Отсутствие информации - это тоже информация . 17 глава




Есть такое понятие - харизма. Суть его объяснять не надо, это все чувствуют. Харизма либо есть, либо ее нет. Быть другим и быть первым - это значит иметь огромный талант, огромное желание плюс немного везения в образе того продюсера, который вам поверит. Поэтому жестких законов, которым должен строго соответствовать ведущий (ведущая) утреннего или дневного канала, наверное, не существует. Надеюсь, вы помните, что многое при решении этой задачи зависит от того, в каком именно городе вы работаете, на каком канале, каков менталитет вашей аудитории. Пожалуй, единственное, что является общим для различных ведущих различных каналов, - это светлый образ, настрой на хорошее. Утро должно быть добрым и бодрым. Совсем не обязательно вместе со зрителями делать зарядку и рассказывать анекдоты. Ведущий может быть вполне сдержан, молчалив, внимателен, корректен. Но он по определению не может быть мрачным. С утра нашим людям этого не нужно. Утром можно улыбаться чаще, чем вечером. Можно позволять себе больше говорить, больше комментировать от себя лично, если у вас это получается. Но сыграть доброту нельзя. Даже не пытайтесь. Неосторожное слово, резкое обращение с гостями в студии или с партнерами по эфиру, растерянность в момент прямого эфира - все это выдает ваш истинный характер. Далеко не каждый человек может и хочет быть добрым. Тем не менее такие люди есть. Доброе, светлое отношение к людям - непременное качество ведущего утреннего канала. У дневного эфира своя специфика. Ведущий дневного эфира, как и утреннего, вполне может позволить себе некоторую «болтовню», раскованность, улыбку, несерьезные вопросы, смех. Но время выхода программы в эфир - это не просто условность, это, скорее, условие. Условие, которое диктует свои правила. Если утром разговор может быть обо всем и ни о чем, тем более что в это время люди собираются на работу и воспринимают телевизор почти как радиоприемник, то днем телевизор смотрят либо на работе, либо дома - те, кто не ходит на работу (мамы с маленькими детьми, пенсионеры или домохозяйки). Это самый общий подход. Конечно, в каждом городе, в каждом конкретном случае путем телефонных опросов, анкет и взаимодействия с фокус-группами надо выяснять все это более конкретно и обстоятельно. Тем не менее ведущий дневного эфира должен быть более серьезен, более аналитичен и конкретен. Днем, как правило, выдается полезная для людей информация и надо сделать все для того, чтобы люди получили ответы на вопросы: что? где? когда? почем? зачем это надо? Ведущий такого эфира должен от имени зрителей узнать у гостей в студии все необходимые подробности. Но понятие времени для дневного эфира совсем иное, нежели для вечернего. Здесь 208

времени, грубо говоря, на все должно хватать. Нельзя суетиться и подгонять участников разговора. Лучше позвать меньше гостей, но поговорить с ними обстоятельно. Улыбок должно быть уже меньше, чем утром, но общий спокойный настрой, готовность и желание беседовать со зрителем у ведущих утреннего и дневного эфиров похожи. В ситуации, когда в одно и то же время по разным каналам выходят такие разные программы, давать советы относительно имиджа, стиля, одежды сложно. Главная задача остается прежней - быть в гармонии. Ведущий авторской программы Утро должно быть добрым и светлым, настраиваясь на оптимистический лад - таким, как мы только что обсудили, видится нам ведущий утреннего канала. День становится более деловым и прагматичным. Соответственно требуется более деловой и прагматичный ведущий. Каким должен быть ведущий авторской программы? Нельзя дать однозначного ответа, потому что это зависит от концепции и жанра программы. Если это авторская программа о культуре, то сразу возникает образ приятного, умного, образованного и спокойного ведущего, который владеет речью так, что можно за ним записывать и публиковать текст. Если это программа криминальная, то ведущий может и должен быть экспрессивным, точным в каждой своей фразе и уверенным в правоте - как своей программы, так и своей лично. В такой программе, как правило, нет места для сомнений. Даже если ведущий задает вопросы своим героям или выставляет их на обсуждение всей аудитории, все равно зритель должен чувствовать, что сам ведущий знает ответы на все вопросы и его нельзя переубедить. В некоторой степени это требование жанра. Трудно представить себе неспортивного ведущего спортивной авторской программы. Сам имидж ведущего должен работать на тему программы. Если речь идет о спорте, то ведущий своим бодрым видом и отличной фигурой должен агитировать за здоровый образ жизни. Если о культуре, то вот он, ведущий, с которым хочется общаться и которого приятно слушать. Если о моде - соответствие обязательно. Здесь возможны самые яркие решения, прически, одежда. Все это так. И при этом есть одно самое главное требование к любому ведущему авторской программы: свою тему он должен знать не поверх ностно, а глубоко и профессионально, то есть на уровне профессионалов этой области знаний. Поверхностность и игра недопустимы. Авторская программа подразумевает, что ведущий не просто набрался некоторой наглости, чтобы выйти в эфир со своими собственными умозаключениями и поведать о них многотысячной аудитории, 209

ему действительно есть что сказать и знает он на самом деле во много раз больше того, что говорит. Ярчайший пример - Вячеслав Зайцев в программе «Модный приговор». Право на авторскую программу надо заработать. Есть два пути: первый - когда ведущий авторской программы «вырастает» внутри коллектива и сначала, как правило, работает в новостях, потом начинает вести свою рубрику, становится популярным. И вот, как результат длительной и успешной работы одновременно у самого журналиста, у его зрителей и у начальства возникает твердое убеждение, что этот человек должен появляться в эфире со своей собственной программой. Именно так появились первые политические комментаторы еще в советское время. Сначала это были корреспонденты, затем собственные корреспонденты в других странах. И только потом Александр Каверзнев, Леонид Зорин, Леонид Золотаревский получили право на авторские программы. Опасно, когда начинающий, успешный и уверенный в себе корреспондент новостей слишком быстро появляется в эфире со своей авторской программой. Недостаточно иметь хорошую идею и некоторые навыки работы в эфире. Право на собственный комментарий должно быть заработано. Иначе зритель никогда не воспримет такого ведущего. Зритель должен захотеть услышать мнение именно этого человека, как хочет сегодня зритель услышать мнение Владимира Познера, Михаила Леонтьева, Владимира Соловьева и многих других. Ведущий авторской программы должен иметь авторитет уже до появления своей первой программы в эфире. Второй путь - это приглашение в качестве автора известной персоны со стороны. Такой персоной может стать прекрасный режиссер, артист, литератор или журналист из газеты или радио, иногда даже политик. В этом случае персона уже раскручена и очень интересна зрителям. Конечно, такая программа останется в эфире надолго только в том случае, если человек «со стороны» окажется вполне телевизионным и быстро овладеет приемами профессионального мастерства. Трепетно и проникновенно работает в программе «Жди меня» актер Игорь Кваша, многие зрители открыли для себя Ларису Гузееву в программе «Давай поженимся». Интересно и нестандартно работала в ток-шоу «Без комплексов» Лолита. Есть еще немало таких примеров. Многие ведущие авторских программ, которые еще год-два назад думать не думали о появлении на экране, стали лауреатами самой престижной национальной награды «ТЭФИ» и оказались яркими и популярными телеперсонами. Сразу можно вспомнить авторов «Городка» актеров Илью Олейникова и Юрия Стоянова, писательниц Дуню Смирнову и Татьяну Толстую. 210

Интересно, что идея привлечения известных личностей для создания нового телевизионного авторского проекта оказалась заразительной и для провинции. Я видела ток-шоу, которое вполне уверенно вел пожилой, авторитетный газетчик-журналист. Видела женские программы, которые вели актрисы местного театра. Временами это было неплохо. Но мы уже говорили в первой главе, что если человек появляется в качестве телевизионного ведущего, он обязан соответствовать всем требованиям этой профессии, оставаясь авторитетной и востребованной персоной. Вряд ли есть журналисты, которые не мечтали бы иметь авторскую программу. Программа приходит журналисту во сне или человек невольно начинает представлять себя на месте ведущих известных авторских программ, и в какой-то миг ему кажется, что он сделает все лучше, точнее, чем Андрей Малахов или Оксана Пушкина. Мечтать - нормально и даже хорошо. Тем не менее я хочу уберечь вас от страшного разочарования, когда вы, не дай Бог, провалитесь со своей авторской программой и ее уберут из эфира раньше, чем она запомнится зрителям. Таких примеров, к сожалению, очень много. Продюсеры вообще неохотно соглашаются на производство авторских программ, так как их рейтинг несопоставимо ниже, чем рейтинг новостей. Есть только несколько исключений. Прежде всего это криминал, на который всегда есть спрос (к сожалению, это сатира и юмор, если сделано неплохо (в провинции такие программы - редкость, так как жанр сложнейший). Что в основном предлагает своему продюсеру журналист? Программы о людях. У продюсера становится кислое лицо, и он в чем-то прав, потому что даже любовные истории с Оксаной Пушкиной имеют высокий рейтинг не потому, что это сплетни, а потому, что это сплетни про известных людей. Известных людей в провинции раз-два и обчелся. К тому же про них уже давным-давно всем все известно. А программа про замечательную крестьянку бабу Дуню будут смотреть только в том случае, если привлекает имя автора или программа раскручена до такой степени интересности, что реагируют уже на название программы. ¦ Так, в Самаре долгие годы существовал цикл «Отражение». Если одним общим словом обозначить темы программы, то правильно бу дет сказать, что это программа о культуре. После этих слов мно гим сразу становится скучно, не правда ли? Это потому что вы не видели самой программы. Режиссер Вера Баранникова и ее коман да создали галерею чудесных человеческих портретов. Их героями становились вахтер театра, самодеятельный поэт - городской су масшедший или флейтист, который после операции на горло не мог играть и не мог жить без музыки. Это трогательные истории, где и смех, и слезы, и любовь. Это Гоголь и Чехов, вместе взятые. Я знаю, 211

что зрители в Самаре подходили к телевизору, как только слышали музыкальную заставку этой программы. Кстати, программа автор ская, а самого автора на экране мы не видели. Только голос за кадром. Так бывает. ¦ СОВЕТЫ С ЧЕГО НАЧАТЬ, ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ ВЕСТИ СОБСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ? Попробуйте себя сначала в рубрике в новостях. Эта рубрика может быть посвящена той теме, которая вас волнует и в которой вы разбираетесь. Культура, криминал, домашние животные, спорт, человеческие судьбы и т. д. Не стоит сразу пугать продюсера требованием «посадить» вас на постоянную рубрику, нужно просто стараться делать материалы на ту тему, которая вас волнует, и предлагать их для эфира. Иногда такие материалы надо делать сверх тех заданий, которые вы получаете. Направьте свои усилия не на уговоры начальства (хотя это тоже надо), а на проникновение внутрь той тематики, которая вас при влекает. Вы должны знать по этой теме столько, чтобы разговаривать на равных с профессионалом в этой области. Ветеринар должен узнать в вас своего, если вы ведете рубрику о домашних животных, и должен сильно удивиться, узнав, что у вас нет специального образования. Это касается любой тематики. Не опускайте руки, если судьба, как вам кажется, против вас. Предположим, вы уже давно ведете рубрику «Новости культуры» в новостях. Вас знают все режиссеры театров и художественная интеллигенция города. Вас уважают как профессионала, приглашают на все премьеры и стараются узнать ваше мнение. Вы давно имеете столько материала, что уже не можете ограничивать себя рамками короткой новостной рубрики. Однако продюсер и руководитель телекомпании не соглашаются терять рейтинг даже ради качественной телевизионной программы на такую важную тему, как культура. Ваш путь -становиться продюсером собственной программы. Я сама уже давно работаю больше продюсером и педагогом, чем журналистом. Оказалось, что очень полезно побывать по другую сторону баррикад. Теперь я сама испытываю большие сомнения, когда журналист с горящими глазами приходит ко мне с предложением сделать авторскую программу и заранее уверен в ее успехе. Дело даже не в деньгах и не в рейтинге, хотя все это важно. Дело в том, что, как правило, эти предложения носят вторичный характер и являются калькой с известных федеральных программ или ветошью из бабушкиного сундука. Помните, что продюсер всегда реагирует на новое. Авторская программа требует оригинальной идеи и яркого индивидуального авторского начала. При этом она должна иметь успех у максимального количества зрителей. Это сложная задача со многими 212

неизвестными. Но почему-то всегда находится тот, кто имеет смелость, мужество и талант предложить новый проект. Старайтесь мерить себя по самым высоким критериям. Ищите свою тему, свой подход и судите себя максимально строго, прежде чем обижаться на начальство, которое вам в очередной раз отказывает. Разговор со зрителем по-разному ведут ведущие новостей, утреннего и дневного каналов, ведущие авторских программ. Но прежде всего надо быть компетентным, всегда знать больше того, о чем говоришь с экрана, каждую секунду чувствовать своего зрителя и каждый раз завоевывать его заново.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: