ПЕРФОРМАНСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Если вербальная коммуникация использует для передачи вербальный канал, визуальная - визуальный, то перформанс располагает свое сообщение в пространстве.
Ритуалы являются важной составляющей жизни любого общества, они несут в себе четкие коммуникативные указания.
Перформансы – коллективные или индивидуальные творческие акты, в том числе художественные, для которых характерны такие признаки, как нерепрезентативное использование специфических символов и активное взаимодействие со зрителями в ходе творческого акта.
В литературе понятие «перформанс» используют как в узком, для обозначения определенного вида творческого акта, так и в широком, для обозначения акта, протекающего в виде прямого общения инициатора коммуникации с реципиентом (зрителем).
Любой перформанс строится на предварительной репетиции, подготовке. Ричард Шехнер по этому поводу пишет: "Мы пользуемся репетициями в случае свадеб, похорон и других религиозных и гражданских церемоний. В любом случае репетиция является путем выбора из возможных действий именно тех, которые будут представлены в дальнейшем, наибольшее упрощение их по отношению к матрице, откуда они были взяты, и аудитории, на которые они будут направлены". В этом случае происходит отбор тех или иных вариантов в соответствии с инвариантом. Этот процесс отбора создает принципиально знаковую характеристику. Выбор — это знак. Знаковость возникает в процессе отбора наиболее эффективных вариантов воздействия. Из набора мини действий отбираются именно те действия, которые смогут наиболее безошибочно и недвусмысленно воздействовать на аудиторию. Здесь не может быть допущена ошибка, так как перформанс — не индивидуальное чтение и исключена возможность повторения события, чтобы попытаться понять и прочувствовать действие еще раз.
Осмысление ритуальной коммуникации в рамках французской школы противостоит американской интерпретации. Для Алена Буро это не структура, а постоянный процесс порождения смыслов. "Строго структурированной, гомогенной системе ритуала американской школы Буро противопоставляет свою систему - открытую вовне, комбинаторную, объединяющую многочисенные разнородные элементы. Пространство ритуала — не просто вместилище извне заложенных смыслов, а само по себе смысловой генератор". Это более сложное представление, но оно обладает большей объясняющей силой, позволяющей также понять живучесть ритуалов и в современной жизни. В рамках паблик рилейшнз, к примеру, ритуалы превращаются в такое явление, как презентации.
ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Одно из проявлений личности, обусловленное потребностью во взаимодействии с другими людьми – коммуникативная личность. КЛ - человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению. КЛ характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами.
Межличностная коммуникация - процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт.
Понятие коммуникативной компетентности складывается из следующих моментов:
- способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию; ориентироваться в коммуникации, в которой он оказался;
- коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, реализовать коммуникативный замысел;
- способности разбираться в собственном психологическом потенциале и потенциале партнера;
- навыков самонастройки, саморегуляции в общении.
Аксиомы межличностной коммуникации американского ученого П. Вацлавика:
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.
Как бы человек ни старался, он не может не вступать в коммуникацию.
Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения.
Уровень содержания — это та информация, которая передается в сообщении. Уровень отношений это то, как сообщение должно быть воспринято.
Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации.
Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.
Подобно тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению, люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего.
Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.
Когда партнеры стараются скопировать поведение друг друга - их отношения можно назвать симметрическими.
Когда поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой тип взаимодействия называется комплементарным.
Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так «ненамеренной, эффективной и неэффективной.
Имеет место коммуникация как произвольна, осознанная, так и спонтанная.
Аксиома 6. Коммуникация необратима.