Диагностический подход в индивидуальной социальной работе




В основе диагностического подхода лежат два основополагаю­щих принципа:

· социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;

· помощь направлена на улучшение социальной жизни человека.

Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.

Диагностическая стадия работы с клиентом

Социальное регулирование индивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением.

И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие — окружаю­щую среду. Вот почему основной принцип диагностического под­хода следует сформулировать так: чтобы определить трудности, их необходимо осмыслить по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших.

На начальной стадии работы с клиентом социальный работ­ник стремится понять природу его трудностей и ту помощь, ко­торую он просит. Интервьюирование носит спонтанный харак­тер и не имеет схем, но социальный работник стремится заста­вить клиента рассказать свою историю, поставить его перед не­обходимостью раскрыть основные социальные и психологичес­кие факторы. Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создать ат­мосферу доверия и откровенности. На данной стадии формируется план лечения.

На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать, по мнению представителей данной школы, влияние его родственников. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получает информацию о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Большое внимание при сборе информации о проблеме клиента социальный работник уделяет его эмоциям. Спонтанные, реак­тивные эмоции, их изменения в зависимости от обсуждения той или иной темы — важнейшая часть работы с клиентом на началь­ной стадии. Знание структуры индивидуальности и динамики по­ведения в их норме и патологии — неотъемлемая часть професси­онального взаимодействия социального работника и клиента. Та­ково было требование к профессионалам, работающим в данном направлении.

Предварительная оценка индивидуальных трудностей клиента в диагностическом подходе позволяла обеспечивать обоснование планирования первых шагов по изменению ситуации.

Но не только познание социального окружения в центре вни­мания социального работника, большое внимание уделяется так­же оценке структуры личности. Оценка структуры личности осно­вывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позво­ляло определять виды помощи клиенту.

Процесс лечения

В процессе лечения социальный работник находит оптималь­ные пути решения проблемы клиента. Причем социальный работ­ник вырабатывает стратегии для устранения препятствий как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решает психоло­гические трудности клиента.

Многообразие социальных и психологических факторов созда­ет бесчисленные комбинации ситуаций клиента, накладывает от­печаток на стратегии и цели лечения.

Диагностическое направление в социальной работе использует широкий спектр лечебных методов.

Согласно классификации Р. Ос­тин, лечебный кейсворк представлен в двух основных подходах:

— социальная терапия

— психотерапия.

Несмотря на многообразие методов, главное в процессе лечения — это изменение динамики отношений.

Динамика отношений

Отношения в диагностическом подходе рассматриваются как среда, позволяющая найти новые пути решения проблемы кли­ента. Терапевтическое влияние среды зависит от социального ра­ботника, который на основе диагноза и целей лечения выстраи­вает отношения в определенной логике и последовательности, в каждой ситуации отдельно. Самая простая форма отношений со­циального работника и клиента — когда клиент может быть выслушан и понят. Атмосфера понимания клиента может быть созда­на даже на основе единственного контакта.

Смысл этого вида помощи заключается в том, что ego клиен­та, ослабленное отрицательным опытом жизни, получает поддер­жку и защиту, ощущение быть понятым и выслушанным, которо­го не хватает в результате психологического и социального на­пряжения. Быть оцененным, а также получить помощь и руковод­ство имеет особую ценность для клиентов социальных учрежде­ний.

В соответствии с диагнозом и потребностями в изменениях со­циальный работник, разделяя чувства с клиентом, строит такие отношения, при которых происходит снижение его напряженно­сти и беспокойства. Положительная идентификация позволяет рационально выстраивать новые концепции социальных целей, удовлетворяющих клиентов.

Методы лечения

После установления диагноза социальный работник продолжа­ет дальнейшее взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностическая гипотеза может уточняться и пересматриваться. Этому способствуют дополнительные сведения о клиенте, наблю­дения, интерпретация его ответов. Дальнейшие обсуждения могут подвести к центральной проблеме, которая может быть связана с психологическими трудностями либо со средовыми факторами.

Цели лечения определяют методы работы. Структуры отноше­ний социального работника и клиента могут включать эмоцио­нальные разгрузки, поддержку, руководство, одобрение и т.д. Частота встреч, темп работы, шаги в завершении контакта зави­сят от индивидуальных особенностей ситуации.

Продолжительность взаимодействия зависит не только от индивидуальных факторов, но и от агентства, особенностей его фи­нансирования и идеологии деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: РИД «Соц.здоровье России». 1993. — 176 с.

2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 128 с.

3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995.— 224с.

4. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психо­логический журнал, 1990, Т. 11, № 1.

5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое кон­ сультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1990. — 160 с.,.

6. Цербин В.П., Лепеженкова Л.Н. Опыт психологической консультации в Ленинграде // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4.

7.ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц — М.: Мир, 1992. — Т. 1. 496 с. Т. 2. 376с.

8.ГубачевЮ.М.,ИовлевБ.В.,КарвасарскийБ.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — Л.: Медицина, 1976. — 224 с.

9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просве­щение, 1987. — 207 с.

10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ 1985. — 168с.

11. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985. — 304с.

12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.

13. Кокс Т. Стресс. Пер. с англ.— М.: Медицина, 1981. — 216с.

14. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1987. — 137 с.

15. Методы практической психологии общения: Учебное пособие/ Под ред. В.П. Захаро­ва, Е,В. Сидоренко. —Л.: ЛТГУ, 1990.— 64с.

16. МицичП. Как проводить деловые беседы / Пер.с сербохорв. — М.: Мир, 1983.— 145с.

17. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. — М.: НФ «Класс», 1994. — 144с.

18. Новикова Е.В., Хухрев И.А. Психологическая коррекция личности при маргинальной профессиональной ориентации. — Новосибирск: Наука, 1988. — 220 с.

19. Пахальян В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении психологического консилиума // Вопросы психологии, 1990, № 2.,

20. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. — М.: Медицина, 1995. — 336 с.

21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М.: Педагогика, 1989. — 230с.

22. Психологическая теория коллектива 7 Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.— 240с.

23. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. — СПб., Изд-во СПбГУ, 1994. — 216с.

24. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной с соавт. — М.: Просвещение, 1991. — 303 с.

25. Роджерс К-Р. Взгляд на психотерапию, становление человека/ Пер. с англ. — М.: Гр. Прогресс, 1994.— 480с.

26. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического кон­сультирования // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: