Организация практико-ориентированной деятельности как способ формирование общеучебных компетенций учащихся.




МАУДО «Дом детского творчества №15»

город Набережные Челны

педагог дополнительного образования

Пескова С. Ю.

 

В «Концепции модернизации образования на 2016-2020г» подчёркивается важность формирования ключевых компетенций учащихся, которые, являясь базовыми, создают определённую предпосылку для эффективной реализации других компетенций. Компетентный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности, а помочь учащимся самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Так, по определению Д.Иванова: «...ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества».

Выделяют следующие ключевые компетентности:

1. Ценностно-смысловая компетенция, включающие мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир. Выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.

2. Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

4. Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств.

Общеучебные компетенции есть основа формирования ключевых компетенций учащихся, способность пользоваться рациональными приемами умственного труда и самостоятельно совершенствоваться в овладении выбранной деятельности. Общеучебные компетенции включают в себя:

· извлечение основного содержание информации;

· исследование различных вариантов проблемы и выбор оптимального решения;

· самостоятельный поиск методов решения практических задач;

· планирование своих действий и времени; организация, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности;

· оценка результатов своей деятельности;

· сотрудничество с учащимися и педагогом при выполнении общего задания;

· способность к непрерывному самообразованию.

Мною реализуется дополнительная общеразвивающая программа по восточному танцу «Шехерезада». Цель программы: формирование специальных, творческих способностей учащихся, развитие устойчивого интереса к хореографическому искусству через активное приобщение к занятиям восточными танцами и применения их на практике.

Для прочного усвоения новых знаний по хореографии требуется формирование позитивного отношения, интереса учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому я ставлю одной из задач – организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим, в котором учебная деятельность учащихся становилась успешной, а знания востребованными.

Содержание программы включает в себя организацию практико-ориентированной деятельности учащихся. Задача практико-ориентированной деятельности заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся. В своей работе я применяю следующие виды практико- ориентированной деятельности:

- Специфика и разнообразие типов хореографических занятий. В своей работе я включаю хореографические занятия комбинированного типа, а так же интегративные занятия на сюжетной основе, которые увлекают детей, повышают их активность, стимулируют творческое воображение и произвольное внимание, обогащают эмоциональный опыт. Данные занятия способствуют формированию умения учащихся выбирать оптимального решения и различные варианты решения творческих задач.

- Групповые задания на составление танцевальных композиций и импровизацию помогают учащимся формировать коммуникативную компетентность, которая предполагает организацию сотрудничества с учащимися и педагогом при выполнении общего задания. Выражается в умении учащихся договариваться между собой, принимать решения, отстаивать свою точку зрения, раскрывает лидерские качества учащихся. Также происходит самостоятельный поиск методов решения практических задач.

- Подбор танцевального репертуара происходит по принципу его усложнения и соответствия целям и задачам хореографического обучения, и опирается на следующие критерии и принципы: художественность и увлекательность; педагогическую целесообразность и учет воспитательных задач; творческую самостоятельность и концепцию развивающего обучения в хореографии; учет индивидуальных качеств детей; мировоззренческую направленность и дальнюю и ближнюю перспективы развития; историзм, раскрывающий реальный путь развития танцевального искусства. Тематика танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и тендерным особенностям. Например, сюжет танца «Школьная история» связан с образом школьника-первоклашки и его первым учебником «Азбукой», сюжет танца «Зонтики» - веселье под дождем и взаимовыручка, поделились зонтами с подругами.

Разнообразие танцевального репертуара способствует формированию танцевальных знаний и умений учащихся: знание различных видов танцевальных движений, комбинаций, композиций; умения применять знания при решении танцевальных задач. Использование движений различных направлений хореографического искусства (классического, народного и современного танцев) подразумевает знакомство с классическим танцем, богатством народного танцевального творчества, подвижностью и непредсказуемостью современного танца и регламентирует поэтапность освоения движений. Интеграция различных видов хореографических дисциплин выступает основой для решения задач становления хореографических умений у учащихся. Учащиеся учатся планировать свои действия, организовывать собственную учебную деятельность, анализировать и оценивать.

- Применение ассоциативной хореографии. Это комплексное взаимодействие хореографии с другими видами художественной деятельности – с музыкой (сопровождением), литературой (сюжетной основой), декоративно-прикладным искусством (костюмом, декорациями, реквизитом). Здесь формируется способность к непрерывному самообразованию. Ярким примером является изучение фольклорного танца «Саиди» с тростью. Знакомство с характерной музыкой стиля, изучение литературы, сюжета танца способствует расширению танцевального кругозора. Изучение стиля и исследование различных вариантов фольклорного костюма, выбор оптимального решения данной творческой задачи по созданию танцевально костюма формирует умения учащихся по самостоятельный поиску информации, выбору необходимой информации для решения поставленной практической задачи – создание фольклорного танцевального костюма. Данная деятельность происходит в тесном сотрудничестве с педагогом.

- Применение технологии портфолио, как альтернативного способа оценки хореографических достижений учащихся. Портфолио учащихся способствует реальной оценке результатов собственной деятельности, созданию ситуации успеха, повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях, развитие мотивации дальнейшего творческого роста, приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями, стимулирование стремления к самосовершенствованию, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого учащегося, развитие познавательных интересов, формирование установки на творческую деятельность. Учащиеся объединения принимают участие в ежегодном конкурсе «Портфолио», где показывают свои успехи участия в разных уровнях конкурсов по восточным танцам, что является мотиватором для дальнейшего творческого роста и развития учащихся студии.

- Применение приемов оценки и взаимооценки на занятиях хореографии дает учащимся возможность оценить результаты своей деятельности – идет формирование адекватной самооценки и оценки друг друга. У учащихся формируется умение адекватно воспринимать замечания (не обижаться на слова учащихся, воспринимать критику доброжелательно, с пониманием) со стороны не только педагога, но и учащихся. Учащиеся в сотрудничестве с педагогом оценивают свою танцевальную деятельность в парах, в малых группах, в подгруппах. Происходит развитие личностных и нравственных качеств учащихся.

Результатом создания условий по организации практико-ориентированной деятельности является сформированные общеучебные компетенция учащихся. Этому способствует подбор содержания учебного материала дополнительной общеразвивающей программы, помогающего учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений, формированию нового опыта на основе вновь приобретенных знаний. Данный опыт является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания – востребованными.

 

Литература

1.. Майнулов, Б. Б. Развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 / Мануйлов Б. Б. -М., 2001.-21 с.

2. Мартыненко, Е. В. педагогические условия формирования хореографических умений детей 5-6 летнего возраста в дошкольных учреждениях Текст.: дис.. канд. пед. наук / Мартыненко Елена Владимировна. Бердянск, 2005. - 240 с.

3. Межличностное познание, общение и понимание Текст.: хрестоматия / сост. JI. И. Савва. Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 204 с.

4. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения Текст.: в помощь муз. руководителям, воспитателям и родителям / М. А. Михайлова, Т. В. Воронина. Ярославль: Акад. Холдинг, 2000. - 112 с.

5. Молчанова, 3. М. Личностное портфолио старшеклассника Текст.: учеб.-метод. пособие / 3. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова; под ред. Т. В. Черниковой. М.: Глобус, 2006. - 128 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: