Психологический портрет личности Романа




Роман, мальчик 7 лет. Учится в первом классе. По внешнему облику Роман опрятен. Волосы темно - русого цвета, глаза карие. Одежда чистая, не мятая. Голос не громкий, замедленная скорость речи, есть паузы между словами и предложениями, дефектов в произношении звуков нет. Речь эмоционально не окрашена, говорит неуверенно. Ведёт себя агрессивно по отношению к ребятам. Не усидчив. В группе пытается обратить на себя внимание самыми разными действиями. Преподавателей слушается, но не всегда. Неаккуратен и невнимателен. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Не уверен в себе и с осторожностью относится к окружающему миру. Привязан к родителям и любит комфорт и уют.

Рекомендация для Карины

Карине - ученице первого класса рекомендуются занятия на развитие лидерских качеств, так как все проведённые методики показали, что ученица не в полной мере раскрывает эти качества.

Можно провести занятие в игровой форме, используя следующие упражнения:

1)Упражнение “Лидер - это”

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. Мозговой штурм: на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

 

2)Упражнение “Герб”

Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 15 минут. После выполнения задания рисунки презентуются участникам занятия.

Заключительная рефлексия:Участники сидят в круге и отвечают на вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

 

3)Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.

Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:

А) кивком головы;

Б) улыбкой;

В) глазами;

Г) через рукопожатие;

Д) плечом;

Е) спинами;

Ж) коленками.

 

4)Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту

- в два круга

- в треугольник

- в шеренгу по росту

- в четыре колонны с одинаковым количеством участников

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

- В живую скульптуру Звезда

Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

 

Предложенные упражнения помогут Карине развить лидерские качества и стать более уверенной.

Рекомендация для Романа

Роману – ученику первого класса рекомендуется занятия по снижению агрессивного поведения.

Можно провести такие методики:

1. Упражнение «Попроси игрушку»

(вербальный вариант)

Цель: Научить управлять своим гневом и негативными эмоциями

Инструкция: Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.

Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”.

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

2) «Как я зол»
Цель упражнения: осознание вреда агрессивного поведения.

Поднимите руки те, кто часто злится. Выбираю одного из них и завязываю ему глаза. Сейчас ты должен будешь высказать все, что у тебя накопилось тому, кого ты не видишь. Выбираю одного объекта для вымещения злости. Начинай. …Потом я снимаю повязку и показываю, кого он столь нелестно охарактеризовал. Тот, кто вымещал злость, должен извиниться перед невинной жертвой, например, так: «Я вовсе не тебя имел в виду, извини!»

Обсуждение: Бывало ли такое, что кто-то из вас незаслуженно обижал человека? Поделитесь своими впечатлениями.
Вывод: словесная агрессия помимо того, что наносит вред и обиду тому, кому она предназначалась, разрушает и отношения с теми, кто просто наблюдал за ее выражением.

 

Рекомендуются игры для коррекции импульсивности:

3)"Молчу - шепчу - кричу"

Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

4) " Говори по сигналу ". Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

5)"Кто летает?"

Дети садятся на полу полукругом, инструктор называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки, если не летает - руки у детей опущены. Когда инструктор сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку.

Ребенок, который не удержался, поднял руку не во время, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

 

Предложенные упражнения помогут ученику справится с агрессией и импульсивностью.

Заключение

В процессе ознакомительной практики были решены следующие задачи:

1.Ознакомилась с учреждением, его структурой, внутренними нормативными актами.

2.Ознакомилась с деятельностью психолога на базе практики.

3.Освоила метод наблюдения и беседы.

4. Провела наблюдение и беседу с младшими школьниками МАОУ СОШ №28.

5. Укрепила знания по обработке и анализу информации.

6.Составила по результатам наблюдения и беседы характерологические особенности личности.

7. Составила рекомендацию.

8.Заполнила дневник практики.

9.Составила содержательный отчет о прохождении практики.

Список литературы

1. Баданина, Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии [Электронный ресурс] / Л. П. Баданина. – Москва.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 264 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com

2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 351 с.

3. Васильева, И.В. Общий психологический практикум. Наблюдение: учеб. пособие [Электронный ресурс] / И. В. Васильева. - Москва.: ФЛИНТА, 2013. – 190 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com

4. Гонина, О.О. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Электронный ресурс] / О. О. Гонина. - Москва.: ФЛИНТА, 2014. – 542 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com

5. Ознакомительная практика по специальности "Клиническая психология" (I курс, II семестр): учебно-методическое пособие / О. Л. Никольская. – Томск: СибГМУ, 2019. - 101с.

6. Шабаловская, М. В. Вводная практика по специальности «клиническая психология» для студентов 1 курса: учебно-методическое пособие / М. В. Шабаловская. – Томск: Издательство СибГМУ, 2018. – 44 с.

 

 

Приложение 1

Психодиагностические методики Карины


 

Приложение 2

Психодиагностические методики Романа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: