Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.




Класс Литература

10.11.2021

Тема урока: Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

Цели урока: восприятие учащимися романа А.С.Пушкина «Дубровский» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах взаимоотношений между людьми, власти денег над человеком.

Задачи:

· обучающие: формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в тексте, умение видеть слова, раскрывающие образ героя;

· развивающие: развивать логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группе; способствовать развитию информационной культуры детей;

· воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.

 

Ход урока

 

Здравствуйте, ребята!

 

Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо знакомо. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят в душе самые лучшие чувства. Именно чувства и любовь. Как к самому писателю, так и к слову в его произведениях.

Сегодня на уроке разговор предстоит о произведении А.С.Пушкина «Дубровский».

 

Откройте свои тетради и запишите число и тему урока:

Десятое ноября

Классная работа

Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

Прежде, чем мы начнем работу с произведением, подумайте, что общего у всех этих пословиц? Подумайте над их смыслом:

От одного слова – да навек ссора.

Одна задириха, а другая неспустиха.

Нелады да свары хуже пожара.

Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.

 

- Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора?

- Почему люди ссорятся?

- Как можно избежать ссоры?

Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь.

Это произведение задавалось вам прочитать летом, чтобы восстановить события, просмотрите фильм по ссылке:

 

https://ok.ru/video/1464670358217

 

«Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач часто допускаем ошибки. Мудрые советы классика помогут нам решить многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. И сегодня мы с вами прислушаемся к голосу классика.

- Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь.

Роман написан в 1832-1833годах. Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других.

История написания романа.

- Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника.

- Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах: решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.

Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

- Что же такое роман?

Запись в тетради:

Роман – большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

 

3. значительный объём.

Какие признаки романа мы находим в «Дубровском» - в названии романа вынесена фамилия - Дубровский.

- Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир Дубровский? Найдите доказательства в тексте романа.

Каков же сюжет романа?

глава 3: Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.

Владимир Дубровский - офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Дубровский из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова – Марию Кирилловну, Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага, демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с медведем, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кирилловны. Но бежать с Дубровским Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. Герой опаздывает освободить Машу до венца. Дубровский со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Дубровского. В последней главе Дубровский распускает шайку и уезжает за границу.

Запишите в тетради:

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

 

Действие романа происходит в первой половине XIX века

— Каким было общество тех времен: самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные.

— Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе? (вспомним «Муму» И. С. Тургенева)

— Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.

— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин? Оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.

Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

 

Знакомимся в 1-ой главе с Кирилла Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским.

они живут в поместьях (село Покровское, деревня Кистенёвка)

 

Троекуров - старинный русский барин; богатый, из знатного рода; большой вес в губерниях. Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях? (его богатство, знатный род, связи)

 

Соседи, губернские чиновники относились к нему: «…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство»)

-Каков он был в домашнем быту?

-Как Кирила Петрович обходился с крестьянами и дворовыми?

-Как автор характеризует дворовых Троекурова?

- что является гордостью Троекурова? (псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле)

-Кто был его старинным другом? Что мы о нём узнаём? (Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами)

Рассмотрим сходства и различия героев романа»:

Сходство: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях

 

Различия:

Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

 

Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

 

- Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? (Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

 

-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос? («…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам »)

-Обидел ли он своими словами Троекурова? (Нет, реакции не последовало).

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов? (Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича? (Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги)

-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации? (Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича)

 

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров? (Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто не думал)

-Как дальше развиваются события? (Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания).

- Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте? (Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей)

-Как показал автор Троекурова после охоты? («Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»)

 

Прочтите и будьте готовы к пересказу сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд».

 

-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского? (Сломить гордость Андрея Гавриловича)

 

- Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено? (Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал)

Итог урока.

 

Именно такой бесконечный спор о благородстве – мнимом и действительном – стал настоящей причиной конфликта между Дубровским и Троекуровым. Конфликта, в который сначала были втянуты посторонние люди, а потом и их собственные дети.

 

Предположите конфликт Дубровского и Троекурова с тем, чтобы все, кто их окружал, были истинными дворянами. Чем тогда он мог закончиться?

Домашнее задание.

Прочитать 1–6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский» и озаглавить их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: