Кодекс психологов Республики Казахстан




 

Этический кодекс психологов Республики Казахстан СОДЕРЖАНИЕ Вступление Введение Общие принципы Этические стандарты 1. Общие стандарты 2. Тестирование, диагностика и вмешательство 3. Реклама и другие публичные выступления 4. Психологическое консультирование 5. Право на внутренний мир и конфиденциальность 6. Обучение, тренинги, супервизия, исследования и публикации материалов 7. Решение этических вопросов Вступление Проект “Этический кодекс психологов Республики Казахстан”, отражающий многообразие и сложность профессиональной деятельности психологов Казахстана. Проект подготовлен на основе Этического кодекса Американской Психологической Ассоциации (1995), Российского Этического кодекса психологов (1998), Профессионального Кодекса этики психологов Германии (1999) и Кодекса профессиональной этики практического психолога университета “Кайнар” (1999). Психология как научная дисциплина раньше других подошла к внутреннему миру человека и больше других наук получила знания о человеческом поведении, приобретя, таким образом, реальную силу, которая может, как созидать, так и разрушать. Поэтому очень важно, чтобы психологи Республики Казахстан соответствовали высоким этическим стандартам и имели общечеловеческие ценности, и брали ответственность за свои действия. Введение Этический Кодекс психологов Республики Казахстан призван определить сущность, границы, социальную значимость психологической деятельности, обозначить вытекающие из них требования к деловым и нравственным качествам профессионального психолога. Кодекс поможет оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и защитить психологов и психологию от дискредитации и манипуляций. Этический Кодекс психологов Республики Казахстан состоит из Введения, шести Общих принципов и специальных Этических Стандартов. Во Введении обсуждаются цели и задачи данного Кодекса, его построение, решение процедурных вопросов и возможные приложения. Общие принципы декларируют основополагающие цели, призванные утвердить высокие идеалы психологии. Хотя Общие принципы сами по себе не являются обязательными правилами, они могут рассматриваться как основа этических действий и понимания Этических Стандартов. Этические Стандарты устанавливают обязательные правила профессиональной психологической работы. Большинство Этических Стандартов применимо к различным видам психологической деятельности, хотя реализация их всякий раз должна определяться конкретными условиями. Этические Стандарты определяют нравственно значимые ракурсы профессиональной психологической деятельности. Неучтённые ситуации и проблемы психолог должен разрешать, полагаясь на чувство профессиональной ответственности. Соблюдение норм Этического Кодекса является обязательным условием членства в Национальной Ассоциации Психологов Казахстана. Психологи, студенты и люди, занимающиеся психологической деятельностью, но не являющиеся Кандидатами в члены или Действительными членами Национальной Ассоциации Психологов Казахстана, должны представлять, что нормы Этического Кодекса могут быть применены к ним при общественной оценке /аккредитации/ их научной и профессиональной деятельности. Данный Этический Кодекс распространяется только на те виды деятельности, которые имеют отношение к психологии. К ним относятся клиническая и консультативная психологическая практика, тренинг и супервизорство, создание тестовых и измерительных методик, проведение тестов и измерений, обучающее консультирование и организационное консультирование, проведение социальных вмешательств, администрирование и другие подобные занятия. Эти виды профессиональной деятельности должны чётко отделяться от деятельности психолога просто как человека, которая не подпадает под действие данного Этического Кодекса. Этический Кодекс призван внедрить нормы профессионального поведения в деятельность Национальной Ассоциации Психологов Казахстана и других организаций, которые его примут. Само по себе нарушение Этического Кодекса не является правовым проступком, поскольку нормы Этического кодекса не имеют силу закона. Однако нарушение норм Этического Кодекса может быть использовано в качестве аргумента при проведении определённых законных процедур. При принятии решений о профессиональном поведении в дополнение к существующим законам психологи должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если стандарты поведения Этического Кодекса выше, чем это требуется в законе, то психологи должны соответствовать более высокому стандарту. Национальная Ассоциация Психологов Казахстана при нарушении психологом Этического Кодекса может применять следующие санкции: общественное порицание, исключение из членов Национальной Ассоциации Психологов Казахстана, сообщение о нарушении всем заинтересованным сторонам. В случае серьёзных нарушений Этического Кодекса ассоциация может ходатайствовать о привлечении психолога к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними Национальная Ассоциация Психологов Казахстана может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника. В качестве защитника Национальная Ассоциация Психологов Казахстана может отстаивать действия психолога и проводить психологическую экспертизу совместно с соответствующими государственными органами. Для внедрения Этического Кодекса и решения спорных этических вопросов Национальная Ассоциация Психологов Казахстана будет иметь общественную комиссию по соблюдению этических норм в психологической деятельности. Общие принципы Психологи занимаются разработкой надежного и достоверного научного знания, основанного на исследованиях. Они могут использовать это знание в разных контекстах человеческого поведения. В их задачи входит расширение знания о поведении и, где это возможно, применение этого знания для улучшения условий жизни общества и индивида. Психологи уделяют большое внимание свободе выражения в исследованиях, обучении и публикациях. Психологи прилагают все усилия для развития в обществе компетентных суждений о поведении. Этический Кодекс ставит своей целью создание системы ценностей, которой психологи должны руководствоваться в профессиональной и научной работе. Данный Кодекс преследует задачи внедрения как общих Принципов, так и путей решения большинства проблем, с которыми сталкиваются психологи. Основной задачей этого кодекса является благополучие и защита индивидов и групп, с которыми работают психологи, а также благополучие и защита профессиональных действий самого психолога. Личной ответственностью каждого психолога является поддержание как можно более высоких стандартов своей работы. Психологи уважают и защищают права человека и общества и не участвуют в любых дискриминационных акциях или действиях. Развитие динамической системы этических стандартов в психологической работе требует постоянной ответственности за этичное поведение в профессиональной деятельности. Этичное поведение предполагает обучение этическим принципам студентов, супервизоров, работодателей и распространение этих принципов среди коллег для решения этических проблем. Принцип А. Компетентность Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они постоянно повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности. Психологи со вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение. Принцип Б. Честность Психологи соблюдают порядочность в науке, обучении и в практике. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые могут влиять на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений. Принцип В. Профессиональная и научная ответственность Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои дифференцированные методы в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие к психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий. При необходимости, психологи консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий. Принцип Г. Уважение к правам человека Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культуральные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике. Принцип Д. Забота о благополучии человека Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях Психологи учитывают благополучие и права своих клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других вовлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь непричинением вреда. Психологи никогда не забывают о том влиянии на других людей, которое реально дает психология или которое приписывается этой профессии. Они не пользуются этим влиянием в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее. Принцип Е. Социальная ответственность Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризировать психологические знания для повышения информированности общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследования, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную динамику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности. Этнические стандарты 1. Общие стандарты Общие стандарты применимы к практической и научной деятельности всех психологов. 1.01. Применимость Этического Кодекса. Деятельность психолога подпадает под данные Этические стандарты только в том случае, если эта деятельность связана с функциональными обязанностями психолога или является психологической по существу. Личная деятельность, не связанная с психологическими обязанностями и не отражающаяся на них, не является предметом рассмотрения данного Этического Кодекса. 1.02. Профессиональная и научная деятельность. Психологи занимаются диагностикой, психокоррекцией, исследованиями, проведением супервизии, обучением, консультированием и другой психологической деятельностью только в рамках четко определенных профессиональных границ. 1.03. Границы компетентности. А. Психологи занимаются своей профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется полученным образованием, различными формами повышения квалификации и соответствующе профессиональным опытом. Б. Психологи осуществляют свою профессиональную деятельность в новых областях или с использованием новых методик только после прохождения соответствующего изучения, обучения, супервизии и/или консультирования с людьми, компетентными в этих областях или методиках. В. В тех же областях своей деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов, студентов, участников исследований и других лиц от возможного вреда. 1.04. Повышение уровня квалификации. Психологи, занимающиеся обучением, терапией, исследованием, организационным консультированием или другой профессиональной деятельностью, поддерживают в этой деятельности высокий уровень психологического знания и постоянно следят за совершенствованием собственных навыков. 1.05. Основания для научных и профессиональных заключений Делая научные или профессиональные заключения, психологи основываются исключительно на научных знаниях. 1.06. Описание сути и результатов психологической работы. А. В любой работе психологи пользуются языком, понятным потребителям их работы. Б. Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи не могут сообщить информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они заранее должны предупредить этих людей или группы лиц о невозможности пользования этой информацией. 1.07. Индивидуальные различия Для психологических работ, в которых важную роль играют такие индивидуальные различия как возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, то или иное физическое или психическое расстройство, язык или социоэкономический статус, от психологов требуется учет этих особенностей и соответствующая этой работе квалификация. 1.08. Уважение прав других людей. В своей профессиональной деятельности психологи с уважением относятся к правам других людей иметь установки, мнения и моральные нормы, отличные от их собственных. 1.09. Недискриминация. В своей профессиональной деятельности психологи полностью избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социоэкономического статуса или иного признака. 1.10. Сексуальные посягательства. Психологи уважают сексуальную неприкосновенность своих клиентов и пациентов и не допускают ее нарушения. 1.11. Иные посягательства. Психологи не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство тех, с кем они работают и вступают в профессиональный контакт. 1.12. Личные проблемы и конфликты. А. Психологи хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают той деятельности, на которой эти проблемы могут отразиться и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность людям. Б. Более того, психологи обязаны делать все возможное для распознавания на ранних этапах своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении профессиональной деятельности. В. Для устранения внутриличностных препятствий к осуществлению своих профессиональных обязанностей психологи обращаются за профессиональной помощью и поддержкой и четко определяют на время коррекции те ограничения, которые накладываются на их профессиональные обязанности. 1.13. Ненанесение вреда. Психологи делают все необходимое, чтобы предотвратить нежелательные последствия своей профессиональной деятельности и избавить или защитить от них людей, с которыми они имеют дело. 1.14. Неправильное использование психологических знаний. Признавая силу психологических знаний и ее способность влиять на жизнь людей, психологи делают все возможное для предотвращения неправильного использования психологических знаний. 1.15. Неправильное использование результатов деятельности психологов. А. Психологи не участвуют в деятельности, результаты которой могут быт использованы для дискредитации психологии. Б. Если психологам становится известно о неправильном использовании результатов их профессиональной психологической деятельности, они делают все возможное для устранения или исправления допущенных ошибок. 1.16. Использование отношений. А. Психологи не эксплуатируют тех, над кем они осуществляют супервизию, оценку их работы или иную деятельность, сопряженную с их более высоким статусом по отношению к коллегам. К таким людям относятся студенты, супервизируемые, нанятые на работу, участники экспериментов, клиенты и пациенты. Б. Психологи не вступают в сексуальные отношения со студентами или супервизируемыми, проходящими у них тренинг или находящимися от них в зависимости, поскольку такие отношения, скорее всего, являются эксплуатацией. 1.17. Консультации и взаимодействие с коллегами. Психологи организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов, но только с их согласия и на основании закона. 1.18. Подключение к работе третьей стороны. При участии в работе третьей стороны психолог должен стремиться к более детальному уточнению роли каждой из сторон. Это уточнение роли психолога как психокорректора, организационного консультанта, диагноста или эксперта, а также прояснение оказываемых услуг, получаемой информации и возможных ограничений в конфиденциальности. 1.19. Отношения субординации. Психологи наделяют своих подчиненных, супервизируемых ассистентов в исследовании только той ответственностью, с которой данные люди могут компетентно справиться на основе своего образования, опыта и подготовки, независимо от того, будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением. 1.20. Ведение профессиональной и научной документации. Психологи должным образом документируют свою профессиональную и научную работу с целью преемственности, статистической обработки и облегчения дальнейшей деятельности в этом направлении, а также для, возможности предъявить срою работу в других инстанциях. 1.21. Записи и данные. При фиксировании своей работы психологи руководствуются законом и данным Этическим Кодексом. 1.22. Плата и финансовые вопросы. Вопросы оплаты труда следует решать на этапах установления профессиональных или научных отношений. 2.Тестирование, диагностика и вмешательство 2.01. Обследование, диагностика и вмешательство в профессиональном контексте А. Психологи осуществляют обследование, диагностические работы и вмешательство только в рамках четко определенных профессиональных отношений. Б. Психологические заключения, отчеты и рекомендации строятся на основе информации, собранной в личных беседах, наблюдениях, экспериментах, а также при тестировании. 2.02. Компетентность и правильное использование психологического инструментария А. Используя любой психологический инструментарий, будь то интервью, анкета, тест или иная методика психологи должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен для решения поставленных задач и что при его использовании будут учтены границы его применимости. Б. Психологи делают все возможное для предотвращения неправильного использования своего инструментария. 2.03. Создание психологического инструментария Психологи, работающие над созданием психологического инструментария используют для этого научные процедуры и современные профессиональные представления о стандартизации, валидизации, дизайне, способах устранения расхождений и выработке профессиональных рекомендаций по применению данного инструментария. 2.04. Использование инструментария в целой популяции и субпопуляциях А. Психологи, пользующиеся инструментарием, точно представляют, с чем они имеют дело, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения. Б. Особое внимание психологи обращают на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных, когда стоит вопрос о диагностике и прогнозе в отношении индивида. В. Психологи делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарии вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Особо это касается ситуаций, в которых могут быть задеты такие индивидуальные особенности как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык и социоэкономический статус. 2.05. Интерпретация данных При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи стараются учитывать все факторы, как связанные с инструментарием, так и с испытуемыми, которые могут повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций психологов. 2.06. Неквалифицированное пользование психологическим инструментарием Психологи в своей работе не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария. 2.07. Недостоверные тесты и устаревшие тестовые нормы А. Психологи не строят оценки, рекомендации и заключения на тестовых нормах или данных, устаревших к моменту решения поставленной задачи. Б. Точно также, психологи не строят своих суждений на тестах и /или измерениях, недостоверных для решения поставленной задачи. 2.08. Создание тестовых оценок и интерпретаций. А. Психологи, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием. Б. Психологи несут ответственность за правильное применение и интерпретацию инструментария, независимо от того, проводили ли подсчет и интерпретацию они сами или это делалось другими. 2.09. Объяснение полученных результатов Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им уровне независимо от того, проводилось ли исследование психологом, ассистентом или в автоматическом режиме. 2.10. Обеспечение безопасности психологического инструментария Психологи делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического кодекса. 3. Реклама и другие публичные выступления 3.01. Определение публичных выступлений Психологи руководствуются данным Этическим Кодексом в публичных выступлениях, связанных с профессиональной деятельностью в области психологии. Публичные выступления не ограничиваются только платной или бесплатной рекламой, они также включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме или curricula vitae, интервью в mass media, лекции, устные выступления и любые опубликованные материалы. 3.02. Избегание ложных или неверных утверждений А. Психологи в публичных выступлениях не говорят неправду, не пользуются непроверенной информацией, не вводят людей в заблуждение относительно своей специальности. Психологи публично не делают ложных и неверных высказываний относительно: 1) своего образования, опыта и компетентности, 2) своих научных степеней, 3) своей профессиональной вовлеченности в ту или иную деятельность, 4) своих публикаций и исследовательских успехов. Б. Для подтверждения своего профессионализма психологи используют только те документы, которые официально признаются государством и Национальной Ассоциацией Психологов Казахстана в качестве свидетельства об имеющейся квалификации. 3.03. Выступления в средствах массовой информации При выступлениях в средствах массовой информации психологи должны быть уверены, что: 1) высказанные ими суждения действительно основаны на соответствующей психологической литературе и практике, 2) сделанные высказывания соответствуют данному Этическому Кодексу. 4. Психологическое консультирование 4.01. Установление отношений А. При установлении отношений между психологом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить форму проведения консультирования, границы конфиденциальности и финансовые вопросы. Б. Если в работе психолога участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай. В. Если психологом-консультантом является студент-интерн, то клиент также ставится об этом в известность. Г. Психологи предпринимают все, что в их силах, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании во избежание какого-либо непонимания. 4.02. Осознанное согласие на психологическое консультирование Психологи получают приемлемое осознанное согласие на консультирование или подобные процедуры, пользуясь понятным для участников языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что личность: 1) способна дать согласие, 2) получила значимую информацию относительно всех процедур, 3) дала свое согласие без постороннего нажима на основе свободного волеизъявления и 4) данное согласие правильно оформлено. 4.03. Взаимоотношения с парой и с семьей А. В тех случаях, когда психологи соглашаются оказывать услуги сразу нескольким людям, между которыми существуют определенные отношения (например, муж и жена, родители и дети), психологи с самого начала стараются прояснить (1) кто из индивидов является клиентом и (2) какие отношения будут у психолога с каждым из индивидов. Это прояснение включает роль психолога и возможное использование предлагаемых услуг и информации. Б. Как только психолог сталкивается с выполнением клиентами и другими курируемыми лицами, потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной стороны на бракоразводном процессе), он должен сделать приемлемый выбор в этих ролях. 4.04. Осуществление психологической работы с клиентами При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи, как третья сторона (1.18), тщательно взвешивают применяемые ими методы и влияние их на благополучие клиента. Психологи обсуждают эти проблемы с клиентами, для того, чтобы уменьшить риск непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психокоррекционные услуги и для того, чтобы не нарушить психокоррекционного процесса. 4.05. Недопустимость сексуальной близости с клиентами Психологи не вступают, в сексуальные контакты с клиентами, которые проходят у них консультирование. 4.06. Прерывание психологической помощи А. Психологи планируют возможность продолжения консультирования клиентов в случаях неожиданного прекращения их услуг, вызванных болезнью, смертью психолога, потерей его работоспособности, переездом клиента или его финансовыми ограничениями. Б. Если отношения между клиентом и психологом определяются контрактом или договором о найме, психологи предпринимают меры для обеспечения клиентов помощью на случай окончания контракта или договора. Окончание профессиональных отношений А. Психологи прекращают свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в услугах психолога, дальнейшая психокоррекция не идет на пользу, продолжение психокоррекции может принести вред. Б. Перед прекращением психокоррекции психолог обсуждает насущные нужды клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению терапии или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам. 5. Право на внутренний мир и конфиденциальность 5.01. Обсуждение ограничений конфиденциальности А. Психологи обсуждают с людьми или организациями, с которыми они устанавливают профессиональные или научные отношения: (1) необходимые ограничения конфиденциальности, включая ограничения, приложимые к групповой, супружеской и семейной психокоррекции или организационному консультированию, и (2) возможное использование информации, полученной во время работы. Б. Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы. В. Полученная с согласия клиента запись интервью может использоваться в профессиональных целях только с разрешения клиента. 5.02. Сохранение конфиденциальности Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента А. Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента психологи в письменные и устные отчеты, заключения и т. п. включают только информацию, ради которой и осуществлялось общение. Б. Психологи обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от пациентов в клинике или от клиентов при консультациях, или оценивают данные об индивидуальных или групповых клиентах, студентах, участниках экспериментов, супервизорах или нанимателях только в соответствии с научными или практическими задачами и только с людьми, которые ясно представляют границы обсуждения. 5.04. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации Психологи несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи сохраняют и используют собранную ими информацию в соответствии с законом и с данным Этическим Кодексом. 5.05. Разглашение информации А. Психологи раскрывают конфиденциальную информацию без согласия индивида только в случаях, обязывающих законом или разрешенных законом для достижения важных целей, как: 1) обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам, 2) проведение требующихся профессиональных консультаций, 3) защита клиента от нанесения вреда. Б. Психологи также могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента. 5.06. Консультации При консультации с коллегами психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации пациента, клиента, участника эксперимента или других людей, с которыми у психолога были конфиденциальные отношения, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение. Психологи предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации. 5.07. Конфиденциальная информация в базе данных. А. При введении конфиденциальной информации, не согласованной с реципиентами психологических услуг, в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, психологи должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные. Б. Предоставляя для проверки протоколы обследований третьим лицам, психолог должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников обследований. В. Если невозможно стереть идентифицирующую информацию, психолог должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам. 5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях А. В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если только на это не было получено письменное или иное законное согласие заинтересованных сторон. Б. При научном или профессиональном обсуждении психологи должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах или организациях, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, и чтобы обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя. 5.09. Защита конфиденциальной информации Психолог должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай собственной потери работоспособности или смерти, в случае изъятия или исчезновения записей и данных. 5.10 Право на конфиденциальную информацию. Право на конфиденциальную информацию определяется законом и по соглашению сторон. 6. Обучение, тренинги, супервизия, исследования и публикации материалов 6.01. Создание образовательных и тренинговых программ Психологи, отвечающие за образовательные и тренинговые программы, должны быть уверены, что программы правильно построены, в них использован весь необходимый материал, и они соответствуют требованиям лицензирования, сертификации и целям проведения программ. 6.02. Описание образовательных и тренинговых программ. Психологи несут ответственность за образовательные и тренинговые программы, которые он проводят. Проводимые программы должны в своем описании содержать цели, задачи и способы успешного воплощения этих программ. Информация об этих программах должна быть доступна всем заинтересованным сторонам. 6.03. Достоверность и объективность в обучении. А. При проведении обучения или тренинга психологи предоставляют обучающимся достоверную информацию. Б. Занимаясь обучением или тренингом, психологи осознают свое влияние на обучающихся и делают все возможное, чтобы избежать негативных воздействий на них. 6.04. Оценивание студентов и осуществление супервизии А. В учебных и супервизорских отношениях психологи устанавливают необходимую обратную связь со студентами и супервизируемыми. Б. Психологи оценивают студентов и супервизируемых на основе их реальных достижений в соответствии с установленными программой требованиями. 6.05. Планирование исследования А. Психологи разрабатывают и проводят исследование и отчитываются за него в соответствии с научными и этическими стандартами. Б. Психологи планируют исследование таким образом, чтобы сократить до минимума получение неверных результатов. В. Планируя исследование, психологи решают этические вопросы в соответствии с Этическим Кодексом. В тех случаях, когда этические вопросы трудно разрешимы, психологи ищут решение в консультациях с общественной комиссией Национальной Ассоциации Психологов Казахстана, коллегами или иным приемлемым способом. Г. Планируя исследование, психологи делают все возможное по защите прав и благополучия людей, участвующих в исследовании, и других лиц, связанных с исследованием, а если исследование включает в себя эксперименты на животных, то также заботятся и о них. 6.06. Ответственность До проведения исследования (за исключением случаев, когда исследование состоит только из анонимных серий, открытых наблюдений или схожих экспериментов) психологи достигают взаимопонимания с участниками о сути исследовани<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: