуги. Электромагнитные волны длиной 380 нм вызывают ощущение фиолетового цвета, длина 780 нм – ощущение красного цвета, длина 500 – 530 нм – ощущение зеленого цвета.
Любое слуховое ощущение имеет три параметра: высота, громкость, тембр.
Высота звука – частота колебания давления звука.
Громкость – амплитуда колебания давления звука
Тембр – сочетание разных частот колебаний давления звука.
С аналогичным явлением (субъективное ощущение человека, объективным свойствам окружающей среды) мы сталкиваемся, когда имеем дело с вкусовыми или обонятельными ощущениями. Те или иные соответствуют химическому составу (растворяются в воде или распыляются в воздухе). Множество ощущений, имеющиеся у человека, можно разделить на несколько групп:
а) органы чувств, с работой которых связаны ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кожные, ощущение равновесия). Иногда их называют ощущения различных модальностей.
б) по степени осознания человека (сенсорные ощущения, субсенсорные ощущения)
в) место расположения источника связанный с ними энергией в окружающей среде (дистантное и контактное)
Дистантное ощущение – которое порождается источниками энергии, расположенное на некотором расстоянии от поверхности тела человека в окружающей среде.
Контактное ощущение – возникает при непосредственном контакте источника энергии с человеком.
г) место расположения источника энергии, вызывающего ощущения внутри тела (интероцептивное, экстроцептивное, проприацентное)
Интероцептивное – ощущение от работы внутренних органов тела
Экстроцептивное – ощущение органов чувств расположенных на поверхности тела человека.
Проприацентное – ощущение от работы мышц и связок.
Ощущение человека тесно связанны с особенностями химических, физических и других стимулов, которые вызывают и меняются вслед за ними. Преподаватели точных и естественных наук давно научились измерять ощущения, что позволило придать психологии характер точной науки. Помогло открытие в начале второй половины 19века Вебера и Фехнера. Они открыли строгий математический закон, связывающий между собой физические стимулы и порождаемые ощущения «Основной психофизический закон»: S = k*logI + c
S – сила ощущения
I – величина физического стимула
k,c – постоянная
Закон позволяет по заданной величине точно определить какую силу он вызывает.
Фехнер выступил с идеей создания специальной науки, предназначенной для измерения ощущений и изучения связей. Так появилась наука психофизика, которая решила целый ряд задач:
а) определение единиц измерений силы ощущений
б) установление точных границ измеренных шкал
Для решения этих 2-х задач Фехнер определил пороги ощущений. Им было описано 4-ре порога: абсолютный нижний порог, абсолютный верхний порог, относительный порог, дифференцированный порог.
Абсолютный нижний порог – минимальный по величине стимул, при котором возникает едва заметное ощущение. Если слегка уменьшить величину данного стимула, то ощущение исчезнет.
Абсолютный верхний порог – максимальный по величине стимул, при котором ощущения сохраняют свое качество. Если слегка увеличить силу такого стимула, то ощущение заменится болевым.
Относительный порог ощущений – величина, при которой необходимо изменить уже действующий стимул, для того чтобы изменилось само ощущение. Зависит от величины исходного стимула: чем больше она, тем больше относительный порог ощущений.
Дифференцированный порог ощущений – минимальная разница между 2-мя стимулами, позволяющая человеку различить между собой по вызываемым им ощущениям.
Ощущения постоянно меняются даже в том случае если вызывающие их стимулы остаются неизменными. Явления, связанные с измененными ощущениями, в этом случае получили названия: адаптация, сенсибилизация, синэстезия. Органы чувств могут менять свою чувствительность, автоматически приспосабливаясь к восприятию тех или иных стимулов. Это заключается в том, что в сложившихся условиях органы чувств человека получают возможность наилучшим образом воспринимать воздействующие на него стимулы. Единственный вид ощущений, который не поддается адаптации – это болевые ощущения. Боль – сигнал опасности.
Сенсибилизация – повышение чувствительности органов чувств. Явление носит кратковременный характер.
Синэстезия - явление, когда один и тот же стимул вызывает несколько разных ощущений связанных с работой различных органов чувств. Само по себе синэстезия нормальное явление, но в ярко выраженной форме встречается довольно редко.
Восприятие.
Восприятие – познавательный процесс, где человек познает окружающий мир в целостности в виде образов и предметов.
Каждый образ можно разложить, но образ как целое не сводится к набору ощущений полученных в результате восприятия того или иного предмета. Образ и восприятие в целом обладают рядом свойств, которых нет отдельных ощущений (предметность, целостность, константность, категориальность).
Предметность образа восприятия – проявляется в том, что хотя данный образ возникает в голове человека, но он как бы выносится наружу и связывается с тем предметом.
Целостность – возникает и изменяется в сознании человека сразу в целом, а не по отдельным элементам. Даже в том случае если человек не получает полной информации о воспринимаемом предмете его образ возникает в сознании человека сразу в целом.
Константность – проявляется в том, что он становится осмысленным, как только человек обозначает данный образ словами и относит данный предмет к категориям.
У человека существует много видов восприятия, которые могут делится на группы и по органам чувств и по тем свойствам предметов и явлениям, которые отражаются в образах восприятия. По органам чувств выделяются следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельное, вкусовое. В данном случае называется ведущий орган чувств, с работой которого связан процесс восприятия. По характеру воспринимаемых качеств и предметов восприятие делят на: восприятие пространства, восприятие движений, восприятие цвета, восприятие времени.
Восприятие пространства – оценка человека, таких пространственных свойств разнообразных предметов и явлений, таких как формы, глубина, расстояние от человека и место расположения в пространстве.
Восприятие движения – оценка человека, таких параметров движений как скорость, траектория, ускорение, замедление.
Восприятие цвета – все, что связано с восприятием цветовых оттенков.
Восприятие времени – оценка человека количества времени, а так же его ускорение и замедление.
Восприятие пространства и движений.
Пространственные характеристики разнообразных предметов и явлений человек может воспринимать и оценивать с помощью двух систем:
а) сетчатка – кора головного мозга
б) глаз – голова
Первая система может воспринимать только такие предметы и явления образы, которых полностью помещается на сетчатке глаза. Вторая система обеспечивает восприятие предметов и объектов, которые не помещаются на сетчатке глаза. В этом случае человек поворачивает глаза, голову осматривая данный объект. В мозг человека поступают сигналы от мышц управляемые глазами и головой. Изображение всех воспринимаемых человеком объектов на сетчатках глаз является двухмерным или плоскостным. Объемность обеспечивается за счет бинокулярной диспаратности. Это явление, согласно которому изображение одного и того же предмета на сетчатках правого и левого глаз несколько отличается друг от друга. Соединяясь друг с другом, изображение в голове человека порождает образ объемного предмета. Определение сложности восприятия пространства расстояния или глубины.
Здесь человек использует сразу несколько механизмов:
а) при удалении их видимая величина уменьшается, а при приближении наоборот увеличивается.
б) явления, которые обеспечивают работу хрусталика глаза - этот механизм срабатывает только в пределах 3-х метров от человека.
в) конвергенция и дивергенция глаз – схождение или расхождение зрительных осей правого или левого глаза. Если воспринимаемый предмет находится близко от человека, то его глаза сходятся (конвергенция) и угол между зрительными осями увеличивается. Если воспринимаемый предмет находится далеко, то глаза расходятся (дивергенция) и угол между зрительными осями можно оценивать расстояние в пределах 6-ти метров.
г) воздушная перспектива – предметы находятся на больших расстояниях, становятся менее видимыми и как бы перекрываются большой толщей воздуха. По степени видимости предмете можно косвенно оценить расстояние до них.
Восприятие действий обеспечивается в принципе с помощью тех же самых 2-х систем (сетчатка – кора головного мозга и глаз – голова). Если воспринимаемый предмет движется, а глаз человека неподвижен и если кроме того вся траектория движения полностью помещается на сетчатке глаза, то параметры оцениваются по параметрам перемещения его изображения по поверхности сетчатки глаза. Вторая система работает следующим образом: если предмет движется и человек следит за его движением, с помощью мышц управляемых соответствующими движениями глаз и головы. Там происходит автоматическая обработка этих сигналов, и делаются выводы о параметрах воспринимаемого предмета. Если движение происходит в направлении предмет к человеку или наоборот, то такой процесс называется лунинг (увеличение или уменьшение размера предмета).
Восприятие цвета.
Еще в 18-м веке Исаак Ньютон доказал, что воспринимаемый человеком цвет связан с длиной электромагнитной волны. Позднее в начале 19-го века появились две психофизиологические теории восприятия цвета, которые получили название аддитивная и субтрактивная. В аддитивной теории утверждается, что в том случае, если в пространстве соединяются 2-а световых луча разной длиной волны, то вместе их соединения будет определяться усредненной величиной длины волны света. В субтрактивной теории утверждается, что цвет воспринимаемой поверхности определяется теми световыми лучами, которая данная поверхность отражает. Если поверхность поглощает все световые лучи зрительного диапазона, кроме коротких, то она будет казаться синей или фиолетовой, а если наоборот, то поверхность будет казаться красной. Белая поверхность отражает все лучи, а черная наоборот поглощает. С давних времен ученые задумались над вопросом о том существует ли смешение цветов. Геринг и Гемгольц сформулировали 3-х компонентную теорию цветового зрения. В ней утверждалось, что из 3-х основных цветов (красный, синий, зеленый) можно получить все цвета. Эта теория подтвердилась органами зрения и мозга человека. Согласно этим данным в сетчатке глаза существует 3-и типа колбочек, которые избирательно реагируют на 3-и типа цвета. Точно так же в коре головного мозга существует 3-и типа нейронов.
Восприятие времени.
Отличается тем, что для такого восприятия не существует специальных органов чувств. Тем не менее, человек воспринимает время с помощью биологических часов (строго вымеренные во времени ритмические или циклические процессы). Сравнивая с ходом биологических часов ход реального времени, человек получает возможность оценивать время и его продолжительность, его ускорение и замедление. На восприятие времени оказывают психологические факторы (интересное дело – время летит быстро, ожидание приятного события – время тянется).
Внимание.
Это познавательный процесс, который обеспечивает избирательность, восприятия и переработку человеком разнообразной информации. Участвует в работе всех познавательных процессов человека и его невозможно изучить в голом виде. Поэтому некоторые учения в прошлом придерживались мнения о том, что внимание не является отдельным или самостоятельным познавательным процессом. Их оппоненты напротив доказывали самостоятельность внимания как самостоятельный процесс при этом использовали следующие аргументы:
а) внимание может меняться относительно независимо от тех процессов, в результате которых он участвует.
б) обладает собственным свойством, которых нет у других познавательных процессов
в) со вниманием связаны отдельные нравные структуры и происходящие в них процессы
Свойства внимания:
устойчивость
переключаемость
концентрация
объем
распределение
Устойчивостью называется свойство внимания, благодаря которому внимание человека может сохраняться более или менее на постоянном уровне в течение длительного времени. Абсолютной устойчивости внимания в природе не бывает т.к. под влиянием множества случайных факторов внимание человека может колебаться. Тем не менее, мы называем его устойчивым, если при подобных колебаниях внимание при работоспособности человека сохраняется.
Концентрацией называется способность сосредоточится на объектах отвлекаясь от всего постороннего.
Распределением называется свойство противоположное концентрации. Оно проявляется в способности человека охватить своим вниманием сразу несколько разных объектов.
Переключаемостью называется способность перехода с одного объекта на другой; отвлекаться от одних объектов, а сосредотачиваться на новых. Характеризуется скоростью описанных выше процессов.
Объем определяется числом разных объектов, которые человек может одномоментно удержать в сфере своего внимания. Для среднего взрослого человека объем внимания равен величине 5+ - 2 объекта.
Виды внимания:
активное и пассивное
природообусловленное и социальнообусловленное
непосредственное и опосредственное
непроизводственное и производственное
чувствительное и интеллектуальное
Активное внимание, это внимание при котором человек может выполнять большой объем работы за единицу времени.
Пассивное внимание, при к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: