Проанализируйте суждения, определите вид и запишите в символической форме.




Домашние упражнения к теме «Суждение»

Первое занятие

 

Виды суждения

1. Найдите субъект, предикат и связку в следующих атрибутивных суждениях:

а) Шведская муха является вредителем сельскохозяйственных растений.

б) Это рассуждение является неправильным.

в) Это рассуждение не является правильным.

г) Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики.

д) "Дурной пример всегда дурному учит". (Софокл)

е) "Мне мерзостны у злого речи добрые". (Менандр)

ж) Не всё то золото, что блестит.

з) В семье не без урода.

и) Не всё коту масленица.

 

2. Установите количество и качество суждений:

а) В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко.

б) Среди диких растений нашей страны многие представляют собой большую ценность для медицины.

в) "Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР". (Из Конституции СССР)

г) У него нет возможности прочесть эту книгу.

д) Человек находится на верхней ступени эволюционной лестницы.

е) "Египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса". (Геродот)

ж) Трава в этом месте достигла роста человека.

з) Наукообразное преподнесение лжи гипнотически действует на доверчивого человека.

и) В этой книге авторы не ставили себе задачу охватить все аспекты обсуждаемой проблемы.

 

3. Приведите следующие суждения к одной из четырёх форм (А, Е, I, О), используя кванторные слова:

а) Имеются приборы, преобразующие ультразвук в звук, слышимый человеком.

б) Агностики утверждают, что мир непознаваем.

в) Некоторые проблемы человеческой истории до сих пор не решены.

г) "Ни один учёный не мыслит формулами". (А. Эйнштейн)

д) Обвиняемый имеет право на защиту.

е) Случается, и солдат плачет.

ж) "Бывает, что усердие превозмогает и рассудок". (К. Прутков)

з) "Иной певец подчас хрипнет". (К. Прутков)

и) "Дурная власть – не власть". (Софокл)

к) Чужая душа – потемки.

л) Стать знаменитым понравится не всякому.

м) Какую книгу этого издательства ни возьми – в любой есть опечатки.

 

4. Выразите суждения с отношениями и суждения существования в форме атрибутивного суждения:

а) Мораль возникла раньше религии.

б) Существует обширная литература о творчестве А.П. Чехова.

в) В атмосфере Юпитера нет кислорода.

г) Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет.

д) Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земли Франца Иосифа.

е) У каждой страны есть свой гимн.

ж) Не существует абсолютной повторяемости явлений.

з) Раньше Тверь называлась Калининым.

и) Со временем всё тайное становится явным.

к) В музее находится одна из последних работ великого художника.

 

5. Оцените следующие суждения как истинные, ложные или неопределенно-истинные:

а) Всякое действие имеет свою причину.

б) Париж расположен на Волге.

в) Париж расположен на карте Европы.

г) Сейчас на улице идет дождь.

д) Вселенная бесконечна во времени и пространстве.

е) У каждой страны есть свой гимн.

ж) Не существует абсолютной повторяемости явлений.

з) История пишется по источникам.

 

Логический квадрат

 

1. Установите отношения между суждениями по истинности в следующих парах:

а) Каждый школьник умеет строить биссектрису угла. Некоторые школьники не умеют строить биссектрису угла.

б) Ни один ученик этого класса не умеет строить биссектрису угла. Некоторые ученики не умеют строить биссектрису угла.

в) Все усилия решить проблему "квадратуры круга" бесполезны. Ни одно усилие решить проблему "квадратуры круга" не бесполезно.

г) Все математики, стремящиеся решить проблему "квадратуры круга", уверены в успехе. Некоторые математики, стремящиеся решить проблему "квадратуры круга", уверены в успехе.

д) Не все насекомые летают. Нет насекомых, которые бы не летали.

е) Некоторые насекомые летают. Насекомые летают.

 

2. Совместимы ли по истинности суждения:

а) Существует наибольшее простое число. Не существует наибольшего простого числа.

б) Никто его не знает. Все его знают.

в) Некоторые бактерии вредны. Некоторые бактерии не вредны.

г) Некоторые книги содержат стилистические ошибки. Ни одна книга не содержит стилистических ошибок.

д) Все книги содержат стилистические ошибки. Некоторые книги содержат стилистические ошибки.

е) Всякая хищная птица имеет короткий крючковатый клюв. Некоторые хищные птицы не имеют короткого крючковатого клюва.

ж) Некоторые индейцы живут не в резервациях. Не все индейцы живут в резервациях.

з) Все врачи имеют медицинское образование. Некоторые врачи имеют медицинское образование.

и) Есть кошки, которые не едят мышей. Бывает, что кошке не удается съесть мышь.

 

3. Сформулируйте суждения, находящиеся к данным в отношениях противоречия, подчинения, противоположности (подпротивоположности):

а) Люди здесь все обходительные.

б) По некоторым делам законом предусматривается проведение экспертиз.

в) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

г) Раба не следует держать в неволе.

д) Человек рожден для счастья.

 

второе занятие по теме «Суждение»

Сложные суждения

 

Проанализируйте суждения, определите вид и запишите в символической форме.

а) Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.

б) "Облака бегут над морем, крепнет ветер, зыбь черней". (Н. Языков)

в) Дитя не плачет – мать не разумеет.

г) "Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славой". (Н.М. Карамзин)

д) "Худо, когда в дивизии не достаёт провизии". (К. Прутков)

е) Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора.

ж) Сахар, брошенный в чай, тем быстрее растворяется, чем горячее чай.

з) Заболевший может обратиться к врачу или по месту работы, или по месту жительства.

и) Клетчатые юбки и полосатые брюки нравятся далеко не всем. (Совет дня IBM–486)

 

2. Выясните, в значении каких логических союзов употреблены грамматические союзы в следующих предложениях:

а) Плывёт по реке не то лодка, не то бревно.

б) Ни берёз, ни дубов мы больше не встречали.

в) Дождь то начинал хлестать крупными тёплыми каплями, то переставал.

г) С поезда сошли мы, да какой-то старик.

д) Хоть редко, да метко.

е) "Стоило отцу заикнуться о плате, как капитан с яростью принимался сопеть". (Р.Л. Стивенсон)

ж) Атеросклероз чаще всего поражает жителей больших городов и работников умственного труда.

з) Каждый член бригады получит премию, если хотя бы один из них перевыполнит плановое задание.

и) "Когда б на то не божья воля – не отдали б Москвы". (М.Ю. Лермонтов)

к) Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

л) Лучше скажи мало, но хорошо.

м) Познанья путь и долог, и тяжёл...

н) Амнистия может быть общей или частичной.

о) Когда я устаю, я не могу готовиться к занятиям.

 

3. Запишите в символической форме суждения:

а) Фемистокл знал каждого жителя Афин в лицо и по имени.

б) Если человек читал книгу, то он знает ее содержание или основную идею.

в) Если человек награждён орденами или медалями, то лишь в этом случае он имеет право носить соответствующие орденские планки.

г) Неправда, что он систематически занимался и сможет решить эту задачу.

д) Неправда, что он систематически занимался, однако он может решить эту задачу.

е) Павел и Пётр друг друга не любят.

ж) Если четырёхугольник – параллелограмм и не ромб, то его диагонали не взаимно перпендикулярны.

з) Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если оно не вынуждено изменить его под влиянием действующих сил.

и) Деньги - продукт стихийного развития товарных отношений, а не результат договорённости или какого-либо иного сознательного акта.

к) Если в какой-то точке пространства возникло переменное магнитное поле, то оно не стоит на месте, а со скоростью света распространяется во все стороны.

л) "Приглашённые дрожали от испуга, а он заставлял их либо слушать его рассказы о морских приключениях, либо подпевать ему хором". (Р.Л. Стивенсон)

м) Если в 1940 г. население Москвы составляло 3 миллиона, то в 1980 году оно составило 8 миллионов человек, а к началу 2014 года превысило 12 миллионов.

н) "Трус и лентяй не только не завидуют лаврам Ахилла или Гомера, но даже пренебрегают ими". (К. Гельвеций)

о) 0 ≤ х ≤ 1

п) Н. не будет получать стипендию, разве что сдаст экзамен до завтра.

р) Электролампа погаснет в случае, если расплавится предохранитель, если перегорит нить накаливания, или будет разомкнут выключатель.

с) Спортсмен подлежит дисквалификации, если он нетактично себя ведёт по отношению к сопернику или судье и если спортсмен употребляет стимулирующие вещества.

 

Модальные суждения

1. Уточните, в каких высказываниях присутствует физическая алетическая модальность, а в каких логическая:

а) Невозможно пройти пешком тысячу миль за полдня.

б) Возможно, когда-нибудь наступит конец света.

в) Невозможно, двигаясь однонаправленно по геометрической прямой, попасть в точку начала движения.

г) Невозможно выпить все моря в мире.

д) Необходимо тепло одеваться зимой, если вы не хотите простудиться.

е) Невозможно засунуть палец в розетку, будучи в здравом уме.

ж) Возможно спрыгнуть с пятого этажа и не разбиться.

з) Невозможно умереть, а потом вновь ожить.

и) Невозможно умереть, не умирая.

к) Необходимо, что если за зимой следует весна, затем лето, осень и снова зима, то весна бывает между зимой и летом.

л) Невозможно изменить очерёдность времён года.

 

2. Определите отношения между модальными суждениями в следующих парах:

а) Доказана неверность того, что туберкулез – инфекционное заболевание. – Доказано, что туберкулез – инфекционное заболевание.

б) Опровергнуто, что на Марсе есть жизнь. – Проблематично, удастся ли людям обжить Марс.

в) Не доказано, что у истории есть абсолютный финальный смысл. – Известно, что никакого смысла у истории нет.

г) Не доказано, что наш мир – лучший из возможных миров. – Проблематично, что наш мир не является лучшим из возможных.

д) Не опровергнуто, что египетские пирамиды обладают магической силой. – Возможно, египетские пирамиды обладают магической силой.

е) Установлено, что вспышка молнии – это электрический разряд. - Опровергнуто, что молния – это стрелы Зевса или другого бога-громовержца.

ж) Доказано, что дельфин – млекопитающее. – Возможно, что дельфин относится к рыбам.

з) Проблематично, что появилось раньше: яйцо или курица. – Доказано, что яйцо появилось раньше курицы.

и) Опровергнуто, что можно построить квадрат равновеликий кругу. – Проблематично, можно ли построить равновеликий кругу кадрат.

3. Уточните, везде ли понятия "обязательно", "разрешено", "запрещено" имеют значение деонтических модальностей:

а) Всем людям разрешено иметь своё мнение.

б) Солнце обязательно должно светить, чтобы на Земле была жизнь.

в) Кока-кола должна обязательно иметь в составе кофеин и газированную воду.

г) Запрещено громко включать музыку после 23.00, если вы живёте в многоэтажном доме, и у вас есть соседи.

д) Не обязательно ходить в школу, чтобы получить среднее образование.

е) Запрещено охотиться на редких животных, занесённых в красную книгу.

ж) Обязательно нормальный человек имеет одну голову, две руки, две ноги и туловище.

з) Не разрешается писать "не" с глаголами слитно.

и) Разрешено менять отчество при получении паспорта.

к) Обязательно помогайте слабым и беззащитным, если вы сами таковым не являетесь.

л) При решении задач разрешается доводить вычисления до второго знака после запятой.

 

4. Определите вид и характер модальности следующих высказываний:

а) Если верно учение Птолемея, то невозможно, что Земля вращается вокруг Солнца.

б) Возможно, что Сократ – мудрейший из греков, если верно всё, что утверждал Дельфийский оракул.

в) Рассуждение может быть правильно построенным, но ложным по содержанию.

г) Не исключено, что Иван Грозный любил своего сына, которого убил.

д) Точно неизвестно, жил ли Гомер в Афинах.

е) Уж лучше бы мы совсем не спорили, чем ссориться из-за пустяков.

ж) Публично призывать к войне и насилию категорически запрещено.

з) Когда-то, наверное, и я был счастлив.

и) Невероятно, чтобы собака на прогулку сама надевала туфли на каблуках.

к) Нельзя так беззастенчиво врать.

л) Если бы Колобок не укатился от бабушки и дедушки, его всё равно обязательно бы съели.

 

5. Определите в каждом приведённом высказывании, какую модальность выражает слово "нельзя":

а) Нельзя не меняться в течение жизни.

б) Нельзя во время занятий обращаться к преподавателю на "ты".

в) Нельзя было выбрать лучшего подарка.

г) Нельзя полагаться во всём только на себя.

д) Нельзя сказать, что хуже: ждать или догонять.

е) Нельзя доверять этому лживому человеку.

ж) Нельзя надеяться, что любимая собака проживёт до ста лет.

з) Нельзя продавать на рынке опасные для здоровья продукты.

и) Нельзя забивать гвозди микроскопом.

к) Нельзя укусить себя за локоть.

л) Нельзя быть таким неразборчивым в чтении.

м) Нельзя, складывая положительные числа, получить в сумме меньше, чем любое слагаемое.

н) Нельзя гулять по городу с оружием.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: