Отражение: - физическое – физиологическое - психическое




Психическое отражение реализуется с двух разных, но одинаково важных сторон: внутренней и внешней среды человека. Внутренняя среда индивида отражается в его потребностях, ощущениях удовольствия – неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях.

Психическое отражение внутренней среды основывается на потребностях и на ощущениях удовольствия-неудовольствия, которые отличаются от потребностей тем, что вызываются нерегулярными воздействиями.

Психическое отражение внешнего мира реализуется посредством образов, причем образ не отдельной вещи, а поля вещей (совокупность «элементов» в определенных взаимоотношениях).

Таким образом, определяется два основных вида психического отражения – побуждения и образы.

Различие в отражении внутренней среды (побуждений) и внешней (образов) находится в явной связи с их ролью в поведении: побуждение – движущие силы; образы – основа для ориентировки в окружающем мире.

Производство психических отражений – это новый вид нервной деятельности. Регуляция происходит не на уровне автоматизации, а на уровне приспособленности.

Спецификой психического отражения можно назвать способность создавать новые возможности для реакций индивида. Специфика заключается в том, что в психических отражениях открывается даже меньше того, что есть в их физиологической основе, но именно это «меньшее» и открывает новые возможности действия. Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

 

 

2. проблема определения критериев психического отражения

 

Основная проблема это определить те свойства живого, которые будут разделять их на непсихические (допсихические) и психические формы существования материи

Прежде всего, это то решение вопроса, которое одним словом можно было бы обозначить как решение в духе «антропопсихизма » (Декарт) - психика существует только у человека.

панпсихизм (Фехнера)- представление о всеобщей одушевлённости природы.

Биопсихизм (Вундт)- психика признается свойством не всякой вообще материи, но свойством только живой материи.

Нейропсихизм (Спенсер)- психика признается свойственной только таким организмам, которые имеют нервную систему.

Зоопсихизм - психика на уровне животной жизни.

3. эволюция живого мира и возникновение психического отражения. Гипотеза Леонтьева о происхождении чувствительности в филогенезе. Понятие биотического и абиотического стимула

 

Согласно предположению А. Н. Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов. Вот как он описывает главные события этого процесса.

Вполне вероятно, что простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для усвоения этих веществ им достаточно было простой раздражимости.

Если биотических свойств, к которым были раздражимы организмы, было несколько, то витальная реакция на одно из них могла подготавливать (обусловливать) реакцию на другое. Иными словами, уже на стадии раздражимости какие-то свойства могли приобретать двоякую функцию: непосредственного участия в обмене веществ и сигнализации о другом жизненно важном воздействии.

Следующий шаг мог состоять в том, что из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Однако организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.

Таким образом, чувствительность, вероятно, появилась на базе раздражимости. Вместе с тем она означала качественно новый тип отражения. Дело не только в появлении ее субъективного компонента: вместе с ней впервые появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.

Естественно, что появиться и получить дальнейшее развитие этот тип отражения мог лишь в условиях, где существовала устойчивая связь между объектами или их отдельными свойствами. Такую устойчивую связь и обеспечивала вещно-оформленная среда.

Теперь обратимся к крупному и очень сложному вопросу о процессе развития психики.

Здесь так же, как и в вопросе о происхождении психики, нет прямых свидетельств, поэтому мы вынуждены строить гипотезы, опираясь на общие соображения и доступный фактический материал.

Таким материалом могут служить, с одной стороны, данные палеонтологии. Однако они настолько скудны и отрывочны, что не позволяют восстановить эволюцию даже морфологических форм, не говоря уже об эволюции психики животных. С другой стороны, имеются данные сравнительной зоопсихологии. Они неизмеримо более ценны, поскольку реально наблюдаемы. Однако нужно помнить, что их значение для восстановления филогенеза психики ограничено.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность – это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» – значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Предположение о том, что субъективная форма отражения впервые появляется вместе с реакциями на абиотические раздражители, является очень важной научной гипотезой

 

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев (56) предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин «абиотические») воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.

Почему же оказывается полезным их отражать, или на них реагировать? Потому что они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими.

Рассмотрим пример. Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе – важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их – значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ – поведением. До того процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т. п. Теперь появляется как бы вставленная активность. Она «вставлена» между актуальной ситуацией и биологическим витальным актом – обменом веществ. Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют реализоваться ему непосредственно, сразу.

Представьте себе на минуту, что такой активностью обладали бы растения. Тогда они должны были бы, например, разбегаться при приближающихся звуках шагов или едущей машины или перебираться к реке в засушливую погоду, а затем возвращаться на места с более плодородной почвой. Поскольку растения не «ведут» себя таким образом, мы говорим, что у них нет психики. Напротив, практически все животные обнаруживают сигнальное поведение, и на основании этого мы считаем, что у них есть психика.[10]

В объективном смысле “отражать” — значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент.

 

Биотический стимул.

Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме.

Пример биотического стимула — свет для хлорофиллового растения. Без энергии света в соответствующих органах растения не вырабатываются из неорганических веществ органические. Для других живых существ этот же свет может быть абиотическим стимулом, потому что обмен веществ в их организмах прямо от этого фактора не зависит. Тем не менее они реагируют на этот нейтральный для жизнедеятельности организма стимул из внешней среды, поскольку в индивидуальной деятельности данных субъектов этот стимул приобрел для них «сигнальное значение», или «биологический смысл». Возьмем для примера собаку, которая используется в исследованиях по формированию условных рефлексов. После включения света (лампочки) через небольшое время собака получает пищу. После определенного числа сочетаний абиотического и биотического стимулов она начинает радоваться одному только включению лампочки, пытается лизать эту лампочку и т.п. Свет приобрел для нее сигнальное значение, или, иначе говоря, биологический смысл (смысл пищи).

 

4. основные стадии развития психики в филогенезе и их характеристики

 

В качестве таких основных тенденций отмечаются следующие:

-усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

-совершенствование способности к индивидуальному научению;

-усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций)

Прежде чем перейти к краткой характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях.

Первое положение: как показал А. Н. Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

Так, по мнению А. Н. Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных начала складываться в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений).

На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т. е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животному, чтобы ориентироваться в окружающем мире и активно с ним взаимодействовать, а на уровне человека необходимое так же для управления своим собственным поведением

 

Психика как особое свойство высокоорганизованной материи появляется с появлением животного мира и усложняется с развитием животного мира

 

Особое свойство высокоорганизованной материи: психика является функцией или свойством материи. Всякая ли материя обладает таким свойством, как психика? Нет, но были разные точки зрения (Панпсихизм, биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм)

5. формы поведения и психическое отражение на стадии сенсорной психики. Примеры

 

Мы допускаем, что психика имеет стадии развития.

Источник развития психики - противоречие между типом среды и содержанием отражения внешней среды.

Первая стадия развития психики – элементарная (в смысле, не делимая далее), сенсорная (сенсорика – чувствительность).

Тип среды - предметная (вещно-оформленная) среда.

Содержание отражения – свойства (биологически-нейтральные) среды, предмета.

Форма отражения – ощущения (в предметной среде субъект отражает свойства в форме ощущений).

Форма поведения – инстинкт, тропизмы (вынужденные автоматические движения к источнику раздражения)

Ощущение – отражение свойств предметов или среды; сенсорные процессы (вместе с восприятием).

Стадии Особенности среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения
1.Элементарнаясенсорная Предметная среда Свойства среды, предмета Ощущения. Инстинкт, безусл. рефлекс
2. Перцептивная Среда отношений между предметами Различение предметов в форме образа Образы Навык, усл. рефлекс
3. Интеллект Отношение между предметами Предметные ситуации, функциональные понятия. Интеллект


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: