Философская проза постмодернизма и кинематограф: роман У. Эко «Имя розы» и его экранизация.




 

Постмодернизм — течение в художественной культуре, сложившееся в последней трети ХХ века. Постмодернизм суммировал опыт модернизма — культурного авангарда первой половины и середины ХХ века. Отсюда проистекают такие особенности постмодернистского искусства, как эклектика, стилизация, пародия, профанация.

Произведения постмодернисткой литературы отличают интертекстуальность, цитатность, капризная ассоциативность.

З начительное явление постмодернистской литературы — творчество итальянского писателя, публициста и ученого Умберто Эко (1932–2016). К художественной прозе он обратился, будучи известным ученым и профессором семиотики Болонского университета. Автор научных трудов, посвященных средневековой культуре, Умберто Эко помещает в средние века действие первого своего романа — «Имя розы»

В соответствии с установками постмодернизма Умберто Эко стирает границы между элитарной и массовой культурами. Все его романы основаны на детективных сюжетах и наполнены разнообразными интертекстами — философскими, культурологическими, эстетическими. Детективный сюжет обеспечивает занимательность и массовый спрос, а интертексты дают богатую пищу для ума, удовлетворяя интересы самых искушенных читателей.

Фильм «Имя розы», снятый в 1986 году французским режиссером Жан-Жаком Анно, является экранизацией первого и наиболее знаменитого романа итальянского писателя Умберто Эко. В 1986 году лента не только окупилась в прокате, но и стала одной из наиболее культовых работ режиссера Жан-Жака Анно, сочетая в себе черты как сугубо авторского, так и коммерческого кино. «Имя розы» — это втиснутая в рамки исторического детектива философская притча о поиске истины и противопоставления сугубо рационального и духовного начал. Все монахи-бенедиктинцы в картине подвержены тем или иным грехам, а сам монастырь напоминает Голгофу, в которой борятся друг с другом истинная вера и фанатизм. В фильме, как и в романе, нашли свое отображение и отголоски мировой культуры, придав этим произведениям еще больший оттенок универсальности.

В первую очередь, стоит сказать, как низко режиссер рисует прислужников католической церкви.: они похотливые, развратные, корыстные, подлые. На фоне всеобщей нищеты, церковь ведет себя несоответствующее, из-за чего и начинают складываться негативные эмоции. А ведь по замыслу автора аббатство должно возбуждать ощущение отрады, а убийства монахов – возмущение. Но зритель чувствует раздражение и безразличие. И, конечно, непростительно, что режиссер убирает рассуждения, которые служили процессом разгадок тайн. Таким образом, он ломает логическую цепочку, и зритель не может оценить титанический труд, который проводят эти двое.

 

Цепь исторических событий, способствовавших возникновению кинематографа: в контексте общего развития искусства.

Сначала открывается принцип персистенции, инерции зрительного восприятия. Жозеф Плато в 1832 конструирует фенакистоскоп – первый прибор в процессе изобретения кино.

Затем, в 1839 Луи Дагер публикует способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром, т.е. фотографию.

Возможность «оживить» фотографию, превратить ее в движущиеся изображения, постепенно открывают многие, но в первую очередь английский фотограф Эдвард Майбридж, в 1872 создавший пофазную последовательность снимков движущегося объекта; в 1877 году Эдисон создает фонограф – устройство для записи звука, американский изобретатель Томас Элва Эдисон, в 1889 превративший скоростную фотокамеру в кинокамеру — кинетограф. Однако, чтобы посмотреть материал, отснятый на кинетограф, Эдисону приходится конструировать и просмотровый аппарат, кинетоскоп.

Спустя несколько лет появляется и кинопроекция. В 1894, увидев в кинетоскопе фильмы Эдисона, французские изобретатели братья Люмьер конструируют синематогрàф (съемочную камеру + проектор). В 1895 с помощью синематогрàфа они проецируют на экран специально отснятые фильмы («Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Прибытие поезда на станцию Ле Сьотà», «Политый поливальщик» и др.). Люди, пришедшие в парижское Гран-кафе, на Бульваре Капуцинок, на первый публичный (с продажей билетов) киносеанс, становятся первыми кинозрителями, а сам зал Гран-кафе — прообразом кинотеатра.

Так возникает кинопрокат; первичными условиями для него оказываются:

1) проецирование движущихся изображений на специальный экран;

2) коллективное восприятие экранного зрелища.

Первый звуковой фильм 1927 – певец джаза созданный по технологии вайтафон со звуком на грампластинке



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: