Раздел IV. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения




Сущность и виды профессиональной адаптации. Причины затруднений адаптации человека к трудовой деятельности. Типология кризисов профессионального развития. Методы изучения кризисов. Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. Концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности. Психологические детерминанты профессиональных деструкций. Цель, функции, особенности направления и технологии психологического сопровождения профессионального становления личности

 

План раздела:

1. Профессиональная адаптация и развитие профессионализма.

2. Кризисы профессионального становления.

3. Профессиональные деструкции.

4. Психологическое сопровождение профессионального становления.

 

Основные понятия раздела IV:

Профессиональное развитие; профессиональная адаптация. Кризис профессиональный; критические события; инцидент. Профессиональные деструкции; профессиональные деформации; профессиональные акцентуации; предел развития. Психологическое сопровождение профессионального становления.

Тема: Профессиональная адаптация и развитие профессионализма

Понятие психической профессиональной адаптации. Три критерия оценки психической адаптации (Ф.Б.Березин). Адаптация как процесс и как результат.Определениепрофессионального развития. Неадаптивность. Дезадаптивность. Эффективность профессиональной деятельности как критерий профессиональной адаптации.

Для оценки результативности деятельности специ­алиста необходимо установить показатели и способы их определения. Очевидно, что для категорий работни­ков разных профессий эти показатели будут различ­ны. В каждом конкретном случае их следует выявить. Но общие подходы, методология определения показа­телей будут одинаковы.

Наличие факторов, не зависящих от специалиста, обусловливает необходимость поиска показателей, ха­рактеризующих его профессиональную эффектив­ность. Очевидно, нужны показатели, максимально учи­тывающие социально-профессиональную активность работника, его профессионализм, конгруэнтность изменяющимся социально-экономическим условиям, перспективность профессионального роста.

В качестве критериев профессионализации в научной литературе традиционно рассматриваются качественные и количественные, процессуальные и результативные характеристики активности личности, которые позво­ляют судить о степени ее соответствия профессии.

В общей совокупности критериев профессионали­зации выделяют две основные группы:

- объективные, позволяющие судить о степени соот­ветствия личности требованиям деятельности. К ним относятся показатели эффективности дея­тельности: производительность, качество, надеж­ность и др.;

- субъективные, с помощью которых можно оценить степень соответствия деятельности требованиям личности. Эти критерии относятся к группе самооценочных показателей, связанных с вопросами сознания и самосознания личности, механизмами рефлексии, самооценки и т.д.

Для каждого вида профессиональной деятельнос­ти объективные критерии профессионализации при­обретают специфическую форму. Поэтому поиск адек­ватных индикаторов эффективности, качества и надеж­ности — специальная задача психологического анализа профессиональной деятельности и профессионализа­ции в целом.

Успешность работы профессионала в той или иной области производства определяется компетентностью, профессионализмом и личностны­ми качествами. Отсюда следует, что необходимо оценивать и точнее диагностировать про­фессионально-психологический потенциал специа­листа.

При конструировании методики диагностики ре­шающее значение имеет методологическая ориента­ция — теоретическая обоснованность выделения тех или иных качеств, черт личности. Чтобы определить методику, нужно выяснить вна­чале, что мы понимается под профессионально-психо­логическим потенциалом и его основными компонен­тами.

Под профессионально-психологическим потенци­алом специалиста подразумеваются профессиональная компетентность (когнитивный компонент), способность продуктивно выполнять профессиональные управлен­ческие функции (деятельностный компонент), качества личности, позволяющие эффективно руководить уч­реждением и взаимодействовать с людьми (личност­ный компонент). Степень выраженности характерис­тик этих компонентов определяет потенциал человека, если индивидуальные результаты диагностики выше стандартных норм.

Если мы имеем три компонента профессиональ­но-психологического потенциала специалиста, ориентируясь на их выявление, можно сформировать пакет адекватных методик, определяющих их выраженность. В специальной литературе приводятся рекомендации по созданию и адаптации диагностических методик.

Среди критериев успешности кроме вышеперечисленных, предлагается выделять также следующие:

- вектор жизненного успеха (А.В. Либин);

- уровень притязаний как критерий успеха-неуспеха (Ф. Хоппе);

- полезность, точность, искусность, чистота продукта - (Т. Котарбинский, Дж.В. Аткинсон – Курек);

- уровень овладения профессиональной ролью - развитие профессионально значимых свойств, способы их компенсации, интегрированность структуры ПВК и ее индивидуализация;

- уровень сформированности профессиональной мотивации;

- уровень профессиональной самооценки;

- уровень саморегуляции, необходимой в профессиональной деятельности;

- развитие способностей профессионального взаимодействия;

- физическая тренированность.

Кроме этих показателей следует учесть, что динамика эффективности является индикатором профессионального роста.

Тема: Кризисы профессионального становления личности.

Кризисы профессионального становления личности не стали еще предметом пристального изучения психологов в отличии от кризисов психического развития, которые широко представлены в психологических исследованиях.

Прежде чем рассматривать кризисы профессионального становления, целесообразно провести краткий анализ интерпретации различных кризисов личности.

В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Форма, длительность и острота переживания кризисов заметно различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.

Кризисы детства возникают при переходе детей на новую возрастную ступень и связаны с разрешением подчас острых противоречий между сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими людьми, а также возрастными физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности - характерные поведенческие реакции детей в период кризиса.

Р.А. Ахмеров, исследуя биографические кризисы личности, в качестве факторов, обусловливающих их, указывает на события и отношения между ними. В зависимости от межсобытийных отношений он выделяет следующие кризисы:

- кризис нереализованности — субъективное отрицательное переживание жизненной программы;

- кризис опустошенности — душевная усталость и переживание отсутствия достижений;

- кризис бесперспективности — отсутствие перспектив профессионального роста, реальных планов на будущее.

Автор не увязывает эти кризисы с возрастом человека, по его мнению, они определяются субъективными переживаниями. В индивидуальной жизни человека основные кризисы встречаются в разных вариантах: опустошенность + бесперспективность; нереализованность + опустошенность + бесперспективность. Такие сочетания кризисов весьма трудно переживаются человеком, и выход может быть деструктивным, вплоть до суицида.

В.И. Слободчиков при разработке категории возраста в качестве основания его периодизации избрал понятие человеческой общности, внутри которой формируются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности и выходить из них, т.е. быть самобытным. Начало каждой возрастной ступени — это всегда новое «рождение», переход в новую форму жизни. В.И. Слободчиков подчеркивает, что последовательная смена ступеней — это не просто условное членение непрерывного процесса эволюционирования, а прежде всего, смена режима индивидуальной жизни как кризис самости и единичности. Соответственно он выделяет две группы кризисов:

- кризисы «рождения» («так жить нельзя»);

- кризисы развития («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения.

Особенности данных кризисов отражены в таблице.

Кризисы «рождения» и развития

Стадии развития субъектности Кризисы «рождения» Кризисы развития
Родовой кризис: разрыв биологического симбиоза [(-2) – (+3) месяца] Кризис новорожденности (3,5 – 7 месяцев)
Оживление Кризис младенчества: разрыв психологического симбиоза (11-18 месяцев) Кризис раннего детства (2,5 – 3,5 года)
Одушевление Кризис детства, разрыв единства «Я-реального» и «Я-идеального» (5,5 – 7,5 года) Кризис отрочества (11-14 лет)
Персонализация Кризис юности: разрыв идеала и реальности (17-21 год) Кризис молодости (27-33 года)
Индивидуализация Кризис взрослости: разрыв личного и общечеловеческого смысла жизни (39-45 лет) Кризис зрелости (55-65 лет)
Универсализация Кризис индивидуальной жизни: разрыв телесного и духовного существования  


Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формами совместного существования и создают, по мнению В.И. Слободчикова, явление кризиса, когда ребенок, юноша, взрослый к чему-то стремятся, о чем-то томятся, сами не ведая, что душе угодно.

Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания зарубежных психологов Ш. Бюллер, Б. Ливехуда, Э. Эриксона и др. Разделяя человеческую жизнь на периоды, стадии, они обращают внимание на трудности перехода от одной стадии к другой. При этом подчеркиваются особенности кризисных явлений у женщин и у мужчин, анализируются факторы, инициирующие кризисы. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изменения, другие большее значение придают социализации личности, третьи — духовному, нравственному становлению.

Широкую популярность в 1980-е гг. в США приобрела книга американской журналистки Гейл Шихи «Предсказуемые кризисы в жизни взрослого человека» (1976). На основе обобщения жизни верхних слоев американского среднего класса она выделяет четыре кризиса:
- «вырывания корней», эмансипации от родителей (16 лет);
- максимальных достижений (23 года);
- коррекции жизненных планов (30 лет);
- середины жизни (37 лет) — наиболее тяжелый, рубежный.
Э. Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у него вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста. Жизненный путь Э. Эриксон разделил на восемь стадий, дав их качественное описание. В соответствии с выделенными возрастными ступенями он обосновал основные кризисы психосоциального развития. Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы.
Основанием периодизации кризисов психосоциального развития у Э.Эриксона являются понятия «идентичность» и «самоидентичность». Потребность быть самим собой в глазах значимых других и в собственных глазах определяет движущие силы развития, а противоречия между идентичностью и самоидентичностью обусловливают кризисы и направления развития на каждой возрастной ступени.

В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные тер­мины. Разведение понятий: «возра­стные кризисы» и «кризисы психического развития». Исследования Б.Г.Ананьева о гетерохронности интеллектуального развития. Кризисы профессионального развитияличности.

Кризисы невротического характера их обусловленность внутриличностными изменениями. Кризис­ные явления, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Критическими кризисы, обусловленные критическими обстоятель­ствами жизни: драматическими, а иногда и трагичес­кими событиями.

Факторы, инициирующие кризисы, по мнению К.Н. Поливановой, показывают, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности'.
Развитие кризисных явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст — всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического развития не ограничиваются периодом детства.
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста. Таким образом, кризисы психического развития — это переход от одной стадии развития к другой, характеризующийся изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований.

Предметом нашего анализа являются кризисы профессионального развития, а проведенный типологический анализ позволит рассматривать их на фоне других кризисов. Типология кризисов представлена на рисунке.

Все профессионально обусловленные критические события можно разделить на три группы:

- нормативные, обусловленные логикой профессионального становления и жизни человека: окончание школы, поступление в профессиональное учебное заведение, создание семьи, трудоустройство и др.;
- ненормативные, характеризующиеся случайными или неблагоприятными обстоятельствами: неудача при поступлении в профессиональную школу, вынужденное увольнение, распад семьи и др.;

- экстраординарные (сверхнормативные), происходящие вследствие проявления сильных эмоционально-волевых усилий личности: самостоятельное прекращение учебы, инновационная инициатива, смена профессии, добровольное взятие на себя ответственности и др.

 

Рис. Типология кризисов.

 

Критические события могут иметь две модальности: положительную и отрицательную. Модальность событий определяется способами эмоционального реагирования на изменение жизненных, профессиональных обстоятельств и трудности. Одно и то же событие для двух людей может приобретать противоположную модальность. События положительной модальности назовем эпическими, отрицательной — инцидентами.

Переживание критических событий приводит, как правило, к принятию жизненно и профессионально важных решений – к поступкам.Содержание поступка определяется менталитетом, позицией, личностными смыслами и ценностями человека, кардинально изменяет темп и траекторию профессионального становления.

Факторы, детерминирую­щие кризисы профессионального развития. В каче­стве детерминант могут выступать постепенные ка­чественные изменения способов выполнения деятель­ности.

Фактором, инициирующим кризисы про­фессионального становления, может стать возросшая социально-профессиональная активностьличности вследствие ее неудовлетворенности своим социальным и профессионально-образовательным статусом.

В качестве факторов, порождающих профессио­нальные кризисы, могут выступать социально-эконо­мические условия жизнедеятельности человека.

Факторами, обусловливающими кризис професси­онального развития, становятся возрастные психофи­зиологические изменения.

Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации и тарификации специалистов.

Наконец, фактором длительного кризисного явле­ния может стать полная поглощенность профессио­нальной деятельностью.

Кризисные явления нередко сопровождаются не­четким осознанием недостаточного уровня своей ком­петентности и профессиональной беспомощностью.

Л.С.Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую, собственно кри­тическую и посткритическую. По его мнению, в пер­вой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социаль­ной ситуации развития; в критической фазе это проти­воречие начинает проявляться в поведении и деятель­ности; в посткритической — противоречие разрешает­ся путем образования новой социальной ситуации развития. Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности:

- мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций;
- когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
- поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.п. Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.

Основываясь на этих положениях, можно анали­зировать кризисы профессионального развития лич­ности.

1. Предкритическая фаза обнаруживается в не­удовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее деятельности с учебно-познавательной на учебно-профес­сиональную.

2. На стадии профессиональной подготовки возникает недовольство от­дельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессиональ­ного выбора.

3. После завершения профессионального образо­вания наступает стадия профессиональной адаптации. Несоответствие профессиональной дея­тельности ожиданиям вызывает кризис профессио­нальных экспектаций..

Переживание этого кризиса выражается в неудов­летворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

4. Следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3 — 5 лет работы. Кризис профессионального роста может времен­но компенсироваться разного рода непрофессиональ­ными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.

5. Дальнейшее профессиональное развитие специ­алиста приводит его ко вторичной профессионализа­ции. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает аль­тернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обя­зательно в рамках данной профессии. Личность испы­тывает потребность в самоопределении и самооргани­зации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кри­зиса профессиональной карьеры.

6. Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессио­нальной деятельности. Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающи­ми людьми. Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, — это душевная смута, бунт против себя.

7 Следующий нормативный кризис профессио­нального развития обусловлен уходом из профессиональной жизни. Уход на пенсию означает сужение социально-профессиональ­ного поля и контактов, снижение финансовых возмож­ностей.

8. После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаб­лении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Назовем это беспокойное и тревожное со­стояние души кризисом социально-психологической адекватности.

Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обус­ловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалифи­кация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособ­ности вызывают сильные эмоциональные пережива­ния и часто приобретают отчетливо выраженный кри­зисный характер.

К эффективным психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становления относятся психопрофилактика кризисов, диагностика социально-профессиональных качеств личности как информационная основа коррекции профессионально-психологического профиля личности, тренинги личностного и профессионального роста, рефлексия профессионального развития и составление альтернативных сценариев профессиональной жизни, индивидуальное консультирование, прогноз желаемых профессиональных достижений. Схематично способы преодоления профессиональных кризисов представлен в таблице.

Кризисы профессионального развития личности

Кризис Факторы, обусловливающие кризис Способы преодоления кризиса
     
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки
Кризис профессионального выбора (16-18 лет) Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии
Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии
Кризис профессионального роста (23-25 лет) Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40—42 года) Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. коррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность
Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет) Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности


Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления создают условия для прогрессивного целенаправленного профессионального становления, способствуют профессиональной самоактуализации работников.

Кризисы профессионального развития могут также стать следствием внедрения новой организации труда, новых технологий, аттестации, тарификации и т.п. Но они не являются предметом нашего анализа, как и кризисы, вызванные крупными жизненными неудачами и провалами.

Личность, находящаяся в ситуации кризиса, нуж­дается в своевременной психологической поддержке и помощи руководителей, друзей. Компетентную по­мощь могут оказать практические психологи.

Тема: Профессиональные деструкции

 

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести.

Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и др.).

Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:

- отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

- дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

-низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;

- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

- ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

- искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
- появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.

В психологии труда основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С.Г.Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника». С.Г. Геллерштейн уточняет, что деформацию следует понимать как изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнера и др).

Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Л.Н. Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек—человек». Это вызвано, по мнению С.П. Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.

А.В. Филиппов, анализируя психологические механизмы реализации нововведений, выделяет несколько типов психологических барьеров: организационно-психологические, социально-психологические, когнитивно-психологические и психомоторные'. Возникновение этих барьеров обусловлено стереотипизацией организационных процессов, межличностных отношений, квалификацией, режимом труда. Развитие производства, модернизация техники, новые технологии обусловливают необходимость перестройки, изменения устоявшейся профессионально обусловленной структуры специалиста. Психологические барьеры порождают конфликтные ситуации, вызывают психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, руководителями. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: консерватизма, догматизма, индифферентности и др.

А.М. Новиков подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследователя, к деградации личности.

Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.

Основываясь на анализе литературы были сформулированы следующие концептуальные положения развития профессиональных деструкции личности:
1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.
2. Профессиональные деструкции в самом общем случае — это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях.
3. Переживание профессиональных деструкции сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.
4. Деструкции, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека, назовем профессиональными деформациями.

5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация личности специалиста.
6. Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация.
7. Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления ли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: