Язык в действии
Особенности изучения материала в 3 классе
Оглавление
1. Морфемика. Словообразование. 1
2. Словообразовательный суффикс. Формообразующие морфемы.. 2
3. Род имен существительных. Как определить род имен существительных. Как различить род имен существительных с одинаковыми окончаниями. 3
Рекомендованная литература: 6
Интернет источники: 6
Морфемика. Словообразование
Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней:
§ от звуков морфема отличается тем, что имеет значение;
§ от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определённой части речи);
§ от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
Некорневые морфемы: словообразующие (словообразовательные) формообразующие (формообразовательные).
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов.
Формообразующие некорневые морфемы — для образования форм слова.
Словообразовательный суффикс. Формообразующие морфемы
В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространённой является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.
Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть). Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлечённые от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).
Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных.
В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо: девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка - старичишка.
Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что «экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов»: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.
В данном разделе на уроках родного русского языка происходит знакомство с суффиксами –очк-, (девочка), -ч-, -онк-(девчонка), -чик-(мальчик), -ишк-(мальчишка) субъективной оценки, которые образуют не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.
Авторы учебника предлагают следующие виды работ:
· Пьеро говорит о Мальвине «девочка», а Буратино – «девчонка». Чем различаются эти слова?
· От данных слов образуй родственные имена существительные с помощью разных суффиксов
· Прочитай текст. В каких предложениях можно заменить слово «мальчишка, мальчишечка» словом «мальчик», а в каких случаях лучше этого не делать. Почему?
· При работе с данным упражнением приходим к выводу, что слова с суффиксами оценки влияют на соседние слова.
Род имен существительных. Как определить род имен существительных. Как различить род имен существительных с одинаковыми окончаниями
В русском языке все существительные, имеющие форму единственного числа, обладают категорией рода. У слов этой части речи, обозначающих предмет, обязательно указывают один из трёх родов — мужской, женский или средний: старшина, богатырь (мужской род) улица, речь (женский род) стекло, ущелье (средний род)
ВАЖНО! Род имеют только существительные в форме единственного числа.
1.1. У слов, находящихся в форме множественного числа или имеющих форму только множественного числа, род не определяется: дома́, скатерти, каникулы, вожжи, хлопоты.
1.2. У одушевлённого существительного род находится в прямой зависимости от принадлежности лиц к мужскому или женскому полу: папа, дедушка, внук (мужской род) мама, тётя, женщина (женский род).
Категория рода существительных выявляется по грамматическим признакам слова в начальной форме именительного падежа единственного числа.
Как определить род существительного?
Этот вопрос и является ключевым в теме «Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?
В ходе выполнения упражнений обучающиеся приходят к выводу, что имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания:
· мужской род: нулевое, -я; - а.
· женский род: нулевое, -а, -я.
· средний род: -е, -о.
Например, можно определить род существительного по согласованию с прилагательным, с ним связанным: солнечный день (м.р.); длинная тень (ж.р.).
Как различить род существительных с одинаковым окончанием?
Можно изменить существительное и увидеть, что они изменяются по-разному, значит, относятся к разным родам: день, дня, дню; но тень, тени.
Для определения рода также можно обратиться к орфографическому словарю.
Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них — постоянный признак.
Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов.
В русском языке можно выделить ряд существительных единственного числа, не имеющих формы множественного числа. Такие слова употребляются только в форме единственного числа, например, сахар, мёд, чай.
Также в русском языке выделяется группа существительных, которые употребляются только во множественном числе и не имеют формы единственного числа. Они не имеют категории рода, поэтому не могут быть отнесены ни к одному из трех склонений, а изменяются по особому типу склонения как существительные множественного числа. Имеем в виду, что у таких существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком.
Авторы учебника предлагают следующие виды упражнений:
· Запиши имена существительные в форме множественного числа. Форму каких существительных не удалось изменить?
· Запиши имена существительные в форме единственного числа. Форму каких существительных не удалось изменить?
Таким образом, дети наглядно увидели слова, которые имеют только форму единственного или множественного числа.
В закреплении данной темы предлагается игра «Найди лишнее».
В параграфе «Как изменяются имена существительные во множественном числе» особое внимание уделяется словам в родительном падеже множественного числа.
Родительный падеж существительных множественного числа отличается разнообразием окончаний. Часто пишущий сомневается, как правильно писать слова: килограмм апельсинов или апельсин, группа грузинов или грузин, цвет джинсов или джинс и т. д.
Из приведенных примеров становится понятно, что в основном трудность написания касается выбора нулевого окончания и окончаний, обозначенных буквами. Путем определения рода имен существительных обучающиеся приходят к следующему выводу. Авторы предлагают дополнить правило недостающими словами, тем самым используя системно-деятельностный подход, обучающиеся сами составляют вывод. Существительные, называющие фрукты и овощи, в родительном падеже множественного числа, как правило, имеют окончание (….), если относятся к (…) роду. Существительные женского и среднего рода в родительном падеже множественного числа, как правило, имеют (…) окончание.
Здесь же предлагается обучающимся изменить несклоняемые имена существительные. В ходе практической работы пытаются ответить на вопрос: все ли заимствованные слова научились изменять свою форму по правилам русского языка?
Таким образом, выясняют, что несклоняемые имена существительные имеют одну и ту же форму во всех падежах.
Приведем примеры несклоняемых нарицательных и собственных имен существительных.
В русском языке несклоняемые существительные, как правило, являются заимствованными словами. Их особенностью является то, что эти слова сохраняют одну и ту же форму во всех падежах, например, встретимся (у чего?) у метро; пойти (во что?) в метро; воспользоваться (чем?) метро; рассказать (о чём?) о метро. Следовательно, в составе таких существительных невозможно выделить словоизменительную морфему — окончание.
Рекомендованная литература:
1. Е.И. Литневская Е.И. «Русский язык: краткий теоретический курс».https://www.uhlib.ru/uchebniki/russkii_jazyk_kratkii_teoreticheskii_kurs/index.php
Интернет источники:
1. Видеоурок «Имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа» https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/roditelnyy-padezh-mnozhestvennogo-chisla.html
2. Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова: https://russkiiyazyk.ru/morfemika
3. Сайт «Русский язык» https://russkiiyazyk.ru/chastirechi/sushhestvitelnoe/neskloniaiemyie-sushchestvitelnyie.html
4. Род имен существительных в русском языке https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/rod-imyon-suschestvitelnyh.html