Анализ звукозрительного образа в кино и на телевидении. Реализация авторского замысла посредством создания звукозрительного образа.




Звуковой кинематограф оперирует такими структурами, как изображение и звук. Связи визуальной и звуковой сфер весьма разнообразны. Характер их зависит от того, какие элементы звукового и зрительного ряда сочетаются между собой. Единство зрительного кадра и звуковых элементов основано на аналогичных связях этих элементов в реальной жизни, единство речи и зрительных кадров тоже берет начало в опыте зрителя, полученном в повседневной жизни, связь музыки с изображением (если она не внутрикадровая) уже есть специфически кинематографическая условность.

Художественный образ в экранных искусствах создается как система звукопластических форм. Исходным моментом в его создании является авторский замысел. Как правило, режиссер имеет дело со сценарием (иногда – со сценарной заявкой в документальном кино). Герои, пространство, в котором они существуют, исторический и бытовой фон – все это осмысливается режиссером и служит отправной точкой для работы всей съёмочной группы.

В кино в процесс создания звукозрительного образа входят следующие компоненты:

- вербальный элемент (слово);

- пластика (как персонажей, так и ритма монтажа);

- свето - цветовая драматургия;

- декорации и костюмы, как элементы среды обитания героев;

- речевая характеристика персонажей;

- звуковая партитура, включающая музыку, шумы, паузы.

Феномен монтажности (художественного, конструктивного монтажа изображения и текста) обусловлен таким свойством человеческого сознания, как выстраивание связи между последовательно воспринимаемыми предметами. Это делает возможным создание художественных образов, отличающихся гораздо большей полнотой, чем в других изобразительных искусствах.

Сочетание всех компонентов позволяет наполнить жизнью, сделать реалистичными и узнаваемыми образы персонажей как в игровом, так и неигровом кинематографе.

В телевизионном контенте (особенно студийном) преобладает роль слова. Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение передает события действительной жизни, а также готовые формы, созданные ранее или создаваемые другими видами искусства в момент трансляции (концерты, театральные спектакли, кинофильмы). Уже эта функция телевидения сообщает телевизионному зрелищу эстетическое качество, основанное на единстве творческого и коммуникативного процессов. Она позволяет режиссёру, оператору, комментатору, используя те или иные выразительные средства (монтаж, ракурс, интонация, композиция и т.д.), придать наибольшую выразительность и действенность передаче, выявить социально-психологический и эстетический смысл происходящего, подчеркнуть социально значимые и индивидуально-характерные черты событий и их участников.

Звукозрительный образ включает:
- Зрительные компоненты
Статика, движение, пластика, цвет, свет, костюмы, грим, ракурс, надписи и прочее
- Слуховые компоненты
Слово (произнесенное), музыка, шумы, тишина
- Могут быть действующие (сопровождать действие)
- Закадровые звук (ассоциации - дополнение образов или расширение образов)

В кино нельзя все рассказать словами, единственное где возможна иллюстративная речь – это детский контент. В кино драматургически важны шумы и музыка, которые усиливают смысловую и эмоциональную часть. А на телеке наоборот важнее речевая составляющая.

Теория и практика звукового дизайна. Основные техники и методы звукового дизайна экранных произведений. Специальные звуковые эффекты, их функции и техники создания.

Вид творческой деятельности по моделированию звуковых пространств и созданию специальных звуковых эффектов для аудиовизуальных произведений – саунд дизайн в кино
Звуковое пространство - совокупность взаимосвязанных звуковых эффектов
Признаки (отличительные свойства)
- Многослойность (различное количество звуковых слоев с правильным подбором по частотным характеристикам объединенных в одно)
- Гипперреалистичность
- Иммерсивность (физическое погружение, спровоцированное техническим прогрессом)
- Аудиовизуальность (гармоничное сочетание изображения и звука)
- Симуляционность (с каждой сменой плана фоновое сопровождение меняется/ слышим происходящее ушами того или иного героя/имитация процесса)
- Избыточность звучания (драматургически обусловленная для конкретных сцен/ наличие большого кол-ва компонентов, которые воздействуют на подсознание)


3 вида анализа звукового пространства:
- структурный

Позволяет понять структуру звука в проекте (из каких звуков состоит)
1) Точечные звуки – любой единичный звук, возникающий в фонограмме
2) Фоллей - эффекты — два и более звука, объединенные единым действием объекта (синхронные звуки)
3) Фоновые эффекты – протяженные во времени с применением множества эффектов, передающий информацию о месте действия
4) Эмбиентные звуки – объединение звуков с применением эффектов, чтобы получить несуществующее звучание. Созданы для создания определенного ощущения, нагнетания состояния (дроны, педы, райсы)
5) Синтетические звуки – полученные с помощью электронного синтеза
6) Обработанные звуки – значительно трансформированы с помощью различных приборов
7) SFX — специальные звуковые эффекты, звуки несуществующих персонажей/событий и тд (авторские звуки)

- функциональный
Позволяет выяснить какую функцию выполняет звук в структуре целого.
Приемы худ.выразительности звука:
1)акцент – элемент, который привлекает наше внимание: через повышение громкости, через тишину.
2)лейтмотив звуковой – характеризует звуком тот или иной объект/персонаж/событие
3)звуковой рефрен – повтор фрагмента, призванный вызывать одно и то же эмоциональное состояние
4)переходы
•быстрые•плавный•задержанный (изобр зв)
•отложенный (звук изобр)
5)звуковая подмена – замена ожидаемого звука другим
6)контрапункт
7)сопоставление звуковых пространств – ускоряет восприятие экранных событий
8)деталь/фон – когда важно что-то одно, всё остальное уводится в фон

 

- диегетический
Игра в видеоигры – рассказываешь историю
Зависимость звуковых пространств от повествования
Разновидности пространств:
1)диегетическое пространство и звуки - звуки мира, который моделируют на экране (их слышат и на них реагируют)
2)недиегетические звуки - речь от автора, оформительская музыка, экранная магия, эмбиентный слой
3)полудиегетические звуки (семидиегетические)– преувеличены, чрезмерно обработаны, хотя синхронны
4)методиегетические - состояние измененного сознания, сны, белочка
5)металепсис - в пространство диегезиса вторгаются уровни с ним не связанные (выходят слои из других пространств)
- риторический (когда автор, персонаж или объект из вышестоящего диегетического уровня (пространства) комментируют ситуацию нижестоящего, тем самым нарушая диегетическое единство повествования внутри границ самого повествования) трансгрессия только голоса
- Онтологический (стирание границ диегетических уровней, когда автор, персонаж или объект могут одновременно действовать на двух и более пространственных уровнях диегезиса) трансгрессия персонажа
6)метафорическое пространство (подменяет звук символическим аналогом)
7)Персональное (слышим всё от лица героя)

Типы пространства:
- Реалистичные (имитационные)
- Искусственные (вымышленные): космос, несуществующие планеты, подводный мир и тд
- Персональные (демонстрация действий на экране от первого лица)
- Методиегетические
- Гибридные звуковые пространства

 

Технологии создания звукового дизайна:
1) Звукозапись (студийная, полевая).
2) Монтаж (Layering, последовательный монтаж)
3) Звуковая обработка (Реверсирование; питч-шифтинг; Вакодер - модуляция одного звука через другой; Морфинг - достраивает форманты одного звука, приближая его к другому тембру путем математической апроксимации - отцифрования каждого звука и плавно перестраиваем тембральные зоны одного звука в тембральные зоны другого, делеи, фленджер, хорус, фейзер)
4) Сэмплирование и мультиголосное воспроизведения (семпл разложеный на клавиатуре синтезатора)
5) Worldysing - перезапись уже записанного звука в новых акустических условиях (эховые камеры)
6) Панорамирование многоканальное
7) Синтез звука.
8) Оркестровка изображения шумами (гармоничное сочетание шумов в конкретный момент времени, если существует большое количество действия)

9) Морфинг - достраивает форманты одного звука, приближая его к другому тембру путем математической апроксимации - отцифрования каждого звука и плавно перестраиваем тембральные зоны одного звука в тембральные зоны другого,

Звуковой дизайн (от англ. Sound Design — дизайн звука, саунд-дизайн) — вид творческой деятельности по моделированию звуковых пространств и созданию специальных звуковых эффектов для кино, видео и мультимедийных произведений.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание новых необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки.

В отечественном кинопроизводстве профессии звукооператор, специалист по монтажу звука и шумооформлению функционировали задолго до первых упоминаний о звуковом дизайне. Каждая из этих профессий имеет свою специфику, но все они в той или иной степени включают работы по записи звуков и шумов (звуковых эффектов) и оформлению экранного действия. И для дизайнера звука запись и монтаж шумов — важнейшие творческие техники. Однако звуковой дизайн и шумооформление экранного действия — это не одно и то же. Подбор шумов и звуков под изображение и звуковой дизайн экранной сцены различаются как с технической, так и с эстетической точек зрения.

Шумооформление экранного произведения предполагает поиск звукового решения, звукового образа, звукошумовой детали наиболее соответствующей показываемому на экране событию. В ряде случаев оно точно следует за содержанием изображения (принцип «вижу объект — слышу объект»), в других случаях, напротив, применяется контраст звучания и изображения («вижу один объект — слышу звук другого объекта»), возникающий именно из-за их связи, продуманной и организованной специалистом по звуку.

Звуковой дизайн изменяет традиционные подходы к использованию звука. Так же как дизайнер ландшафтов или интерьеров оформляет реальное пространство различными объектами, так и дизайнер звука наполняет звуками акустическое пространство кинозала, в котором демонстрируется фильм. При этом каждый звуковой эффект представляет из себя комплексный многопластовый (многослойный) звуковой «микс», состоящий из подобранных дизайнером и правильно размещённых элементов в звуковом пространстве. Саунд-дизайн предполагает послойное моделирование звуковых пространств для каждой экранной сцены и послойное моделирование специальных звуковых эффектов. Дизайнер совмещает и микширует несколько звуковых слоёв с целью создания из исходных звуковых элементов совершенно новых звучаний, в которых прежние звуковые составляющие уже слабо улавливаются. Дизайнер звука моделирует послойно звуковое окружение, звуковое пространство, насыщает его различными звуковыми элементами, при этом соблюдая особенности конкретного проекта и его жанра, специфику экранного повествования, особенности действующих персонажей, художественного и образного строя и пр.

Большое количество технологически сложных фильмов, в том числе фантастических, звуковые треки которых особенно насыщены шумовыми эффектами, обусловило выделение дизайнера звука в самостоятельную специальность.

Работа саунд-дизайнера заключается в разработке, отборе и организации звукошумового материала, особом способе размещении звука в структуре аудиовизуального проекта.

С точки зрения технической, звуковой дизайн ближе к технологии «композитинга», применяющейся в дизайне визуальных эффектов для кино и видео, нежели к традиционному звуковому монтажу и звукооформлению.

Многослойность звуковых образов и звуковых пространств – один из отличительных признаков звукового дизайна. Дизайнеры используют технику наслоений звукошумовых фактур (англ. layering), чтобы моделировать тембры фантастических персонажей и вымышленных объектов. Оригинальный тембр создаётся за счёт наслоения нескольких звуков с разными тембрами. «Лэйеринг» подразумевает разделение частотного диапазона предполагаемого финального звучания на функциональные участки (слои). Вместо того чтобы обрабатывать какой-либо единичный звук, подбирается несколько разнохарактерных звуков, каждый из них обрабатывается по отдельности, и затем они совмещаются. Одной из основных сложностей для дизайнера является подбор звуковых слоёв, гармонично сочетающихся друг с другом, частотные диапазоны которых в значительной степени не пересекаются, а фазово-амплитудные значения соответствуют требуемым стандартам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: