Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения




Тематический опрос 2 (тестирование)

 

 

Алгоритм выполнения практического занятия

1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

2. Сделать конспект теоретического материала.

3. Выполнить упражнения 1-3.

4. Выполнить ТО 2 (тестирование).

 

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Не являются членами предложения и грамматически не связаны с другими членами предложения:

1. Обращения
Например: Эй! Вернись!
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Обращения и все зависящие от него слова выделяются запятыми.
Например: Милый друг, приезжай скорее домой. Я буду скучать по тебе, Москва!
2. Междометия
Междометие - особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.
Например: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы, увы и ах, то-то же, вот тебе на, вот тебе раз, ну, эй.
Междометия выделяются запятыми.
Например: Увы, каникулы быстро закончились.
Междометия, которые произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения).
3. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
Да и нет — это слова, выражающие утверждение и отрицание. В предложении они выделяются запятой.
Например: Нет, это не мой багаж. Да, я хочу увидеть сестру.
Если слова да и нет предполагают восклицательную интонацию, то тогда они выделяются восклицательным знаком.
Например: Нет! Ты никуда не поедешь!.
4. Вводные слова и конструкции.
Вводные слова и конструкции — это слова и конструкции, не имеющие грамматической связи с членами предложения. Кроме того, сами они не являются членами предложения. Значения вводных слов и конструкций различны: выражение эмоций, оценки, источник сообщения, последовательность изложения и т.д.
Например: Мы, правда, очень устали.
Трудности, как правило, возникают в обнаружении этих слов и конструкций. Важно не перепутать их с омонимичными им членами предложения.
Итак, как обнаружить вводные слова и конструкции:

  • они не зависят от членов предложения (т.е. к ним нельзя задать вопрос);
  • от них не зависят члены предложения (т.е. от них нельзя задать вопрос);
  • их можно исключить из предложения без потери смысла и изменения структуры предложения.

Обратите внимание на примеры.
Сравните:
1) К счастью, мне удалось найти правильный путь.
(к счастью — вводное слово, выделяется запятой)
Мы идем к счастью. (к счастью — дополнение: идем (к чему?) к счастью)
2) Может быть, он станет победителем. (может быть — вводная конструкция, выделяется запятой)
Он может быть победителем.

Примеры вводных слов и предложений
Вводные слова и предложения, выражающие эмоции, чувства, оценку
К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью и т.д.
Вводные слова и предложения, выражающие степень достоверности, возможности, уверенности
Без сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, вероятно, по всей вероятности, кажется, может быть, может, можно полагать, (я) думаю, (я) считаю и т.д.
Вводные слова и предложения, выражающие источник сообщения По сообщению …, по мнению…, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится и т.д.
Вводные слова и предложения, выражающие последовательность изложения, связность речи
Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, наоборот, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и т.д.
Вводные слова и предложения, выражающие приёмы формулирования, способы выражения мысли
Словом, одним словом, другими словами, иными словами, точнее, короче, коротко говоря, откровенно говоря, прямо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с вашего позволения, точнее сказать, так сказать, как говорится и т.д.
Вводные слова и предложения, направленные на активизацию внимания собеседника
Понимаешь (-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те) себе, знаешь (-ете) ли, подчеркиваю, между нами говоря и т.д.
Вводные слова и предложения, выражающие меру того, о чём говорится
Самое большее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере и т.д.
Вводные слова и предложения, выражающие обычность, типичность того, о чём говорится
Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, в крайнем случае и т.д.
Обратите внимание! Слова, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми: Вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и т.д.

 

Упражнение 1.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ветры (1) ветры (2) о снежные ветры (3)
Заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым (4)
Иль цветком с луговой межи.

Я хотел бы под конские храпы
Обниматься с соседним кустом.
Подымайте ж вы (5) лунные лапы (6)
Мою грусть в небеса ведром.

(С. Есенин)

 

Упражнение 2.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я люблю тебя (1) Жизнь (2)
Что само по себе и не ново,
Я люблю тебя (3) Жизнь (4)
Я люблю тебя снова (5) и снова.

Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало,
Я люблю тебя (6) Жизнь (7)
И хочу, чтобы лучше ты стала.

Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна!
Я люблю тебя (8) Жизнь (9)
И надеюсь, что это взаимно!

(К. Ваншенкин)

Упражнение 3.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мой друг (1) учи меня рубиться:
Быть может (2) некогда и мне,
Во славу Руси, пригодится
Рука, привычная к войне.
И что я пел? Любовь, мечты!
Я посвящал рукой безбожной
Цветы поэзии подложной
Очам подложной красоты.
Теперь служу иному чувству,
Пылаю жаждою иной:
Учи ж (3) меня (4) товарищ мой (5)
Головоломному искусству!

(Н. Языков)

 

Тестирование

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, что (3) казалось (4) на это не хватило бы алмазов всей земли.

1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В такой тишине, когда без кузнечика в траве в ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик.

1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Шел снег (1) однако (2) правда (3) в лесу было очень тихо и тепло.

1) 1, 2, 3 2) 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Из всех дорог (1) мне помнится (2) черная лента асфальта, мокрая от росы, и листья ясеня на ней, дорога, по которой (3) мне помнится (4) мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня, счастливое сегодня.

1) 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Чтобы нарисовать тебя, я (1) конечно (2) выберу тихое лесное озеро и (3) наверное (4) буду ждать, когда настанет утро, пахнущее мятой и сосной, и тогда примусь за работу.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Моей знакомой из третьего подъезда шесть лет (1) как мне кажется (2). Знаешь (3) я думаю (4) наш дом похож на бутерброд.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Всю ночь (1) наверное (2) в огромном доме светилось одно окно. За окном (3) уверяли меня (4) жил сказочник: он писал сказки и дарил их людям, потому что без сказок людям живется трудно.

1) 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2

 

 

Источники:

https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/znaki_prepinaniya

https://cyberpedia.su/9xd21d.html

https://www.youtube.com/watch?v=ms87FQuQnLs&t=814s

https://www.youtube.com/watch?v=d19hJcVhTZ0&t=305s

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: