Связанные одной рекламой




Постепенно по проторенной дорожке Afcap’а пошли конкуренты. В середине 1990-х появился «Коммет», примерно тогда же – «Анфас». Чуть позже к ним присоединился «Метроном», составив ту самую великолепную четверку. При этом метрополитен почему-то так и не стал создавать собственную службу по продаже рекламы, ограничившись вступлением в капитал «Коммета». Но активно пускал на этот рынок частников. К тому – тесно связанных между собой, а также имеющих отношение к самой подземке.

Например, учредителем АООТ «Анфас» в 1990-е годы выступили Юрий Преображенский и Ирина Воробьева – будущий пайщик «Нового Кирполья» и заместитель начальника метрополитена по экономике и финансам. Оба, к слову, жили в одном доме на улице Чудновского. Все тот же Преображенский внес самую большую долю в уставной капитал «Коммета» – 21% (даже у метрополитена – 20%).

«Афкап» и «Коммет» имеют совместную компанию «Афкап Метромедиа». Среди ее собственников есть Елена Каменская – жена Федора Каменского, одного из дачников из «Нового Кирполья», которое, судя по всему, является своеобразным аналогом всем известного кооператива «Озеро», но только из мира подземного транспорта.

На этом череда удивительных совпадений на заканчивается. Нынешний гендиректор «Анфаса» Александр Желтов когда-то стоял у истоков «Метронома», а до этого, в начале 2000-х, возглавлял компанию, оборудовавшую станции подземки розничными киосками. Вместе с ним в числе учредителей «Метронома» числится и Виталий Гришечкин – еще один пайщик дачного кооператива «Новое Кирполье», возглавлявший также издательскую группу «АСТ».

Наконец, метрополитен всегда заботился о своих рекламных операторах, давая им приют во вверенном себе имуществе. Так, «Метроном» официально базируется в здании на Одоевского, 29, где, например, работает Музей метро. «Анфас» – в доме №1 в Транспортном переулке, где также находится Служба материально-технического снабжения подземки. А «Коммет», в свою очередь, получил кров в Управлении подземки на Московском проспекте, 29.

Все вышеперечисленные титаны объединены в Ассоциацию рекламных агентств Петербургского метрополитена, которую сначала возглавлял известный журналист Александр Невзоров, а сейчас – предприниматель Игорь Савви. И последний штрих в этой картине маслом: бизнес-партнером Савви является молодой предприниматель Виктор Дубровский – еще один пайщик «Нового Кирполья». Его отец Сергей Дубровский был руководителем УВД метрополитена, а потом стал заместителем начальника подземки по развитию договорных отношений.

Впрочем, «Фонтанка» уверена: все эти совпадения говорят лишь о том, что мир тесен. И более – ни о чем.

Прибыльная подземка

До середины 2000-х годов метрополитен был сам волен выбирать, кто будет продавать рекламу на станциях и в вагонах. Однако в 2006 году Смольный наконец провел конкурс по выбору операторов, стремясь как-то упорядочить этот рынок с многомиллионной выручкой. Но упорядочивание обернулось формальностью: для участия в тендере нужен был допуск от ГУПа и обязательное наличие пятилетнего опыта по размещению работы в метро.

В итоге на сцене остались все те же: пять линий метро поделили Afcap, «Метроном», «Анфас» и «Коммет», царствующие в подземке и по сей день. Три из них раскрывают свою отчетность. И на первый взгляд она не очень впечатляет и, казалось бы, разбивает все представления о маржинальности этого рынка. Так, по данным СПАРКа, «Метроном» в 2013 году выручил 270 млн рублей, прибыль составила 52 млн. В 2014 результаты были чуть лучше: выручка – 296 млн рублей, прибыль – 58 млн.

«Коммет» последний раз раскрывал показатели в 2013 году, который принес доход в 33 млн при обороте в 83 млн. «Анфас» в 2014 году выручил 60 млн рублей и едва-едва не ушел в минус. В общем – полное несоответствие расхожему убеждению, что раз все вагоны заклеены плакатами, то и прибыли этот бизнес должен приносить немаленькие.

Однако эти цифры не должны вводить в заблуждение. Все четыре компании передали право продавать рекламу компании «Проспект». Чуть копнув структуру собственников последней, вновь обнаруживаешь знакомые лица. Так, одним из ее владельцев является глава «Афкапа» Федор Каменский. Кроме того, 38%-я доля – у бывшего начальника отдела рекламы ГУПа «Петербургский метрополитен» Георгия Иванова. Он же является директором «Проспекта».

Но с другой стороны – где же еще работать, если имеешь такой опыт за плечами? Да и финансовые показатели радуют: по данным СПАРКа, в 2014 года выручка «Проспекта» составила 1,4 млрд рублей, прибыль – почти 500 млн рублей.

Чистят тоже свои

Какие крохи получает метрополитен с этого рекламного стола?

Расчет с подземкой ведется по двум статьям. Первая – аренда рекламоносителей, то есть стен станций и вагонов. Вторая – обслуживание этих самых рекламоносителей. В сумме по обеим статьям в 2012 году ГУПом было получено 316 млн рублей, в 2013-м – 331 млн, в 2014 – 349 млн. То есть существенно меньше, нежели прибыль одного только «Проспекта».

Одна из причин такой ситуации заключается в том, что ставки за аренду не менялись с 2009 года. Впрочем, решение по этим тарифам принимает Смольный, с которым и заключены контракты у «Афкапа», «Анфаса», «Коммета» и «Метронома». Последний раз вопрос об изменении платы ставился этой осенью, причем вопрос поднимало само руководство ГУПа «Петербургский метрополитен». Однако чиновники отказали подземке, сославшись на плохую экономическую ситуацию на рекламном рынке.

Зато ставки за содержание индексируются ежегодно: в этом случае согласование не требуется, подземка сама вольна их менять. И пока получается так, что содержание приносит ГУПу больше денег, нежели аренда. В 2011 году по этой статье пришло 176 млн рублей, в 2012-м – 174 млн, в 2013-м – 202 млн. При этом львиная доля этих денег уходит подрядчику. По традиции подземки, многие годы им является одна и та же компания – «Метротранс-Сервис», которая, опять же в силу все тех же традиций, базируется на Одоевского, 29.

«Метротранс-Сервис» тоже не чужая компания: ее директор Николай Федоров ранее возглавлял дистанцию по обслуживанию рекламы в «Петербургском метрополитене» и трудился в «Коммете». А ее собственник Маргарита Сахарова трудилась в «Афкапе». Но опять же – мир просто тесен.

В конце 2014 года монополия «Метротранс-Сервиса» прервалась: он неожиданно проиграл конкурс на право обслуживания рекламных конструкций. Причем на кону был жирный кусок в виде права протирать пыль с лайтбоксов в течение пяти лет – с 2015 по 2019. Контракт в 440 млн рублей получила компания «Инфо-Сервис», которая принадлежит молодому предпринимателю Константину Марченкову. Последний, по данным «Фонтанки», ранее работал в компании «Боккхольд/Проспект», которую возглавлял член ДНП «Новое Кирполье» Виктор Дубровский. Тот самый, чей отец курировал в метрополитене договорные отношения.

И без традиций тоже не обошлось: ранее «Инфо-Сервис» базировался все по тому же священному адресу – на Одоевского, 29.

Свои запчасти

В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» Владимир Гарюгин признался, что ему было известно, кто будет пайщиком ДНП «Новое Кирполье». «Это было давно, я сейчас всего не помню. Мне предложили, что есть возможность для выгодного вложения, но в итоге так ничего и не было построено», – подчеркнул он.

В совместном порыве к дачной жизни, безусловно, нет ничего предосудительного. Равно как и постоянном пересечении одних и тех же компаний и работников. В конце концов – рынок узкий, 67 станций, пять линий. А вот для того, чтобы задать вопросы начальнику Службы материально-технического снабжения метрополитена Владимиру Барышеву, не нужно строить сложные схемы аффилированности.

По данным СПАРКа, он является совладельцем компаний «Метропром» и «НПКФ "Техком"», которые постоянно побеждают в конкурсах подземки на поставку запчастей и комплектующих. Так, один только «Техком» получил в 2013 году контрактов на 200 млн рублей, а в 2014 году – на 100 млн. А недавно «Техком» получил право смонтировать на «Приморской» прозрачные двери, которые будут закрывать платформу от путей. Если эксперимент будет признан удачным, то такие же двери поставят на все станции открытого типа.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: