Сходство в объекте заключается в том, что обе науки, социология и философия, осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии ‒ это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин. Философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.
Философия концентрирует внимание на философских, методологических сторонах политики. Её главная задача—разработка теории познания политики: соотношение между материальным и духовным, объективным и субъективным. Взаимодействие политологии и философии следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, общественная роль философии в развитии политических знаний, а также в использовании философской методологии; во-вторых, немаловажная роль философской (мировоззренческой) позиции субъекта в его политической деятельности.
Таким образом, все перечисленные дисциплины тесно связаны между собой и имеют связь с формируемыми компетенциями. Сложно представить любую науку без участия в неё философии, именно поэтому философия пронизывает как воздух всю систему образования.
ПРЕДМЕТ РАССМОТРЕНИЯ, УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Цель изучения дисциплины «Философия» ‒ сформировать целостные представления о рождении и развитии философского знания, а также о современных философских проблемах природы, человека и общества. Учебный курс излагает основы современной научно-философской картины мира, рассматривает сущность и смысл человеческой жизни, многообразные формы знания, современные социальные проблемы, формы и методы научного познания, взаимоотношение биологического, социального и духовного в человеке, отношение человека к природе, условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; общий ход исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации. Курс вводит в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, вырабатывает способности к работе с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Основные задачи дисциплины:
Ø развитие способности к критическому восприятию и оценке источников информации;
Ø развитие умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать;
Ø собственное видение проблем и способов их разрешения;
Ø овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Формируются представления о:
Ø специфике философии как способе познания и духовного освоения мира;
Ø основных разделах современного философского знания;
Ø философских проблемах и методах их исследования;
Ø базовых принципах и приемах философского познания.
ФОРМЫЗАНЯТИЙ
В ходе обучения применяются лекции и практические занятия.
Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучающихся. Количество лекционных академических часов‒18
Цели лекционных занятий:
· дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировать внимание на
наиболее сложных вопросах дисциплины;
· стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.
Практические(семинарские занятия) включают работу каждого обучающегося по овладению практическими умениями и способностями к профессиональной деятельности. Количество семинарских академических ‒ 54(учитывается подготовка к ним)
Цели семинарских занятий:
· углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой;
· обеспечить живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам;
· совершенствовать умения и способности к решению практических задач.
По итогу общая трудоёмкость дисциплины составит 72 академических часа.
КОМПЕТЕНЦИИ
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование следующих
компетенций:
1. Компетенции ценностно-смысловой ориентации (ОК-2):
ü Знаниеосновных направлений, проблем, теории и методов философии, отношения философии к науке и технике;
ü Умениеиспользовать различные философские подходы для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
ü Владениенавыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; приемами ведения полемики для участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера;
2. Компетенции социального взаимодействия (ОК-5):
ü Знание социальных, этнических, конфессиональных, философских и культурных различий людей, народов и государств;
ü Умение использовать на благо сотрудничества и взаимодействия социальные, этнические,
конфессиональные, философские и культурные различия;
ü Владение информацией об особенностях своей культуры в сравнении с другими культурами;
выстраивание отношений сотрудничества с представителями разных культур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения реферата изучены роль и место дисциплины «Философия» в учебном процессе, узнала историю её появления, вклад значимых философов мира в данную науку, а также проведенаа связь между другими учебными дисциплинами в образовательной программе всех курсов и узнала формируемые компетенции.
В заключении можно сделать вывод о том, что философия - наука всех наук: она устанавливает порядок "от простого к сложному", указывает правила внутреннего строения каждой отдельной дисциплины, без неё невозможно представить наш мир, а также мою будущую профессию. Можно утверждать, что философом также является каждый человек, поскольку в те или иные периоды своего развития он обязательно решает для себя жизненно важные вопросы, стремится к гармонии с миром, обществом и самим собой.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. ‒ М., 1995.
2. Хайдеггер, М. Что такое философия, 1993. – С.113-123.
3. Балашов Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004. – С.38.
4. Основной вопрос философии. Направления философии [Электронный ресурс]. URL: https://nitshe.ru/filosofiya-kratko-5.html (дата обращения 28.092019).
5. Самые известные философы [Электронный ресурс].
URL:https://www.molomo.ru/inquiry/famous_philosophers.html (дата обращения 28.09.2019).
6. Введение в философию. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.02.2014. ‒ URL: https://studopedia.ru/3_152812_vvedenie.html (дата обращения 28.09.2019).
7. Философы и их учения [Электронный ресурс].URL: https://gitak.ru/filosofy-i-ikh-ucheniya.html (дата обращения 29.09.2019).
8. Аристотель цитаты [Электронный ресурс].URL: https://ru.citaty.net/avtory/aristotel/(дата обращения 29.09.2019).
9. Платон цитаты [Электронный ресурс].URL: https://ru.citaty.net/avtory/platon/ (дата обращения 29.09.2019).
10. Сократ цитаты [Электронный ресурс].URL: https://ru.citaty.net/avtory/sokrat/(дата обращения 29.09.2019).
11. Связь психологии с философией [Электронный ресурс].
URL: https://studepedia.org/index.php?vol=1&post=87685 (дата обращения 29.09.2019).
12. Связь социологии другими науками [Электронный ресурс]. URL: https://www.smartcat.ru/Referat/Economics/sociologiabiletyC.shtml(дата обращения 29.09.2019).
13. Журнал дошкольная педагогика социальная психология и педагогика воспитание, образование школа и институт педагогики ‒2005.‒ [Электронный ресурс].URL: https://www.pedpro.ru/basic/5/62.htm (дата обращения 29.09.2019).
14. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками [Электронный ресурс].URL: https://studopedia.su/3_42654_vzaimosvyaz-politologii-s-drugimi-obshchestvennimi-naukami.html (дата обращения 29.09.2019).
15. Философия [Электронный ресурс].
URL: https://samopoznanie.ru/schools/filosofiya/#ixzz61QNDjJwN(дата обращения 04.09.2019).
16. Д.филос.н М.И. Микешин. Рабочая программа дисциплины «Философия» ‒ СПб: Санкт-Петербургский горный университет, 2018.