Рекомендации (исходя из нынешнего положения потерпевшего-цедента-страхователя).




Письменная консультация потерпевшего в ДТП страхователя-цедента(второй участник полностью свою вину признал), оформившего “европротокол”, подписавшего c “аварийным комиссаром” договор цессии на условиях “право требования к страховщику по ОСАГО в обмен на ремонт автомобиля силами СТО-цессионария”.

В соответствии с ч.2 ст.11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО):

“В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.”

 

[Таким образом, в течение 5-ти рабочих дней со дня события ДТП необходимо направить страховщику заявление о прямом возмещении убытков (т.е. заявление в “свою” страховую компанию) с приложением “европротокола”.]

В соотчетствии с ч.3 ст.11.1 Закона об ОСАГО, “В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.”

 

[Учитывая тот факт, что цедент-потерпевший-страхователь планирует физически передать автомобиль цессионарию-СТО, то цедент-потерпевший-страхователь несет на себе потенциальный риск невыполнения цедентом-СТО данного требования страховщика (страховой компании)]

[А какой это “потенциальный риск” – он описан в ст.12 Закона об ОСАГО. Если потерпевший (в данном случае, уже цессионарий-СТО, т.к. подписан договор цессии) не предоставит автомобиль для осмотра, ему назначит страховщик повторную дату осмотра. Если не предоставит второй раз – то заявление о прямом возмещении убытка страховщик вернет без рассмотрения. Это значит, что надо будет подавать такое заявление заново, повторно. Если так затянуть и долго подавать “заново”, то может потом эксперт-техник написать, что “не получается выявить причинно-следственную связь”, а это уже повод для мотивированного отказа по ч.20 ст.12 закона об ОСАГО].

[А чем опасен мотивированный отказ? После него останется обращаться только к финансовому омбудсмену, а потом в суд (омбудсмен – это обязательный досудебный порядок по такого рода спорам). При этом, помним, что цедента-потерпевшего-страхователя “выкинули” из отношений со страховщиком. Следовательно, при плохом раскладе, омбудсмен уже не поможет, и останется только требовать возмещения убытков от цессионария-СТО (убытки могут быть только при наличии вины цессионария-СТО).]

[ А есть ли вина цессионария-СТО? П.2.4 договора цессии говорит о том, что это забота потерпевшего-цедента-страхователя предоставлять автомобиль. Следовательно, в случае такого расклада и вины–то-нет, и вытекающих из нее убытков, следовательно, тоже нет. Останется только уповать на то, что “я гр.РФ, а он ИП, я слабая сторона договора”, но это очень не просто.]

В соответствии с ч.4 ст.11.1 Закона об ОСАГО, “В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.”

 

[Полагаю, через Приложение “Помощник ОСАГО” “европротокол” не офомлялся. Следовательно, учитывая факт отсутствия разногласий (виновник полностью признал свою вину), возмещение предусмотрено, однако, его размер ограничен 100 000 р.]

 

В соответствии с п.15.1 ст.12 Закона об ОСАГО:

“Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

 

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

 

При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего. ”

[Может быть и такое, что поставят б/у запчасти, т.к. у цессионария-СТО и страховщика может быть подписано соглашение о том, что это допускается.]

 

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

 

В случае выявления недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства их устранение осуществляется в порядке, установленном пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 настоящего Федерального закона.”

 

В соответствии с п.15.2 ст.12 Закона об ОСАГО:

“Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:

- срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта)…”

 

В соответствии с п.15.3 ст.12 Закона об ОСАГО, “При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.”

 

[Именно так цессионарий-СТО и сделает.]

 

Рекомендации (исходя из нынешнего положения потерпевшего-цедента-страхователя).

п. 4.1. Договора цессии говорит о том, что односторонний порядок расторжения договора не допускается. Следовательно, расторжение данного договора цессии возможно только в судебном порядке в соответствии с пп.1 п.2 ст.450 ГК РФ. Основание для такого расторжения – “существенное нарушение договора другой стороной (СТО-цессионарием)”. Например, некачественно производят ремонт или затягивают 30-дневный срок.

Если бы я давал рекомендации в момент события ДТП, я бы не рекомендовал потерпевшему заключать договор цессии по причине наличия большого количества рисков, описанных выше. (Потерпевший остается “один на один” с СТО). По-сути, исход будет зависить от добросовестности СТО-цессионария. Если цессионарий будет работать честно – все будет хорошо, от такой схемы все останутся “в плюсе”. Но бывают и мошенники-“аварийные комиссары”, которые, в связке со страховщиками, специально бойкотируют получение страхователем-потерпевшим возмещения от страховщика путем “выбрасывания” потерпевшего из прямых отношений со страховщиком, лишая потерпевшего защиты омбудсмена, лишая возможности “подать в суд” на страховщика).

В данном случае, цессионарий – “какой-то ИП” (а не ООО “Завтра ликвидируюсь”), и это хороший знак. Если этот ИП не бомж, а нормальный “живой” человек, то, вероятно, все обойдется.

Поэтому, в настоящем положении, рекомендую не “расторгать договор цессии через суд”, а исполнять его со своей стороны. (!! Контролировать и не пропустить требование п.2.4 Договора цессии о предоставлении автомобиля страховщику по требованию.) Ждать при этом качественного нормального ремонта авто в 30-дневный срок.

Если “что-то пошло не так” (например, цессионарий затягивает ремонт, “тянет” доп.деньги (“про лимит 100 тр помним”), делает откровенный брак и т.д:

- Физически забираем автомобиль (если не отдают, то: (1) заявление о преступлении в полицию (могут сказать “у нас самозащита гражданских прав, т.к. нам убытки не возмещают”, а полиция напишет при этом в Постановлении об отказе в возбуждении УД “у них гражданско-правовые отношения”); (2) поэтому сразу и виндикационный иск (об истребовании из чужого незаконного владения).

- Досудебная претензия

- Исковое заявление о (1) расторжении договора; (2) взыскании убытков с цессионария.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: