Журнальная сатира Н.И. Новикова.




Н.И.Новиков последовательно издавал (его журналы запрещались Екатериной) три сатирических журнала: «Трутень» (1769), «Живописец» (1772-1773), и «Кошелек» (1774). Обращая внимание на корень зла, писатель доказывал, что общественно полезной может быть только такая сатира, которая поднимает важные вопросы, а не копается в мелочах. Он не побоялся вступить в спор о характере сатиры с самой царицей и смело доказывал, что Екатерина страшится правды.
В «Трутне» Новиков главной мишенью своих сатирических стрел избрал крепостничество. В «Трутне» часто появлялись намеки на враждебность народу политики Екатерины, на лживость либеральных заявлений императрицы, на безнравственность и своекорыстие придворных. Основной темой «Кошелька» было осмеяние подражания иностранной моде, особенно французской (галломания), характерного для дворянства. Об этом говорит и название журнала («кошелек» – это особая сетка, в которую модники-щеголи укладывали волосы парика).
Сатирические журналы Новикова сыграли важную роль в развитии русской журналистики и сатирическо-обличительного направления в русской литературе. С этим направлением было связано проникновение в литературу элементов реализма. Значение новиковской сатиры определяется и тем, что она была адресована широкому демократическому читателю. Журналы Новикова выдержали большое количество переизданий. Екатерина, следившая за деятельностью Новикова, приказала в 1792 году заключить его в Шлиссельбургскую крепость, обвинив его в издании вредных книг. Писатель был приговорен к заключению на 15 лет. Только смерть Екатерины принесла ему освобождение. Однако, выйдя из заключения, Новиков был уже тяжелобольным человеком.
32. Журнальная сатира И.А. Крылова.

Около 1783 года Крыловым было создано его первое известное нам произведение – комическая опера «Кофейница». Стремление заняться только литературой является причиной того, что в 1788 году Крылов оставляет службу и становится издателем журналов. С 1789 по 1793 г. Крылов выступает как продолжатель дела Новикова, значительно превосходя его по остроте и смелости своей сатиры. В историю русской журналистики Крылов вошел как издатель трех журналов: «Почты духов», «Зрителя» и «Санкт-Петербургского Меркурия». В «Почте духов» (1789) помещались написанные Крыловым статьи. Формой журнала Крылов избрал переписку «духов» и «сильфов» (особых фантастических существ) с волшебником, «арабским философом» Маликульмульком. Такая форма очерков-писем, объединенных общей идеей, позволяла широко охватить различные стороны действительности.Крылов обличает деспотизм и произвол царской власти, взяточничество и недобросовестность чиновников, дворянское невежество, надменность, расточительность, бесправие и нужду, царящую в жилищах бедняков. Наиболее значительны из шести произведений Крылова, опубликованных в «Зрителе», - его восточная повесть «Каиб» и «Похвальная речь в память моему дедушке». Наиболее значительны из шести произведений Крылова, опубликованных в «Зрителе», - его восточная повесть «Каиб» и «Похвальная речь в память моему дедушке».
Повесть «Каиб» – это острая сатира, обличение самодержавия и дворянства. Воспользовавшись простым сюжетом (Каиб, восточный монарх, которому все надоело, отправляется в странствование по своему государству), Крылов показывает порядки, существовавшие при дворе этого монарха и изображает жизнь его подданных. В «Похвальной речи моему дедушке» (1792) Крылов в форме мнимого восхваления создает сатирический портрет провинциального помещика Звениголова. «Речь» написана от лица его друга – такого же крепостника и невежды, как и сам Звениголов. Искренность и простодушное сочувствие покойному приятелю, одобрение его поведения и восхищение его поступками усиливают действие «Речи», делают более острой сатиру. Деятельность Крылова – журналиста и драматурга – явилась важным этапом в подготовке творчества Крылова-баснописца.
33. Драматургия Д.И. Фонвизина. Комедия «Бригадир».

В начале 1769 года Фонвизин закончил свою комедию «Бригадир». Это была одна из первых русских комедий. До нее появилось только несколько новых пьес Сумарокова и драматурга Лукина. «Бригадир» несравненно выше их по глубине и силе изображения современной действительности. Основу идейно-тематического содержания комедии составляет осуждение системы воспитания, характерной для поместного дворянства.
Сюжет комедии прост. В имение «советника» (чиновника) приезжает Бригадир со своей женой и сыном Иванушкой. Бригадир хочет, чтобы его сын женился на дочери Советника Софье. Но Софья любит молодого бедного дворянина Добролюбова. Иванушка же влюбляется в жену Советника, которая, как и он, бредит всем иностранным, низкопоклонствует перед французскими модами. Бригадир и сам начинает ухаживать за легкомысленной Советницей и становится соперником своего сына, причем дело доходит чуть ли не до дуэли. Советник начинает добиваться внимания жены Бригадира, которая понравилась ему своей хозяйственностью.
Достоинство комедии – попытка создать типы дворянского общества, осмеять поместное дворянство – его невежество, моральную развращенность, галломанию, взяточничество, притворную набожность. Комедия написана живым и ярким языком, служащим великолепным средством характеристики персонажей: грубости Бригадира, тупости и невежества Бригадирши, ханжеской натуры Советника, легкомыслия Иванушки и Советницы, их внутренней пустоты и рабского преклонения перед всем французским.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: