МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Алкоголизм - повод, причина... и последствия»

 

с. Курсавка 2013 год

Авторы: Батнасунов С. Ш., преподаватель спецдисциплин и Батнасунова A.M., мастер производственного обучения

 

 

Рассмотрена и рекомендована к применению на заседании методического совета ГБОУ СПО КРК «Интеграл»

 

Протокол №________ от __________ 201______г.

 

 

Председатель М.А.Уманская

 

 

357070 Ставропольский край,

Андроповский район,

с.Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

факс:6-39-79

kurs_integrall@mail.ru

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Родительское собрание - это эффективная форма одновременной взаимодействия с коллективом родителей всей группы. Но часто можно наблюдать такую картину, когда на родительском собрании в группе присутствуют 5-6 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, я педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни коллектива. Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают на него ходить.

Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начать работу с группой педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, о которых уже упоминалось выше.

Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формировании культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.

Хорошей традицией родительских собраний в колледже являете; оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному типографский вариант, руками самих студентов, с помощью родительской комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указывается имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать информацию о собрании. Прочитав эти строки, кто-то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимет много времени. Однако имение такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формировать уважение к профессиональной деятельности педагога подчеркнет значимость встреч мастера с родителями, будет стимулировать их интерес к колледжу и культуру родительского взаимодействия друг с другом.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога Мастер производственного обучения лучше знает родителей его группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов.

1. Анализ учебных достижений студентов группы. В этой части родительского собрания мастер производственного обучения знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности группы, с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить с повышенной тревожности родителей и. передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Мастер производственного обучения делится наблюдениями о поведении ребят и значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид студентов и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию колледжа, как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного студента, тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление проступков студента.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогический компетентности родителей - одна из важнейших задач работы и сотрудничества мастера производственного обучения. Следует предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, групповые вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Отметим, что финансовые проблемы лучшее всего заранее обсудить с родительским комитетом.

5 Личные беседы с родителями. На этом этапе особое внимание следует обратить на тех родителей, дети которых имеют проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний. Задача мастера производственного обучения - стремиться обеспечить им чувство безопасности, дав понять, что их здесь не осуждают, а стремятся помочь.

Очень эффективна тактика присоединения «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.

Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию. Разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом дальнейших размышлений.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации колледжа и коллег- педагогов. Советы психологов:

1. Перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение.

2. Отведите на проведение собрания не более: 1,5 часов.

3. Самый приятный звук для человека _ его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей

4. Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

5. Не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

6. Предупредите родителей, что вся информация должна стать достоянием детей.

7. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

8. Дайте понять родителям, что вы хорошо: понимаете, как трудно ребенку учиться.

9. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

10. Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".

11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

• осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы;

• сравнивать успехи отдельных студентов и разных классов; давать

• негативную оценку всему классу; переоценивать значение отдельных

• предметов; избирать для общения назидательный тон.

Будьте предельно корректны и тактичны!

 

Тема: «Алкоголизм - повод, причина... и последствия»

«Пьянство» и «культура» - вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма.

Н. Семашко

Задачи: обратить внимание родителей учащихся на проблему собрания; обсудить с родителями методы борьбы с алкоголизмом; способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую жизнь и судьбу молодых людей; показать родителям отношение старшеклассников к данной проблеме.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения; пагубное влияние алкоголизма; методы борьбы с алкоголизмом.

Подготовительная работа: диагностическое исследование среди старшеклассников (см. приложение); классный час «Исторический экскурс в последствия алкоголя»; алкоголизм в шаржах: конкурс сатирического плаката среди старшеклассников; сочинение-эссе «Мое отношение к пьянству».

Комментарии для учителя. Данное собрание в одиннадцатом классе - еще одно напоминание родителям о том, что их дети выросли и совсем скоро они выйдут из стен школы, которая их направляла, контролировала дела и поступки, учебу и сферу взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В ходе собрания классный руководитель попытается еще раз напомнить родителям о том, что они должны обратить самое серьезное внимание на подготовку своего ребенка к взрослой жизни. В первую очередь, эта подготовка подразумевает умение юноши и девушки сказать «нет» в ситуации, требующей от них принятия решений. Одной из таких серьезных проблем является проблема алкоголизма, подготовку к которой зачастую начинает именно семья.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Наше собрание мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека.

Возможно, кто-то из вас скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

П. Анализ сочинений-эссе «О пьянстве»

«Мой отец пьет. Об этом не знает никто в нашем доме и даже в нашем подъезде. Об этом знаем мы, его семья: мама, мой брат и я. Если бы мы имели возможность уйти, уехать, убежать, мы бы давно это сделали. Нонам очень жаль маму. Мы с братом видим, как ей тяжело сидеть погибающего отца, но сделать мы ничего не можем.

Отец — очень хороший человек, его работа ответственна. На работе его все очень любят и уважают, но когда он приходит домой, то первым делом он пьет. Он пьет, когда ест, когда смотрит телевизор. Потом засыпает, а, просыпаясь, опять пьет. И так всю ночь...

Утром он долго моется, приводит себя в порядок и идет на работу. Невозможно смотреть в его больные виноватые глаза, в груди растет нена­висть, которая, перемешиваясь с жалостью, требует выхода...

Я ненавижу вечера в своем доме, я ненавижу людей, которые позволя­ют себе перестать быть людьми...»

III. Анализ диагностического исследования

IV. Исторический экскурс в проблему. Цифры и факты

(Оформляется в виде плаката, который вывешивается на доске.) Впервые в России водка появляется в 1432 г. Ее привезли купцы из Италии.

В1552 г. в России при Иване Грозном был открыт первый кабак.

В 1652 г. были введены ограничения на продажу спиртного в России.

В185 7 г. по всей России прокатились трезвые бунты, спиртное не про­давалось в выходные и праздничные дни.

В 1914 г. царское правительство ввело сухой закон на время первой мировой войны. Это привело к следующим результатам: прогулы сокра­тились на 47%, производительность труда выросла на 17%, преступность сократилась в два раза.

В 1980 г. на душу населения в России выпускалось 108 литров алкоголя, что превышало средний мировой уровень в 2,5 раза,

В 1983 г, выпускалось 30 литров в год на человека, с учетом детей и стариков. В последние годы активного принятия алкоголя значительно выросло количество дебильных и умственно отсталых детей. В 2,5 раза увеличилось количество детских домов, в которых живут дети при живы> родителях.

V. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания

Вопросы готовятся заранее, к их подготовке могут быть подключены учащиеся. Вопросы могут быть обсуждены со специалистами заранее. Ответы можно записать на видео.

1. Могут ли говорить о том, что употреблять спиртное нельзя, людям, которые сами регулярно употребляют спиртные напитки?

2. Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?

3. Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?

4. Может ли церковь помочь в борьбе с пьянством?

5. Какие общественные организации помогают бороться с пьянством?

6. Что можно считать пьянством, а что - нет?

7. Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?

8. Как нужно веста себя с подростком, который пришел домой в не­трезвом виде?

9. Что делать, если подросток говорит, что так поступают вместе, с кем он дружит?

10. Как поступить, если сын или дочь просят на свой день рождения купить им спиртное, так как им нужно угостить своих друзей?

VI. Ознакомление с положительным опытом воспитания детей по проблеме собрания

Родители с положительным примером воспитания детей в семье делятся своим опытом, мнением.

VIII.

VII. Презентация сатирических плакатов

Подведение итогов


Собрание 2. «АЛКОГОЛИЗМ - повод, причина... и последствия» Анкетирование обучающихся «Я и алкоголь»

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?

2. Какой это был алкогольный напиток?

3. Кто тебе его предложил?

4. Как ты отнесся к этому предложению?

5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?

7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?

8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?

9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?

10. Как ты реагируешь на их ругань?

11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?

12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?

13. Сколько ты можешь выпить за один раз?

14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

Диагностика 1

1. Наш сын /дочь принимает спиртные напитки:

а) иногда;

б) никогда;

в) редко;

г) часто.

2. Мы как родители:

а) пытаемся с этим бороться;

б) не видим ничего страшного, если сын/ дочь иногда принимают спиртное;

в) не обращаем внимания, надеемся, что все пройдет само собой.

3. В нашей семье мы употребляем спиртное:

а) очень редко;

б) по праздникам;

в) как все;

г) когда и этом есть необходимость.

4. Друзья нашего сына /дочери:

а) не пьют спиртное совсем;

б) пьют только легкое спиртное;

в) пьют достаточно часто;

г) не могут обойтись без спиртного.

5. Мы считаем, что в семье:

а) можно обойтись без употребления спиртных напитков;

б) нельзя обойтись без употребления спиртных напитков;

в) все зависит от ситуации;

г) можно, но только по большим праздникам.

Диагностика 2

Обучающиеся получают список поводов для принятия спиртных напитков, расставляют их по степени значимости в собственной семье.

• День рождения.

• Красные даты календаря.

• Приход знакомых и соседей.

• Приезд родственников.

• Получение зарплаты.

• Плохое настроение.

• Неприятности на работе.

• Выходной день.

• Повышение по службе.

• Без повода.


 


ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронов В. Разнообразные формы воспитательной работы. Воспитание школьников, 2001 г., № 6.

2. Высоцкий В.В. Стихотворения. - Екатеринбург, - 2004 г.

3. Маленкова А.Н. Воспитание в современной школе. М., 1999 г.

4. Составители: А.Н.Борисов, М.Г. Новак. Энциклопедия для юношей. - СПБ, 2006 г.

5. Титова Е.В. Если знать как действовать: разговор о методике воспитания М, 2003 г.

6. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. - М, 1991 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: